Плавные кривые линии на чертеже могут
в пространственном прочтении оказаться и дорожкой, и оградой, и краем
обрыва, и мостом, и т. д. В частности, они могут быть террасным
перепадом высот в ландшафтном дизайне. На макете обычно такими террасами
обозначают всякие холмы и возвышения (для этого хватает двух-трех
ступеней). Как делать подобные ступени, рассказано в учебнике. Можно
добавить лишь следующее: к торцам этих ступеней для большей эстетики
приклеивается полоска бумаги по высоте ступеньки. Если ступени
прямолинейные, то в эскизном макете само основание можно просто согнуть
гармошкой, процарапав ступени с обратной стороны ножом по линейке.
Проще ступени сделать из упаковочного картона, но лучше в таком случае
применять пенокартон.
Однако важно, чтобы вопросы технологии не увели от главной
цели — понять, как применить производный от линии элемент для связи
всех частей макета в единое композиционное целое.
Эти задания помогут постепенно
подвести учащихся к пониманию того, как использовать в макете цвет и
фактуры. Ребятам следует указать на условность и метафоричность
выразительных средств, участвующих в сочинении пространства макета.
Цвет на этом этапе вводится в макет очень ограниченно, скупо и,
главное, иносказательно. Например, газон не обязательно обозначать
ярко-зеленым цветом, а водоем — открыто голубым. Нужно приучать ребят
к гармоничным пастельным оттенкам.
Подобный подход желателен и в применении различных фактур,
например, газон можно изобразить при помощи крупной наждачной шкурки
или приклеенного песка, выкрашенного в белый или светло-серый цвет.
Вообще, это обширная зона поиска и эксперимента как для учеников, так и
для самого педагога. Важно найти материал не просто имитирующий,
а образно выражающий природную среду или отдельные архитектурные
элементы в макете. |