Итоговое занятие по разделу строится на основе работы в
динамических парах, но уже не по текстам, а по проблемам каждого регионального
варианта художественной культуры — древних Египта, Греции, Рима. Работа в динамических
парах соединяется на этом занятии с творческой деятельностью в малых группах
«египтян», «греков», «римлян».
Уже известный учащимся алгоритм работы в динамических
парах видоизменяется. На итоговом занятии он включает в себя оценку не только
самостоятельной работы каждого, но и педагогического мастерства партнера по
совместной работе в паре.
Иное содержание наполняет и работу малых групп, поскольку
она уже не опирается на структурированные тексты. Подготовка к выступлению в
малой группе основывается на всей ценностно-ориентационной, познавательной,
преобразовательной (в частности игровой) деятельности каждого и всей группы в
целом, проделанной ими на протяжении всех занятий по курсу.
Для того чтобы понять, как организуется итоговое занятие
по разделу в форме «Диалога культур», необходимо описать сам ход этого
занятия. Оно начинается с объяснения структуры его организации по схеме, представленной
в виде временной записи на доске или в виде плаката.
План-схема оформления доски
1 этап.
Работа в парах сменного состава.
время...
Задачи пары:
2 этап. Сбор в подгруппы.
Г Р Е
время...
Задача: найти форму представления своей художественной
культуры.
3 этап.
Выступления.
Задача: своим выступлением постараться ответить на
вопрос: «Что дала миру наша художественная культура».
время...
4 этап.
Обсуждение выступлений.
Задача: оценить содержание и форму выступлений;
проанализировать и оценить содержание и форму
выступлений;
оценить организованность и соблюдение регламента работы.
Такой порядок организации занятия освободит от необходимости
отвечать на бесчисленные вопросы «Что делать дальше?». Преподавателю, ведущему
занятие, необходимо быть совершенно свободным, чтобы выполнить роль помощника,
консультанта.
Определить время для каждого этапа работы и проставить
его в представленной схеме должен сам преподаватель.
Работа по этапам занятия строится следующим образом.
1 этап.
Работа в парах сменного состава.
На груди каждого участника диалога эмблема или
опознавательный знак, указывающий, представителем какой культуры он является.
Эмблема необходима для того, чтобы осуществилась работа в динамических парах.
(Содержание эмблемы, способность выразить главное в представляемой
художественной культуре и мастерство исполнения могут оцениваться особо.)
Смысл и содержание работы в динамических парах можно
показать на примере. Допустим, участник занятия представляет греческую культуру
— «грек» (Г). В первом этапе работы его задача заключается в том, чтобы встретиться
для работы в диалоге с представителями двух других художественных культур —
«египтянином» (Е) и «римлянином» (Р). Очередность встреч не существенна. Эта
рабочая встреча происходит следующим образом: «грек» встречается с
«египтянином» — первая пара. Тот же «грек» после общения с «египтянином»
встречается для работы с «римлянином» — это уже вторая пара. Для компактности
на схеме смена пар представлена так:
Задача работы в каждой паре состоит в обмене рассказами
об избранной художественной культуре, взаимной оценке глубины содержания
рассказа, логики и эмоциональности изложения. Оценке подлежит самостоятельная
работа, проделанная каждым участником диалога по освоению избранной
художественной культуры и педагогическое мастерство. Суть и содержание работы
одни для всех пар, поэтому проиллюстрировать их можно на примере одной пары
«грек» (Г) и «римлянин» (Р).
«Грек» рассказывает о своей культуре самое, по его
мнению, важное. Он имеет возможность пользоваться всеми материалами: опорным
конспектом, который дал на занятиях преподаватель, текстом лекций, своими
конспектами, сделанными в процессе самостоятельной подготовки, т: е. любыми
материалами, которые сочтет необходимыми для убедительности и красоты своего
рассказа.
Работа в парах — это не два монолога, а диалог. Каждый
партнер в процессе совместной работы может задавать вопросы, возражать,
спорить.
