На этом занятии, в отличие от предыдущего, фантазия учеников будет
ограничена жесткими рамками реализма современного города, города по
большей части перенаселенного. Люди в городе живут компактно,
достаточно тесно и более суетно, чем в частном загородном доме.
Дизайнер, проектирующий интерьер городской квартиры или комнаты, должен
постараться создать максимум возможного комфорта для всех ее
обитателей. Даже если в комнате живет один человек, то в течение дня
у него происходит смена деятельности и ему необходимо деление помещения
на территории, предназначенные для различных функций. И если на
предыдущем занятии девизом проектировщика было: «Для каждой комнаты —
одна функция», то теперь его девиз: «Каждой комнате — несколько функций» (рис. 26).
Прежде чем ребята приступят к выполнению первого задания, учитель должен организовать беседу,
в которой он должен обратить их внимание на структуру современной
квартиры и ее вещное наполнение, на те основные зоны, на которые делится
наше жилище: зона отдыха, зона дневных занятий, рабочая зона, зона
пребывания детей, зона для сна.
Очевидно, что количество зон больше, чем число комнат
в современной квартире. Поэтому отдых, работа, учеба, сон могут
происходить в одной комнате. Не всегда функциональные зоны разделены
между собой ширмами, стеллажами или перегородками (часто они просто
в ощущении), но каждая из них должна иметь свой, присущий ей облик,
свое «лицо».
Обычная последовательность, которую соблюдают, осваивая
квартиру, заключается в распределении полезной площади по зонам так,
чтобы запросы всех членов семьи были удовлетворены в максимальной
степени. Далее квартира обставляется имеющейся или заново купленной
мебелью. Расставляется она по вкусу жильцов, таким образом, собственно,
и решается планировка квартиры.
Чаще всего вначале вычерчивается план комнаты или квартиры на
миллиметровке в определенном масштабе (1 : 20 или 1 : 50) в зависимости
от величины помещений. Затем замеряется мебель, и уже после
вычерчивания каждого из предметов в том же масштабе она вырезается по
контуру из бумаги. Двигая эти вырезки на плане комнаты, можно найти
лучший вариант компоновки.
Прежде всего учитываются повседневные потребности и нужды — при современном ритме жизни это очень важно.
Четкий и трезвый анализ внутренних связей семьи — одна из
важных предпосылок для разумной планировки жилья, учитывающей интересы
всех. Чем более подчеркнутым будет смысл каждой из зон, тем
выразительнее станет интерьер. Между зонами иногда нужна надежная
изоляция: дети шумят и мешают взрослым сосредоточиться, а вечером,
когда взрослые еще бодрствуют, детям пора спать.
Эпоха технического прогресса и компьютеризации требует
приложения все больших усилий, чтобы человек мог идти в ногу со
временем. Это означает, что большинство членов семьи нуждается
в удобном месте для занятий.
Учитываются особенности каждой из зон: у ребенка свой уголок,
где много так необходимого ему естественного света, своя кроватка,
столик, шкафчик для игрушек — целая группа детской мебели. Детская зона
(для маленьких) и спальная для взрослых могут занимать комнату, где
достаточно воздуха. Они не разделены, так как ребенок нуждается
в постоянной опеке и наблюдении. Хранение вещей в секционных шкафах —
самое выгодное в смысле компактности.
Зона еды: безусловно, что большой обеденный стол посередине
комнаты — дань традиционным трапезам. Теперь же семья садится вместе за
столом в комнате только в торжественных случаях, обычно едят на кухне
(и это уже вопрос зонирования пространства кухни). Большой стол
заменяется складным или столом-трансформером, меняющим свои размеры
в длину, ширину и высоту (от журнального столика до большого
обеденного).
Детская зона отличается по своему облику от всего остального
в квартире, и это естественно: дети отличаются от взрослых не только
физически, но и своим эмоционально-психическим складом. Эта зона
обставляется обычно готовой детской мебелью, но ее нужно расставить
так, чтобы получился детский интерьер. Если в семье двое детей, можно
использовать двухэтажную кровать. Детям интересно такое сооружение
прежде всего как место для игр, со своим пространством, которое можно
временно изолировать от взрослых. К тому же экономится полезная
площадь, а ведь ребенку нужен простор, он растет и большую часть
времени проводит в играх.
В связи с этим к детской зоне может примыкать спортивная зона.
Кстати, одна из сторон двухэтажной кровати может быть оборудована
шведской стенкой, чтобы лазить, висеть и качать пресс. В этой же зоне
может находиться какой-нибудь компактный тренажер для взрослых.
