С недавних пор в наш лексикон вошло слово «макияж», которое в переводе
с французского означает «приукрасить себя». Во второй половине XX в.
его стали широко применять, появились специальные разделы в журналах
мод, а также в популярных журналах. В них систематически печатались
статьи о новых течениях в макияже, давались прогнозы моды в макияже на
будущее. Макияж стал как бы частью женской внешности, с его помощью
можно подчеркнуть более привлекательные ее стороны, скрыть небольшие
недостатки и, наконец, просто осветлить кожу лица. Make-up — так
по-английски стали называть моментальный макияж. Его наносят без
особого труда, как бы освещая лицо косметическими средствами.
В наше время макияж подчинен трем направлениям в моде:
классическому, романтическому и авангардному. Последнего направления
придерживаются молодые девушки, ведь это направление смелое и яркое,
несколько агрессивное. Каждой из этих разновидностей макияжа присуща
прежде всего своя цветовая гамма. Так, классическому и романтическому
макияжу свойственны более спокойные тона и оттенки, авангардному же
присущи контрастность, вычурность и вызывающая гамма цветов. Но все
направления, конечно же, подчинены моде.
Когда женщина, стоя перед зеркалом, сама «создает» свое лицо,
это называется макияжем или бытовым гримом. Когда же над лицом колдует
художник, действия его называются визажистикой, а он сам —
дизайнером-визажистом (от франц. visage — лицо). Визажист располагает
целой палитрой средств для создания выразительного облика человека. Он
должен быть психологом, так как работает в очень тонкой, деликатной
сфере дизайнерского искусства. С не менее тонким «материалом» работает
дизайнер-стилист (парикмахер). Конечно, и косметика, и прическа
человека только совместно создают его внешний облик. Иначе может
получиться так, что стилист, например, создаст прическу, подчеркивающую
женскую кротость клиентки, а визажист, не подозревая такого
стилистического хода, нанесет энергичный, модный и агрессивный грим.
В большинстве случаев они работают раздельно. Две профессии в одном
мастере часто соединяются в театральном гримере. Эти люди помогают
создавать сценический образ иногда совершенно контрастный и характеру,
и облику актера-человека. Если визажист старается сделать лицо
красивым, то гример стремится передать характер и психологию персонажа,
иногда при помощи специального клея и пластификата меняя внешность
актера до неузнаваемости.
Практические задачи, стоящие перед учениками на этих занятиях,
достаточно скромные, но, как показывает практика, очень увлекательные.
Первое задание заключается
в подборе на фотографии вариантов прически и грима, меняющих образ
человека на этой фотографии. Если использовать в качестве основы
рисунок, то нужно предварительно сделать ксерокс, а затем уже примерить
к нему нарисованные и вырезанные прически (если на рисунке мужчина, то
еще и усы, бороду, бакенбарды). Если рисунок графический, то грим можно
изобразить штриховкой цветными карандашами. Прически и прочие детали
можно вырезать из старых журналов, сделав 3—4 варианта. Правда, для
этого надо заготовить 3—4 фотографии (желательно своих). Макияж можно
делать также цветными карандашами.
Самые эффектные работы получаются при выполнении задания на
компьютере. Для этого необходимо перенести свою фотографию в Adobe
Photoshop, начать примерять разнообразные прически, а затем при помощи
«штампа» наносить тени и помаду.
Второе задание — учащиеся
пробуют себя в роли визажиста. Для этого они разбиваются на пары и по
очереди накладывают тон и тени друг на друга. Более того, имея в запасе
лак для волос, расческу, можно поработать еще и стилистом, сделать
различные укладки волос. Для этих уроков, также для школьных спектаклей
хорошо бы централизованно приобрести в театральном магазине несколько
коробок театрального грима (разумеется, можно использовать и
косметический грим). Перед началом работы на лицо наносится крем для
лица (или вазелин), а в конце работы грим снимается при помощи вазелина
или косметического средства для снятия макияжа, салфетки. Чтобы не
испачкать одежду, вокруг шеи нужно положить полотенце. Для нанесения
грима понадобятся также кисточка и ватка.
Сначала можно сделать грим динамичный, чтобы понять способы его
наложения и научиться при помощи грима что-то подчеркивать, а что-то
нивелировать на лице. Можно сделать грим эпохи немого кино: сильно
подчеркнуть прямые брови; углубить тенями глаза; сузить нос, оттенив
его с двух сторон и высветлив середину; подчеркнуть скулы — словом,
создать образ роковой женщины, напомаженного красавца-мужчины.
Получившийся образ необходимо сфотографировать для архива, а затем
смыть.
После этого можно попробовать сделать вечерний макияж. Он
предполагает игру с цветом, но сначала нужно наложить средний общий
тон, подчеркнуть более светлым тоном в одних местах и более темным
в других (которые нужно пригасить или сузить), затем нанести тени на
верхние веки и подвести глаза. Косметическим карандашом обводится
контур губ, затем на них наносится помада. После этого можно что-то
поменять в прическе. После фотосессии грим смывается.
Третье задание — это создание
при помощи грима какого-то театрального, а скорее карнавального образа.
Работа также выполняется ребятами попарно. Технология та же, что и
в предыдущем упражнении, но грим можно делать самый импровизационный на
темы «Радость», «Печаль клоуна», «Женщина-лиса» и т. д. (вплоть до
рисунков на лице). Лицо можно расписать с помощью аквагрима, который не
требует закрепления пудрой, не течет от софитов, идеален для сказочных
и фантазийных гримов. Наносится аквагрим на чистую кожу влажной
кисточкой, смывается водой с мылом.
Как мы уже отмечали, это задание может выполняться в связке
с предыдущим заданием по костюму и со следующим по имидж-дизайну. |