ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗДЕЛА
Введение
Неолитическая революция — предпосылка возникновения
цивилизации и культуры нового типа — «канонической». Становление производящего
хозяйства; общественное разделение труда; появление классов; возникновение
письменности и специализированных ремесел. Хронология и основные этапы развития
художественной культуры древних Египта, Греции, Рима.
Общие черты в духовной жизни древних обществ. Общее и
особенное в образной картине мира, место в ней человека. Формирование новых
принципов и средств созидания художественной реальности. Иерархия искусств и
их функции в древних обществах.
Специфика организации художественной деятельности,
становление профессиональных форм деятельности.
Основные достижения художественной культуры древних
обществ и их современное значение.
Художественная культура Древнего Египта
Художественная культура Древнего Египта — классическая
модель канонической культуры. Бассейновый тип ирригационного земледелия.
Господство государственно- храмового сектора в экономике. Специфика теократизма
(государственной и жреческой власти). Своеобразие религии. Зооморфизм.
Пантеон. Культ природы. Связь всей культуры с заупокойным культом и роль
ритуала в определении содержания и форм искусства. Основные этапы развития
египетской культуры: «додинастический» период; «архаический» период; эпохи
Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств, их своеобразие и культурные достижения.
Духовное содержание искусства, его связь с древнеегипетской
космологией. Мифоэпическое творчество. Консервация художественных традиций
ранней фазы развития древневосточных цивилизаций. Архетипы растительного и животного мира.
Устойчивость художественных методов
и стилей; египетский канон. Информативность и утилитарность
художественной культуры.
Специфика соотношения видов искусства. Монументальное
зодчество как доминантный вид искусства. Храм как модель космоса. Единство
архитектуры и скульптуры. Взаимосвязь пиктографической, иероглифической письменности
и изобразительного искусства. Своеобразие орна- ментально-декоративного,
прикладного искусства. Эстетический смысл египетского орнамента. Изобразительное
искусство и литература о музыке, обрядах, танцах. Египетские драмы-мистерии.
Расцвет литературы в эпоху Среднего царства. Многообразие жанров: гимны,
поучения, рассказы, религиозная и философская поэзия, описания путешествий.
Статус художника в египетской культуре; формы художественного
общения и деятельности.
Влияние древнеегипетского искусства на соседние страны.
Художественная культура античного мира
Основные этапы развития античного мира. Полисная
собственность и институт классического рабства. Древняя Греция и Древний Рим
как фазы и варианты развития античной культуры. Эволюция духовного содержания
античной художественной культуры.
Развитие индивидуального самосознания. Многообразие
личных способностей — главная форма общественного богатства в полисных
обществах. Кризис полисной системы и возникновение эллинистических монархий.
Греческая мифология как почва и арсенал античного
искусства. Сравнительный анализ греческой и римской мифологий и религий.
Своеобразие эволюции духовного содержания античной художественной культуры.
Античные «космос» и художественная картина мира.
Антропоморфизм художественного сознания личности. Образ человека в античном
искусстве и его эволюция. Гуманистические основы и развитие личностного начала
в античном искусстве.
Соотношение различных родов, видов и жанров искусства на
основных этапах развития античных обществ. Доминанта пластического видения
мира в искусствах Древней Греции. Монументальная архитектура и скульптура в
Древней Греции. Роль и значение древнегреческого театра.
Пафос практичности в римской художественной культуре.
Развитие зрелищных форм искусства.
Художник и публика в античном обществе. Формы управления
художественными процессами, их эволюция. Великие художники Эллады и Рима.
Утверждение идеи человечества как единого целого в
древних культурах. Фундаментальное значение древнего общества в последующем
развитии человечества.
Цели блока занятий
Ведущая цель занятий по разделу «Художественная культура
древних Египта, Греции, Рима» — формирование умений, связанных с анализом
произведений искусства разных видов на основе их взаимосвязей и в контексте
типологических и региональных характеристик художественной культуры древних
Египта, Греции, Рима.
Помимо обозначенной ведущей цели занятий по разделу
необходимо продолжать поэтапно планомерно развивать умения педагогического и
игрового общения, навыки структурирования текстов и т. д. По-прежнему очень важной
целью занятий остается задача формирования умений, связанных с обобщением
большого конкретно-художественного и теоретического материала, пониманием
связей между явлениями мира художественной культуры.