Закончив рассказ о своей художественной культуре, «грек»
вправе спросить «римлянина», все ли тот понял и как понял. Как только «грек»
заканчивает знакомить «римлянина» со своей художественной культурой, роли
меняются. Теперь всю работу по знакомству со своей художественной культурой
проделывает «римлянин». Но на этом их совместная деятельность не оканчивается.
Смысл диалога «грека» и «римлянина» в том, чтобы совместными усилиями на
основании проделанной работы в процессе изучения своих культур на занятиях и
самостоятельно в паре друг с другом и той учебной работы, которая проходила на
занятиях и самостоятельно, составить общий конспект «Общее и различное в наших
художественных культурах». Составить этот конспект друг без друга невозможно,
так как хорошо проработана для каждого участника диалога только своя
художественная культура. Работа в паре необходима каждому для того, чтобы
привести в активное состояние знания и впечатления как по своей художественной
культуре, так и по той, которая анализировалась на занятиях, но не являлась
предметом углубленной подготовки. Наконец, совместная работа даст возможность
лучше понять, оценить вклад каждой культуры в мировую художественную культуру.
Запись совместного конспекта можно выполнять по- разному.
Один из возможных вариантов — заполнить таблицу, состоящую из двух граф:
«общее» и «различное».
Сюжет и деятельность второй пары «грек» — «египтянин»
тот же, что и для пары «грек» — «римлянин».
Так, в процессе работы в динамических (сменных) парах
каждый «грек», «римлянин», «египтянин» встретились с представителями двух
других культур. Придя на итоговое занятие по разделу с активным знанием прежде
всего своей культуры, ко второму этапу занятия они привели в активное
состояние впечатления и знания по двум другим, причем, кроме восстановления в
памяти тех сведений, которые были получены в ходе учебных занятий по
соответствующим темам, все участники диалога могли увидеть, узнать много
нового, так как в критерии оценки работы в паре было введено положение о
новизне фактов, наличии иллюстративного материала, книг по теме рассказа.
Совместная работа в каждой паре заканчивается взаимной
оценкой проделанного. Происходит это по уже известной форме. Ученики
обмениваются тетрадями. Каждый записывает в тетрадь партнера свое впечатление
о его работе. Критерии оценки заданы в схеме, по которой работает вся группа на
занятии. Схема записывается на доске или оформляется в виде большого плаката. И
последнее организационное замечание. Чтобы найти себе необходимую пару,
нужного собеседника, допустим, «греку» «египтянина», нужно встать, показывая
на свою эмблему: «Стою — жду пару». Эмблема способствует поиску нужного
партнера, так как издалека видно, кто готов к диалогу, а выяснить, какой
партнер необходим, можно за несколько секунд. Если «грек» уже поработал с
«египтянином», ему нужен «римлянин». Стоящие свободные «египтяне» ему уже не
нужны, но если нет свободного партнера «римлянина», «грек», чтобы не терять
времени, вполне может побеседовать еще раз с интересным партнером
«египтянином», тем более, что этот «египтянин» тоже может нуждаться в «греке»
для беседы в своей первой паре с представителем этой художественной культуры.
Таким образом, за одно занятие некоторые «греки», «римляне» и «египтяне»
успевают поработать в двух-трех парах с представителями других художественных
культур, хотя обязательна для каждого представителя культуры встреча на
занятии с двумя людьми, представляющими две разные культуры. Количество
партнеров на занятии зависит во многом от индивидуальных возможностей работы
в паре с другим человеком каждого ученика. Так реализуется принцип индивидуального
темпа и уровня работы для каждого на итоговом занятии.
2 этап.
Сбор в подгруппы.
Второй этап занятия начинается тогда, когда основная
часть «греков», «римлян», «египтян» прошла через работу в двух парах.
