Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 25.04.2024, 11:27:04
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Целесообразно начать урок об организации ландшафтного пространства с краткой беседы об истории ландшафтной архитектуры.
      Сам термин ландшафтная архитектура возник сравнительно недавно, хотя человек занимается обустройством пейзажа вокруг жилища начиная уже с глубокой древности.
      Спецификой ландшафтной архитектуры было и остается преимущественное использование особых природных «строительных материалов» — растительности, воды, камней, земли, включая особенности рельефа местности. Эти материалы и являются основными в создании среды открытых пространств. Обычные строительные материалы играют вспомогательную роль. Ландшафтный архитектор работает с естественной природной средой. В одних случаях он использует эту среду для нужд человека с минимальным вмешательством в нее, в других создает «искусственную природу», т. е. полностью формирует новую среду открытых пространств как итог архитектурного творчества. Обе тенденции по-разному прослеживаются на протяжении всей истории развития ландшафтной архитектуры. Академик Д. С. Лихачев говорил, что нужно подходить «к садовым стилям как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны». Ландшафтная архитектура, конечно, охватывает более широкую сферу деятельности, садово-парковое искусство — это «ветвь» ландшафтной архитектуры.
      Ландшафтная архитектура формировалась в сочетании садово-паркового искусства с искусством организации городских пространств: улиц, дорог, площадей и их пространственных элементов. Всегда параллельно существовали два направления развития — регулярно-геометрическое и живописно-пейзажное. Они полностью никогда не исключали друг друга. Даже самые четкие геометрические планировочные композиции всегда вписываются в живое природное окружение, а самый свободный живописный план не обходится без геометрически правильных элементов.
      В европейской традиции сложились две основных школы садово-паркового искусства — французская и английская, но дополнительно можно выделить еще итальянскую и русскую школы. Однако в Европе ландшафтная архитектура началась с Античности.

      Древнегреческая мифология изобилует упоминаниями о прекрасных садах Гесперид, о розариях царя Мидаса... Однако на деле сильно пересеченный рельеф особым плодородием почв не отличался. В Греции устраивались общественные сады — так называемые священные рощи с кипарисами, лаврами, фисташковыми деревьями и миртами, посаженными чаще всего в честь какого-нибудь особо чтимого в данной местности героя. В таких садах часто проводились спортивные состязания. Философ Эпикур основал философскую школу «Сад», слушателям которой в тени деревьев среди фонтанов и гротов читал публичные лекции на свежем воздухе. Римляне поставили разведение садов на научную основу: еще в I в. до н. э. стали появляться трактаты по земледелию и садоводству. Вергилий посвятил садам свое сочинение «Георгики», Плиний Младший классифицировал типы парков, разбиваемых вокруг вилл, самым пышным из которых считался парк императора Адриана в Тиволи.
      В эпоху Средневековья садоводством занимались преимущественно в монастырях. Считалось, что, трудясь в саду, средневековый монах очищает душу земным видением потерянного рая. Церковь выбрала своим символом так называемый закрытый сад, спрятанный от людского глаза за монастырской оградой, в замкнутом дворике — клуатре. Там обычно помещался сад с лекарственными травами, огород с овощными культурами и кладбище с фруктовыми деревьями, посаженными шпалерами. Французские короли противопоставляли монастырским садам общественные парки, предназначенные для развлечений: увеселительные рощи и сады любви. Любопытно, что по садовой части королей консультировали все те же аббаты монастырских орденов.
      Эпоха Возрождения оказала благотворное влияние на развитие садово-паркового искусства. В это время зародился так называемый итальянский регулярный парк, который возводился на крутом рельефе, связанном воедино террасами, лестницами, балюстрадами и каскадами водоемов. Центральное место в этой композиции занимал дворец или вилла. Основной темой итальянских парков стала вода. Шутейные фонтаны, приводившиеся в действие гидравлическими устройствами, забавляли публику.
      Впервые в парковую структуру были включены принципы анфиладности и разделения сада стеной из стриженой зелени. Таковы сады Боболи, виллы д’Эсте в Тиволи... В то же время во многих городах начали появляться вполне «серьезные» сады, где выращивались целебные травы. Впервые подобный «аптекарский» сад был разбит в 1543 г. в Пизе.
      Равнинный рельеф, преобладающий во Франции, и сильнейшее влияние культуры итальянского Ренессанса — вот два обстоятельства, определивших направление развития французского паркового искусства.
      В эпоху барокко — время правления Людовика XIV — появился французский регулярный парк. Поскольку местность не изобиловала возвышенностями, замок во французском саду не доминировал и не подавлял сад. Напротив дворца обычно выстраивали осевую аллею с четырьмя рядами лип и кипарисов, завершавшуюся разрывом на границе сада. Этот прием, получивший название «ах-ах», позволял неожиданно открыть вид на окружающий ландшафт.