Сама структура и содержание раздела дают широкие
возможности для сопоставления и сравнения: художественную культуру Древнего
Египта можно сопоставлять с античным художественным миром, так как они представляют
разные модели создания художественной реальности. Художественные культуры
античного мира — Древней Греции и Древнего Рима тоже можно сравнивать, так как
обе эти художественные системы имеют много общего: обе они формировались и
развивались на базе античной гражданской общины. И хотя сходство не означает
тождества, сравнение не только возможно, но и необходимо: ученики должны
понять, что известное стадиальное различие и разница в системе ценностей
повлияли на характер художественной культуры этих двух народов.
Сопоставление и сравнение — ведущие приемы при анализе
художественной культуры, они позволяют развивать тему соотношения культур,
обращаться к вопросу о характере связей, взаимодействий разных художественных
систем. Вот почему освоение раздела «Художественная культура древних Египта,
Греции, Рима» важно организовать как диалог.
В условиях непрекращающегося диалога между «представителями»
разных культур должны осознаваться не только уникальность и самоценность каждой
художественной системы, но и понимание их взаимосвязи в общем процессе
развития человеческой культуры, а это наиболее важно для интегративного
предмета. Современность такого подхода к пониманию мирового художественного
процесса очевидна.
Помимо выявления связей между художественными культурами
древних Египта, Греции, Рима, необходимо осуществлять постоянное возвращение
назад к художественной культуре первобытного общества и совершать значительное
опережение, проявляющееся в обращении к проблемам Средневековья, Возрождения и
современности.
Почему изучение этого раздела организовано в форме
учебной игры «Диалог культур»?
Это объясняется не только особенностями содержания
раздела, но целым рядом причин методического характера. Одно из обязательных
условий организации успешного изучения курса — включение учащихся в активную
многостороннюю деятельность. Чтобы выполнить это условие и активизировать
прежде всего ценностно-ориентационную и познавательную работу, необходимо
поставить учеников в положение выбора.
На первом этапе выполнения опережающего задания всем
учащимся предлагается выбрать ту художественную культуру — египетскую,
греческую или римскую, которую они хотели бы изучать более подробно и глубоко.
Выбор осуществляется на основе уже имеющихся впечатлений и знаний, а также в
ходе изучения раздела. Таким образом, каждый действует уже не как объект,
выполняющий чужую волю, указания, получаемые извне, а как субъект, свободно
выбирающий линию своего поведения, опираясь на свои чувства и впечатления. И
это, пожалуй, единственный путь успешного привлечения к миру художественных
ценностей: заставить любить невозможно, так как любовь— это уже выбор и
предпочтение чего-либо или кого- либо в мире ценностей. Обеспечивая право
выбора, мы не лишаем учащихся возможности получить представление по всем трем
художественным системам, так как в процессе выбора им придется входить в мир
каждой: чтобы сделать выбор, необходимо осознать ценность и отличительные
особенности не одной, а всех трех культур. Ставя учащихся в положение выбора,
мы лишь активизируем их ценностно-ориентационную деятельность на протяжении
изучения всего раздела. Важно еще раз подчеркнуть, что игровой характер
занятий предусматривает положение, в котором каждый должен стать
представителем какой-то культуры, т. е. носителем определенных художественных
ценностей и выразителем их в процессе диалога с представителями других
художественных культур. Таким образом, зная, что надо будет стать
«египтянином» или «греком», учащийся вынужден вырабатывать собственное отношение
ко всему тому, что он видит, слышит, осознает на учебных занятиях и в
самостоятельном освоении изучаемых художественных культур. Именно это и
составляет основную цель преподавания основ художественной культуры в тех
учебных заведениях, где этот предмет не является профилирующим.
Другой, не менее важной причиной целесообразности
проведения занятий в форме игры является необходимость ограничить объем
материала. Начинающему изучение основ художественной культуры не под силу
освоить обширный материал всех трех художественных культур сразу.
Непосильность работы может привести к неудаче или очень поверхностному
рассмотрению проблем каждой художественной системы. И то и другое плохо,
поэтому, предоставляя возможность более серьезно разбираться з какой-то одной
художественной системе, мы можем избежать перенапряжения, неудачи,
поверхностности. Чрезвычайно важно получить удовлетворение от деятельности по
освоению мировых художественных ценностей, чтобы и в будущем стремиться к
общению с искусством и самообразованию в области художественной культуры.
Необходимость предоставления выбора диктуется и объемом конкретно-художественного
материала, отражающего жанровое и видовое разнообразие художественной
деятельности в древних Египте, Греции и Риме. Предоставление выбора конкретного
вида художественной деятельности для углубленного его изучения позволит
учащимся показать свои способности и умения в выгодных для них условиях: как
правило, все они сначала выбирают те виды, искусства, которые они уже в
какой-то степени понимают, знают, любят.
|