В названии раздела нашего сайта, на котором Вы находитесь
«Как преподавать мировую художественную культуру» нет знака вопроса, но это не
означает того, что автор владеет абсолютным и окончательным ответом. На самом
деле автору постоянно хотелось бы ставить вопросительные знаки.
Совершенно ясно, что нынешние и бывшие школьники в
большинстве своем не готовы к изучению даже основ художественной культуры, не
говоря уже о курсах истории и теории художественной культуры. Осмысление
истории художественной культуры как системного комплексного явления не по
силам ученикам, у них, как правило, нет для такого осмысления необходимой базы.
В сущности, содержание интегративного предмета составляют
два разнородных объекта понимания: мир искусства и мир науки об искусстве и
художественной культуре. Обращение к миру искусства предполагает эмоциональную
отзывчивость на разные виды художественного творчества, понимание сущности
художественно-образного способа освоения мира и, наконец, знание весьма большого
количества реальных произведений искусства. Система современного школьного
образования не позволяет рассчитывать на такую подготовленность. Обращение к
миру науки о художественной культуре без опоры на знание и понимание мира искусства так же
бессмысленно, как начинать строительство дома не с фундамента, а с крыши. К
тому же изучение закономерностей художественной культуры требует специальных
умений и навыков интеллектуальной деятельности: структурирования, систематизации,
конструирования, моделирования и многих других.
Как же в этих условиях начинать обучение основам художественной
культуры? Каким должно быть содержание учебного предмета, чтобы оказаться
доступным для освоения?
Думается, что изучение художественной культуры надо
начинать со знакомства с художественной культурой локальных цивилизаций,
таких, как египетская, греческая, римская, или других. Предметом рассмотрения
на данном этапе обучения должна быть не собственно художественная ценность
искусства той или иной цивилизации, а принцип системности и мировоззренческой
обусловленности художественной культуры в рамках каждой конкретной цивилизации.
Получив опыт анализа локальной художественной системы, ученики смогут
постепенно выходить на более высокие уровни рассмотрения художественных явлений
и более сложных систем.
Но захотят ли школьники и студенты заниматься всем этим?
Нужны ли им знания по основам художественной культуры?
Практика убеждает, что в преподавании этого интегративного курса все методические решения в организации процесса обучения должны
преломляться через призму личностно-деятельностного подхода, который предполагает,
что в центре обучения находится сам обучаемый и что целью обучения является
сама деятельность по освоению художественной культуры.
Особенность такой деятельности в том, что она основана
на праве личного выбора. В пространстве содержания конкретной художественной
системы локальной цивилизации ученики свободно выбирают интересующие их проблемы.
Предоставляя школьникам или студентам право действовать сначала в той области
художественных предпочтений, в которой они с наибольшей полнотой смогут
проявить свои интересы, выразить свое отношение к предмету изучения и свои
способности, преподаватель мотивирует и побуждает учеников к активной
деятельности. На начальном этапе освоения ценностей художественной культуры
важно предоставить ученикам возможность для личного самовыражения, именно
тогда процесс изучения художественной культуры приобретает личную значимость.
Чем определеннее организована такая возможность, тем эффективнее результаты
обучения. Интерес к способам освоения нового предмета эмоционально мотивирует
приобретение культурологических знаний. В сущности здесь формируется и
развивается мотивационно-побудительная фаза деятельности, которая является
условием системного изучения мира художественной культуры.
Итак, необходимо прежде всего изменить позицию преподавателя
и учеников. Изменение позиций означает отказ от передачи готовых знаний и
переход к обучению способам самостоятельной деятельности по добыванию необходимых
впечатлений и знаний. В контексте деятельностного подхода освоение
художественной культуры должно стать не столько процессом накопления
разнообразной информации, сколько обучением самостоятельной познавательной
деятельности учащихся. Подобная методическая концепция не оставляет никаких
надежд на готовые рецепты, исключает привычную позицию инфантильного потребителя
знаний и впечатлений, поскольку вся деятельность преподавателей и учеников
приобретает неповторимый творческий характер. А что может быть интереснее?
|