Следующее занятие посвящено знакомству с архитектурными элементами,
составляющими практически любое здание. Их можно рассмотреть на
рисунке.
Архитектура — среда жизни человека, поэтому большинство
названий элементов дома ребятам знакомы. Перегружать их специальной
строительной терминологией не следует, но нужно показать, какие бывают вариации привычных элементов здания
в зависимости от технологии строительства, используемых материалов и
веяний времени. Для этого можно порекомендовать использовать диафильмы
(«Азбука архитектуры» и др.), диапозитивы, CD и DVD.
(Вообще стоит сказать, что хорошо бы постепенно собрать
фотоматериал для основных стендов, иллюстрирующих тематику четвертей.
В них, помимо ключевых иллюстраций, могут быть представлены образцы
детских работ: рисунки, фото и даже фрагменты макетов.)
Задания, предлагаемые учащимся, должны служить развитию
композиционного, проектного мышления. Ребята создают ритмически
сбалансированную пространственную модель некоего сооружения.
Первое задание — создание конструкции из опорных ферм и перекрытий, т. е. композиции каркаса здания. И опять же следует напомнить ученикам о композиционной доминанте, которой должна быть подчинена вся конструкция, а также о ее пластическом образе — абстрактном или более реальном («чайка», «парус», «гусеница», «яйцо» и т. п.) (рис. 18).
Фермы опор можно сделать из полоски бумаги, согнув ее по длине или свернув трубочкой.
В качестве готовых ферм можно применить крашеные макароны,
карандаши, трубочки для сока и т. д. Перекрытия могут делаться из
бумаги с подогнутыми по периметру краями, а также из упаковочного
картона, пенокартона. Форма перекрытий — прямоугольная, трапециевидная,
скругленная или ограниченная лекальной кривой (выбирается автором).
Второе задание — выполнение
аналогичной конструкции, но уже приближенной к реальному дому.
В композицию включаются лестницы из сложенных в гармошку бумажных полос
или простые наклонные пандусы из картона.
По усмотрению учителя третье задание
может быть объединено со вторым. И в этом варианте на готовый каркас
опор, перекрытий и лестниц как бы навешиваются стены и прочие элементы
здания (балконы и лоджии, оконные и дверные проемы, арки, крыша и пр.),
причем не везде, а так, чтобы внутренняя конструкция оставалась
выявленной.
Однако третье задание может быть и обособленным и выполняться
без фермовых опор, а при помощи стен, согнутых из бумажной полосы,
и перекрытий. В обоих случаях работу лучше начинать с небольшого
графического эскиза, в котором будут намечены общий силуэт будущего
дома, этажи (от двух до четырех), конфигурация крыши, окна, балконы,
арки, парадный вход и пр. |