      Версаль — это вершина развития садово-паркового искусства эпохи барокко и вершина творчества Ленотра, быть может, самого необыкновенного мастера ландшафтной архитектуры прошлого. По его же проектам были сооружены регулярные парки в Шантийи, Елисейские поля с Тюильрийским садом в Париже. Подобные парки были разбиты в ряде других европейских стран: в Германии — Дрезденский парк, рядом с Потсдамом регулярный террасный парк Сан-Суси; в Польше — парк Вилянув в Варшаве; в Англии — Хемптон-корт на Темзе (впрочем, регулярная планировка в нем уже фрагментарна и все более ясно проступают черты «пейзажного» мышления).
      В целом XVIII в. был отмечен возвратом к римскому пейзажу и греческой Аркадии. В эпоху классицизма и в Англии зарождается романтическое направление в искусстве, открывающее природу через живопись, возникает пейзажный парк. Большую роль здесь сыграла известная всем любовь англичан к природе и сельской местности.
      Русская ландшафтная архитектура шла в XVII—XIX вв. своим путем, существенно отличавшимся от западноевропейского, но в то же время связанным с ним традиционными взаимоотношениями в области культуры.
      В XVII в. сады Коломенского, в центре композиции которых некогда стоял деревянный дворец, были обширными плодовыми садами, имевшими регулярный характер.
      Сады Измайлова возникли в конце XVII в. Это также были регулярные сады, в которых декоративные функции сочетались с хозяйственными функциями. О разнообразии садов говорят их названия: Виноградный, Аптекарский, Просянский, лабиринт Вавилон и другие. В центре были красивые цветники и фонтаны. Регулярные сады были «островками» в природной среде рощ и лужаек, окружавших узорчатый дворец на искусственном острове, образованном запрудами.
      Коломенское и Измайлово представляют самобытное русское явление — усадебную культуру. Русская усадьба состояла из комплекса построек различного назначения, окруженного хозяйственными и декоративными садами.
      Весьма значителен вклад русской усадьбы в архитектуру и садово-парковое искусство.
      Русская ландшафтная архитектура с самого начала XVIII в. была отмечена яркой самобытностью. Наиболее интенсивно новые идеи начали развиваться в новой столице — Санкт-Петербурге. Они органично переплелись с уже существовавшими традициями, в первую очередь с традициями городского и сельского усадебного строительства. В Петербурге строились многочисленные городские усадьбы. Перед домом, выходившим фасадом на улицу, устраивался парадный двор — курдонер. За домом разбивался регулярный сад, подходивший обычно к набережной реки.
      Именно России принадлежит приоритет в создании публичных садов. Общественным садом стал знаменитый Летний сад в Петербурге. Позднее он несколько раз реконструировался, но основной свой план барочного стиля сохранил. Среди многочисленных мраморных статуй в саду можно было увидеть скульптуры итальянских мастеров и даже античные образцы. Сад замечателен своими павильонами, фонтанами и водоемами.
      В особенности русская ландшафтная архитектура XVIII — начала XIX в. проявила себя в пригородных резиденциях Петербурга. Вдоль южного побережья Финского залива была заложена и выстроена целая вереница загородных дворцов с садами. Строительство ансамблей начинали приглашенные из-за рубежа архитекторы Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти и другие, которые вдохновлялись работами Ленотра, Лево, мастерами итальянского Возрождения. Однако эти дворцовые ансамбли с самого начала значительно отличались от зарубежных образцов. Приглашенные мастера смогли отразить в своих постройках влияние традиций русской архитектуры (особенно в декоре), учесть органичную связь со своеобразным природным ландшафтом (близость моря), особенности местных строительных материалов.
      В 1714 г. началось создание в Петергофе парадной царской резиденции. В сооружении и расширении Петергофа принимали участие отец и сын Растрелли, другие замечательные архитекторы и скульпторы. Регулярная часть ансамбля Петергофа в стиле барокко была в основном завершена в 70-х гг. XVIII в.
      Архитектор Д. Кваренги продолжил работы в петергофских парках.
      Славу Петергофу принесла уникальная система фонтанов, не имеющая равных в мире. Система работает уже три столетия, но обновлялись только ее детали.
      Одновременно с ансамблями на побережье разрабатывались садово-парковые композиции Царского Села, а затем Павловска и Гатчины. В их создание вложили свою душу и свой талант зодчие А. Ринальди, Ч. Камерон, П. Гонзаго, нашедшие в России вторую родину.
      Царское Село, которое даже называют «энциклопедией русского сада», — один из безусловных шедевров русской ландшафтной архитектуры.
      «Сады прекрасные! Под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой...», — писал А. С. Пушкин о Царском Селе.
      Гатчина, Павловск... Парки вокруг дворцов разбиты по классическим канонам. Извилистые прогулочные дорожки, смена раскрывающихся пейзажей...
