На занятии по этой теме ученикам предлагается создать план-проект «Дом моей мечты». Прежде чем приступить к выполнению задания,
ребята должны расширить запас своих зрительных впечатлений.
Демонстрируются фотографии проектов или реально существующих частных
домов: от дач на садовых участках до самых необычных, экстравагантных
домов, характеризующих индивидуальность владельца. Нужно также, чтобы
ребята внимательно рассмотрели иллюстрации в учебнике по этой теме.
В предварительной беседе учитель
должен обратить внимание учащихся на те проблемы, которые решает
архитектор при сооружении частного дома. Можно отодвинуть на второй план
технологические вопросы (источники водоснабжения, канализация,
энергоснабжение, отопление), но нельзя не предусмотреть такие жизненно
важные объекты, как прихожая, лестницы (входная, междуэтажные,
чердачная и подвальная), кухня, ванная комната, спальные помещения,
балконы, веранды и т. д. Можно также предложить в проекте варианты
помещений повышенного комфорта: кабинет-библиотека, каминный зал,
тренажерное помещение, бильярдная, бассейн, сауна.
Дом с удобствами предполагает некоторые дополнительные
строения, примыкающие к дому или автономные (по желанию хозяина): сарай
(для садового инвентаря), гараж, баня, зимний сад, конюшня, голубятня,
а также дом для гостей и т. п.
Планирование дома может происходить по принципу изнутри-наружу
или наоборот. Что это значит? Можно начать планирование с расположения
внутренних помещений, а затем придумать для них подходящую и
выразительную оболочку — наружные фасады дома. Можно сделать наоборот:
сначала определить внешний вид дома, возникшего в воображении, а затем
«втиснуть» в него желаемые помещения. В любом случае ребятам предстоит
поначалу некая работа на бумаге: написать список помещений с учетом
того, сколько в них будет жить детей и сколько взрослых, сколько
необходимо гостевых комнат, какой метраж будет у каждого помещения.
В списке указываются также дополнительные хозяйственные и
прочие постройки, которые будут находиться на примыкающей к дому
территории.
Прежде чем ученики приступят к вычерчиванию (эскизному)
поэтажных планов, нужно обратить их внимание, что девиз проектировщика
должен быть: «Каждой комнате — одна функция». Анализируя состав
помещений, учитель напоминает ребятам функционально необходимые
предметы, которые должны находиться в каждой из комнат. В частности,
например, в прихожей нужно предусмотреть специальное оборудование —
приспособления для чистки обуви, скребки, половички, решетки, стеллажи
для хранения обуви. Для того чтобы можно было поставить или повесить
трость или зонт, также должно быть предусмотрено приспособление.
Прихожая часто служит местом хранения сумок и портфелей. Иногда
вместо закрытого шкафа она оборудуется открытой вешалкой. Вешалка
имеет ряд недостатков: не всегда эстетически приглядна висящая одежда,
кроме того, она не защищается от пыли. Самым рациональным является
встроенный шкаф. Он в зависимости от планировки прихожей может
заполнять нишу или просто закрывать часть стены. Шкаф может быть
глубиной от 40 до 60 см.
В прихожей человек приводит себя в порядок, поэтому здесь
непременно должно быть зеркало. Кроме того, нужно предусмотреть перед
зеркалом небольшую плоскость — место для сумок, перчаток, расчесок
и т. п.
Но слишком наполнять оборудованием прихожую нельзя: это зона
коммуникации с минимумом мебели, иногда подвешенной в виде полок и
консолей. Около зеркала, гардероба должны быть спокойные зоны, чтобы
проходящие не мешали тем, кто в этот момент одевается или занимается
своим туалетом. Эстетическая роль прихожей не малая: по ней вновь
пришедший невольно выносит то или иное суждение о доме и его
обитателях.
Самое значительное из так называемых подсобных помещений —
кухня. В ней готовят еду и хранят продукты. Все элементы кухни (плита,
шкафчики, столы) чаще всего стандартны, выдержаны в одном модуле и
лентой опоясывают весь периметр или располагаются вдоль одной из стен.
В то же время эстетические возможности оборудования кухни достаточно
велики. Необходимо также эргономически, рационально продумать
расположение всего оборудования. Перед каждым из видов оборудования
нужна минимальная площадь для работы, и она неодинакова: так, перед
разделочным столом или плитой с духовкой она больше, чем, например,
перед мойкой. Кухня может быть также местом семейных трапез и общения
членов семьи между собой. При сравнительно большой площади там может
находиться телевизор.
Функциональная и эстетическая организация санузла в основном
предопределена размещенным в нем оборудованием. Можно только дополнить
интерьер зеркалом, полочкой, шкафчиком для порошков, щеток и т. п.
Примерно с такими же подробностями можно «пройтись» и по
остальным помещениям, указав необходимый ассортимент предметов.
Дополнения ребята придумают сами. Комнаты должны носить печать удобства
и служения человеку, в них не должно быть казарменной пустоты.
Еще обязательно следует показать учащимся некоторые условные обозначения, принятые в строительных чертежах.
Ознакомившись с графическими приемами изображения на плане
элементов дома и оборудования, ученики делают предварительный эскиз
планировки внутреннего строения дома, не забывая о его примерном
внешнем облике (в связи с этим будет происходить ужимание или
расширение помещений).
Следующий этап работы — изготовление эскизного, примерного
рисунка внешнего вида дома, желательно с применением правил
перспективы, но возможно фронтальное изображение одного из фасадов.
И еще одно небольшое условие, которое должно быть учтено автором: дом
должен вписаться в пейзаж (в конкретную фотографию, выданную учителем
или подобранную заранее учеником дома). Иными словами, прежде чем дом
будет вырезан по контуру, его архитектуру нужно сгармонизировать
с окружением, т. е. слегка скорректировать.
И наконец, работа может быть завершена дополнительным заданием — изготовлением пространственного макета или рельефа в технике бумагопластики, изображающего проектируемый дом.
Для ребят, подолгу играющих в сложные компьютерные игры,
создать дом мечты, установив в компьютер программу 3D Home Architector
Deluxe, будет не менее увлекательно. Там тоже все начинается с плана,
затем план превращается в объемный дом, в окнах которого видна
спланированная мебель. |