Организация деятельности учащихся на этом этапе работы
заключается в том, что все представляющие греческую, египетскую, римскую
художественные культуры («греки», «римляне», «египтяне») должны вернуться на
свои «места обитания». Графически на схеме организации занятия это изображено
следующим образом. Г Р Е
Задача этого этапа — найти форму представления своей
художественной культуры на тему «Что дала миру наша художественная культура».
Наблюдения за участниками «Диалога культур» показывают,
что подгруппа сначала просматривает тетради с записями общего конспекта «Что
общего и что различного в наших художественных культурах», составленного
совместно с предствителями двух других художественных культур в процессе работы
в динамических парах. Идет весьма бурный обмен впечатлениями и сведениями, полученными
каждым участником подгруппы. Опять идет диалог, но уже между представителями
одной, общей для всех, художественной культуры.
Основу для диалога на этом этапе занятия составляет опыт
общения в динамических парах, где у каждого участника была возможность в
процессе разговора проверить, что и как воспринимается собеседниками, а их было,
по меньшей мере, двое, в рассказе о своей художественной культуре, а также
совместно составленные конспекты, в которых каждая пара проделала сравнение и
сопоставление художественной культуры собеседника со своей художественной
культурой.
Таким образом, совместная работа в подгруппе заключается
в анализе проделанной в парах сменного состава работы и поиска наиболее
значимой формы и серьезного по содержанию выступления на тему: «Что дала миру
наша художественная культура».
3 этап.
Выступления.
Третий этап занятия — выступление подгрупп. Порядок
выступлений определяется либо готовностью подгруппы, либо разыгрыванием жребия
(можно воспользоваться детской считалочкой). Быстрота и организованность в
подготовке выступления учитывается при подведении итогов. Это положение особо
оговорено в схеме организации занятия.
4 этап.
Обсуждение выступлений.
Обсуждение ведет преподаватель. В его задачу входит
создание доброжелательной обстановки для самооценки и оценки проделанной
работы на итоговом занятии. Кроме того, ему необходимо подвести итоги
деятельности группы по освоению художественных культур Египта и античного мира.
«Диалог культур» — занятие, в ходе которого выявляются результаты первого
опыта освоения курса, и результаты эти должны почувствовать и оценить все
участники.
Как и регламентированная дискуссия, сквозная учебная
игра «Диалог культур» организует многостороннюю деятельность на занятии.
Опережающее задание, данное до начала изучения раздела,
активизирует и направляет на всех этапах изучения раздела познавательную
деятельность, а работа в динамических парах реализует эту и ценностно-ориента-
ционную деятельность в общении, так как работа в динамических парах строится именно
на законах общения, а не коммуникации. М. С. Каган в своей книге «Мир общения»
(М., 1988) четко разделяет понятия коммуникации и общения. «Коммуникация
выражается в том, что субъект передает некоторую информацию (знания, идеи,
/деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т. д.),
которую получатель должен всего-навсего принять, понять, хорошо усвоить и в
соответствии с этим поступать. Получатель информации является в подобных
случаях объектом, ибо отправитель на него смотрит как на пассивный приёмник...
Радикально иное положение возникает тогда, когда отправитель информации видит
в ее получателе субъект, а не объект, ибо в этом случае он исходит из того, что
данная информация адресуется такой системе, которая индивидуальна, своеобразна,
активна в соответствии со своей уникальной природой и соответственно должна
переработать полученную информацию, становясь партнером ее отправителя в их
общем деле — совместной выработке результирующей информации. Иначе говоря, в
общении нет отправителя и получателя сообщений — есть собеседники, соучастники
общего дела. Общение — это процесс выработки новой информации, общей для
общающихся людей и рождающей их общность. В процессе и в результате общения
происходит отнюдь не обмен идеями или вещами, а превращение состояния каждого
партнера в их общее достояние». Вот почему помимо обмена впечатлениями и знаниями
в ходе диалога пара выполняет совместную работу по составлению общего конспекта
как результата совместной деятельности.