      Новые идеи садово-паркового искусства распространялись по всей территории России, и повсюду регулярные парки вольготно и гармонично сочетались с пейзажными композициями классицизма. В Москве в 20-х гг. XVIII в. был сооружен регулярный парк усадьбы Кусково, авторами которого были архитекторы Ф. Аргунов и А. Миронов. Создавался первый регулярный сад усадьбы Архангельского, а также симметричный сад усадьбы Останкино. Основным типом сада в XVIII—XIX вв. стали усадебные сады.
      Русским усадебным садам присуща своя поэтичность. Они всегда вписаны в ткань окружающего пейзажа, их формы органичны. Они не подавляют своим величием, соразмерны человеку. Это ощущается и в садовых постройках — скамьях, беседках и т. д. В них компонуются аллеи, тропинки, пруды, плодовые сады. Разнообразие усадебных садов поистине бесконечно.
      Если обратиться к восточной ландшафтной традиции, можно увидеть, насколько она разнообразна, сколько в ней региональных оттенков. Например, собственный сад в странах с засушливым климатом был предметом необходимости и показателем материального благополучия: он давал драгоценную тень. О тех, кто не смог обзавестись даже маленьким садиком, в древних текстах писали: «Он беден, у него нет тени». Царь Навуходоносор II (605—562 гг. до н. э) разбил на берегах Евфрата сад в виде лесистых террас, чтобы подбодрить любимую жену — мидийку, тосковавшую по своей холмистой родине. Так появились знаменитые «висячие сады» Семирамиды, названные одним из семи чудес света.
      История развития садово-паркового искусства Китая началась еще в XII в. до н. э. У китайцев существовало два типа парков: камерные (при жилищах или монастырях) и императорские парки необозримых размеров. В центре такого парка находился довольно глубокий водоем, откуда вода растекалась в пяти направлениях, напоминающих о пяти когтях леопарда. Над прудом нависала крутая скала с легкой беседкой, откуда можно было созерцать восход солнца. Другие павильончики, носившие поэтичные названия вроде «Беседки, омываемой ароматом леса» или «Беседки ожидания инея», были разбросаны по парку. На лужайках росли цветы и целебные травы, через речки были перекинуты горбатые мостики, арка каждого из которых вместе с отражением составляла правильный круг.
      В Японии предпочитали малые формы — небольшие сады, где каждая деталь имела сложный внутренний смысл. Это были отражения природы в уменьшенном виде, построенные по законам учения дзен, согласно которому длительное созерцание и самоуглубление способны привести к внезапному озарению. Основой японской садовой композиции служили камни — озерные и речные, прячущиеся в траве и омываемые потоками воды. К примеру, высокий камень символизировал активное начало, плоский — пассивное. В японском саду непременно присутствовали мхи, кустарники, клен, сакура, персик, а также ручьи или водопады.
      Другая вершина японского паркового искусства — монастырские сады камней. Это сады для медитации, для размышлений.
      Сад XX века — отражение одновременно и индивидуального выбора владельца, и всей садовой истории. Это может быть, например, сочетание искусственного и естественного начал или простая смесь многолетних цветов, как в современном английском саду. В любительских садах часто используется деление на «зеленые комнаты», что позволяет применить на одной территории несколько стилей ландшафтного проектирования. Для демонстрации последних веяний садовой моды проводятся международные фестивали садов, например в Челси или Боскоопе в Англии. Последней садово-парковой идеей можно назвать проектируемые и отчасти уже реализованные «вертикальные сады», укрывающие сплошным ковром зелени фасады многоэтажных домов.

      Несколько комментариев к выполнению заданий.
      Первое задание представляет собой домашнюю работу с учебником (в котором, кстати, есть иллюстрации всех типов перечисленных выше садов и парков), а также работу с дополнительными источниками. Таким образом, готовится письменный реферат или устное сообщение.
      Второе задание. Как показала практика, оптимальный формат, на котором оно выполняется в любом из вариантов, — это формат A3. Впрочем, если ученик подберет удачную фотографию пейзажа, на этом формате можно не настаивать. Если нужный фотопейзаж найти трудно, его можно выклеить из подходящей фотографии мозаичным способом.
      Третье задание предполагает создание макета (можно в качестве коллективной работы) с использованием растительных природных материалов. Учитель должен напомнить ребятам, что нужно отыскивать имитирующие фактуры (например, деревья могут изображаться сухоцветами, выкрашенными белилами, или веточками с наклеенной «листвой» — мятой белой бумагой).

Категория: ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | Добавил: tineydgers (07.09.2014)
Просмотров: 6730 | Теги: методика преподавание ИЗО в школе, школа, ИЗО 7-8 классы, талант, преподавание курса дизайн и архитек, уроки | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0