Ребята должны четко представлять, что им нужно в зоне для
занятий: стол для чтения, рисования; полка для книг или стеллаж,
который одновременно может служить средством для зонирования
(перегородка). На стене рядом со столом — деловая «витрина», место для
сменной информации (расписание занятий и пр.). Нужно также и
«информационно-сувенирное» место для всего того, что в данное время
интересует человека или просто радует глаз, — интересный рисунок, плакат
и т. п. Зона для занятий должна быть хорошо и равномерно освещена и
днем, и вечером при свете лампы. Нужен ли отдельный стол для компьютера
или он должен стоять на столе для занятий? Главное, организовать это
место так, чтобы им могли пользоваться и другие. В этой же зоне ребята
могут предусмотреть откидную или приставную доску для занятия разного
рода рукоделием.
В тесном пространстве, где негде поставить письменный стол,
рабочая зона школьника оборудуется секретером с откидной доской. Когда
занятия заканчиваются, доска откидывается назад, занимая вертикальное
положение и тем самым освобождая полезную площадь. Такая рабочая
плоскость может быть заключена в объем секционного шкафа. В общем это
рабочее место, в этом его внутренняя сущность, что должно быть
недвусмысленно выражено.
При оформлении детской зоны следует иметь в виду, что дети
любят рисовать и любая плоскость для них очень заманчива, поэтому
в детском уголке, если есть возможность, следует поставить щит (доску),
покрытый линолеумом. На такой плоскости хорошо рисовать пастелью или
цветными мелками. Нарисованное периодически стирают, и рисование
возобновляется, новая тема сменяет старую. Кроме мебели, в детской зоне
или комнате находятся игрушки: большие и малые, движущиеся и
статичные. Мир детских вещей многообразен!
Зона отдыха или комната дневного пребывания — место, где члены
семьи проводят досуг. Обычная мебель зоны отдыха — диван, кресла,
журнальный столик, стеллажи или шкафы для книг. Здесь же может
находиться столик для занятий с книгой или для рукоделия. Практически
все это готовая, купленная в магазине мебель, целый гарнитур, или же
более или менее подходящие друг к другу кресла, стулья, столы.
Непременной принадлежностью зоны отдыха являются магнитофон, телевизор,
видеоплеер.
Часто, для того чтобы как-то выделить в комнате зону отдыха,
пол устилают синтетическим или тканым ковром, паласом. Большое значение
имеют украшения на стенах — фотографии, гравюры и репродукции.
Зона отдыха может быть и совершенно другой, когда она отражает
какое-нибудь ярко выраженное пристрастие хозяев. Может получиться
зонирование при помощи целого стеллажа аквариумов или живой зеленой
изгороди из домашних растений (да еще с подсветкой).
Размещая мебельный гарнитур или составляя разностилевую
композицию, окрашивая стены и вешая занавески, заполняя стеллажи и
полки книгами, вешая на стены картины, репродукции, гобелены,
фотографии и т. п., мы как бы приспосабливаем жилое пространство
к своему мироощущению.
Что из этого «груза хозяйственных забот» ученики выберут для
компоновки и зонирования многофункционального помещения, какие детали
они добавят для личного комфорта, подскажет их фантазия.
Вычерчивать план расстановки мебели на миллиметровке, как было
предложено выше, необязательно, но можно: по крайней мере ребята не так
сильно ошибутся в размерах мебели и сама комната не превратится
в Колонный зал. Затем можно сделать эскизный рисунок комнаты
в перспективе, так как на плане не видно зонирования цветом или
применения цветового акцента, правда, цвет в таком рисунке следует
давать намеком (пастелью или цветными карандашами). Можно также сделать
эскиз в смешанной технике, применив аппликацию. Было бы неплохо
показать ребятам образцы таких рисунков, например, в журналах по
дизайну интерьеров.
Что касается второго задания, —
макетной выклейки интерьера многофункционального помещения, то его
можно сделать так, как на иллюстрации в учебнике, выкроив аккуратно из
плотной цветной бумаги для пастели. Или можно сделать развертку стен,
применяя цветную бумагу, куски ткани и обоев, а мебель изображая
схематически (объемно или плоскостным силуэтом, вырезанным по контуру).
Если мебель делать в виде «стоящих» вырезок из журналов, то делать это
нужно крайне осторожно — очень легко скатиться до безвкусицы.
И наконец, третье задание,
выполняемое по желанию и предлагаемое учителем сообразно ситуации,
носит название «Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты»
(фотоколлажная композиция или инсталляция)».
Ученикам предлагается создать некий символический «портрет»,
«собирательный образ» комнаты. Выполняется работа в виде коллажа из
фотовырезок, символизирующих жилищное «кредо» автора: фантазийное
(спартанское ложе в комнате «гаражного» типа с домашним кинотеатром или
дворцовая кровать с балдахином и ковром из горностая) или реальное,
многофункциональное. Инсталляция, создающая плакатным языком «портрет
комнаты», наверное, также может иметь в качестве фона фотоколлаж,
а в качестве композиционной доминанты — книгу, куклу, пластмассовую
леечку, нотную тетрадь и т. п.
Все задания, включая фотоколлаж, могут быть выполнены при
помощи той же программы 3D Home Architector Deluxe, a также
с применением Adobe Photoshop на компьютере. |