Чрезвычайно важно, что общение в парах основано на
диалоговой симметричности общения, на равенстве, полном партнерстве его
участников. Устраняется «неравновесие» партнеров в общении, характерное для
общения учителя и ученика, преподавателя и студента — как бы ни были
демократичны их отношения, все же различие в возрасте, опыте, объеме знаний,
социальном положении не может не сказаться на их позиции. В диалоге равноправных
партнеров происходит раскрепощение, а это большой стимул для реализации
собственных переживаний, к тому же ученики получают опыт интеллектуального
общения на темы искусства. Многие молодые люди подобного опыта не имеют и не
знают, о чем можно говорить, помимо бытовых тем.
Метод работы в динамических парах расширяет возможности
активизации работы каждого. Работая в подгруппах (регламентированная
дискуссия), некоторые остаются пассивными слушателями, хотя и очень заинтересованными,
сосредоточенными на проблеме. Работа в постоянных парах исключает такую
пассивность. Каждому присутствующему на занятиях приходится говорить, думать,
отвечать на вопросы. Работая в подгруппе, ученик может записать свое мнение,
но промолчать при обсуждении проблемы. Сами учащиеся свидетельствуют, что в
подгруппах на них оказывает давление авторитет лидера подгруппы и других более
активных членов подгруппы. Индивидуальное мнение каждого может подвергнуться
давлению, может не учитываться, не получить развития, а то и совсем утонуть.
Работа в парах позволяет каждому выявить свою позицию.
Такая форма занятия, как «Диалог культур», является
ценной для развития не только личностных, но и профессиональных качеств
будущих учителей. «Существует определенный набор профессиональных требований к
учителю,— пишет А. А. Леонтьев в книге «Педагогическое общение» (М., 1979). —
Это умения, связанные с различными видами деятельности, в которые учитель
должен уметь включать учащихся». Он выделяет конструктивную деятельность (отбор
и организация учебного материала), организованную (умение организовать
собственную деятельность и деятельность учащихся), коммуникативную (умения
управлять своим поведением), сюда входят и качества внимания, в особенности
такие, как наблюдательность, гибкость, умение понимать, а не только видеть,
то есть адекватно моделировать личность ученика, его психические состояния и
тому подобное по внешним признакам, умение оптимально строить свою речь в психологическом
плане, то есть умения речевого общения, умения речевого и неречевого контакта.
В условиях работы в парах, в малой группе, а потом и в большой группе (этап
обсуждения проделанной работы) студенты педагогического учебного заведения
непосредственно в учебной деятельности обучаются и тренируют профессиональные
способности к конструктивной (самостоятельный отбор и организация рассказа об
избранной культуре), организаторской (организуют свою деятельность в паре, а
затем и деятельность партнеров по совместной работе), коммуникативной
деятельности, оказываясь то в роли «учителя», то в роли «ученика». Диалог
воспитывает многие личностные качества, необходимые в работе учителя: уважение
к основательности подготовки и способности приобщать другого к своим ценностям,
учит ценить доброжелательность, чуткость, умение слушать, понимать другого,
формирует способность к сотрудничеству, ведь говорящий учитывает понимание. Его
установка на слушателя есть установка на особый мир слушателя. Диалог
предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг
другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентацию каждого на понимание
и на активную интерпретацию его точки зрения партнером, ожидание ответа и его
предвосхищение в соответственном высказывании, взаимную дополнительность
позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога.
Преподавателю, ведущему курс «Основы художественной культуры», итоговое
занятие, проведенное в форме учебной игры «Диалог культур», даст возможность
увидеть результаты проделанной работы и оценить потенциал не только каждого в
отдельности, но и всей группы в целом. Конфликтные группы часто не справляются
с задачами занятия в силу того, что не могут работать друг с другом в
равноправном общении. У некоторых вскрывается неспособность к устной
деятельности: зная материал, они не могут его конструктивно изложить, другие
не видят и не понимают партнера по общению и т. д. Наблюдения за работой группы
помогут преподавателю диагностировать сильные и слабые стороны деятельности
учащихся по освоению содержания всего раздела. |