Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 13:47:20
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЕГИПТА, ГРЕЦИИ, РИМА» В ФОРМЕ СКВОЗНОЙ УЧЕБНОЙ ИГРЫ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР»

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗДЕЛА

Введение

Неолитическая революция — предпосылка возникнове­ния цивилизации и культуры нового типа — «канониче­ской». Становление производящего хозяйства; обществен­ное разделение труда; появление классов; возникновение письменности и специализированных ремесел. Хронология и основные этапы развития художественной культуры древних Египта, Греции, Рима.

Общие черты в духовной жизни древних обществ. Об­щее и особенное в образной картине мира, место в ней че­ловека. Формирование новых принципов и средств созида­ния художественной реальности. Иерархия искусств и их функции в древних обществах.

Специфика организации художественной деятельности, становление профессиональных форм деятельности.

Основные достижения художественной культуры древ­них обществ и их современное значение.

Художественная культура Древнего Египта

Художественная культура Древнего Египта — класси­ческая модель канонической культуры. Бассейновый тип ирригационного земледелия. Господство государственно- храмового сектора в экономике. Специфика теократизма (государственной и жреческой власти). Своеобразие рели­гии. Зооморфизм. Пантеон. Культ природы. Связь всей культуры с заупокойным культом и роль ритуала в опре­делении содержания и форм искусства. Основные этапы развития египетской культуры: «додинастический» период; «архаический» период; эпохи Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств, их своеобразие и культурные дости­жения.

Духовное содержание искусства, его связь с древне­египетской космологией. Мифоэпическое творчество. Кон­сервация художественных традиций ранней фазы развития древневосточных цивилизаций. Архетипы растительного и животного мира. Устойчивость художественных методов и стилей; египетский канон. Информативность и утилитар­ность художественной культуры.

Специфика соотношения видов искусства. Монумен­тальное зодчество как доминантный вид искусства. Храм как модель космоса. Единство архитектуры и скульптуры. Взаимосвязь пиктографической, иероглифической пись­менности и изобразительного искусства. Своеобразие орна- ментально-декоративного, прикладного искусства. Эстети­ческий смысл египетского орнамента. Изобразительное ис­кусство и литература о музыке, обрядах, танцах. Египет­ские драмы-мистерии. Расцвет литературы в эпоху Сред­него царства. Многообразие жанров: гимны, поучения, рас­сказы, религиозная и философская поэзия, описания путе­шествий.

Статус художника в египетской культуре; формы худо­жественного общения и деятельности.

Влияние древнеегипетского искусства на соседние страны.

Художественная культура античного мира

Основные этапы развития античного мира. Полисная собственность и институт классического рабства. Древняя Греция и Древний Рим как фазы и варианты развития античной культуры. Эволюция духовного содержания ан­тичной художественной культуры.

Развитие индивидуального самосознания. Многообразие личных способностей — главная форма общественного бо­гатства в полисных обществах. Кризис полисной системы и возникновение эллинистических монархий.

Греческая мифология как почва и арсенал античного искусства. Сравнительный анализ греческой и римской мифологий и религий. Своеобразие эволюции духовного со­держания античной художественной культуры.

Античные «космос» и художественная картина мира. Антропоморфизм художественного сознания личности. Об­раз человека в античном искусстве и его эволюция. Гума­нистические основы и развитие личностного начала в ан­тичном искусстве.

Соотношение различных родов, видов и жанров искусст­ва на основных этапах развития античных обществ. Доми­нанта пластического видения мира в искусствах Древней Греции. Монументальная архитектура и скульптура в Древ­ней Греции. Роль и значение древнегреческого театра.

Пафос практичности в римской художественной куль­туре. Развитие зрелищных форм искусства.

Художник и публика в античном обществе. Формы уп­равления художественными процессами, их эволюция. Ве­ликие художники Эллады и Рима.

Утверждение идеи человечества как единого целого в древних культурах. Фундаментальное значение древнего общества в последующем развитии человечества.

Цели блока занятий

Ведущая цель занятий по разделу «Художественная культура древних Египта, Греции, Рима» — формирование умений, связанных с анализом произведений искусства раз­ных видов на основе их взаимосвязей и в контексте типо­логических и региональных характеристик художествен­ной культуры древних Египта, Греции, Рима.

Помимо обозначенной ведущей цели занятий по разде­лу необходимо продолжать поэтапно планомерно разви­вать умения педагогического и игрового общения, навыки структурирования текстов и т. д. По-прежнему очень важ­ной целью занятий остается задача формирования умений, связанных с обобщением большого конкретно-художест­венного и теоретического материала, пониманием связей между явлениями мира художественной культуры.

Сама структура и содержание раздела дают широкие возможности для сопоставления и сравнения: художест­венную культуру Древнего Египта можно сопоставлять с античным художественным миром, так как они представ­ляют разные модели создания художественной реальнос­ти. Художественные культуры античного мира — Древней Греции и Древнего Рима тоже можно сравнивать, так как обе эти художественные системы имеют много общего: обе они формировались и развивались на базе античной граж­данской общины. И хотя сходство не означает тождества, сравнение не только возможно, но и необходимо: ученики должны понять, что известное стадиальное различие и разница в системе ценностей повлияли на характер худо­жественной культуры этих двух народов.

Сопоставление и сравнение — ведущие приемы при ана­лизе художественной культуры, они позволяют развивать тему соотношения культур, обращаться к вопросу о харак­тере связей, взаимодействий разных художественных си­стем. Вот почему освоение раздела «Художественная куль­тура древних Египта, Греции, Рима» важно организовать как диалог.

В условиях непрекращающегося диалога между «пред­ставителями» разных культур должны осознаваться не только уникальность и самоценность каждой художествен­ной системы, но и понимание их взаимосвязи в общем про­цессе развития человеческой культуры, а это наиболее важно для интегративного предмета. Современность тако­го подхода к пониманию мирового художественного про­цесса очевидна.

Помимо выявления связей между художественными культурами древних Египта, Греции, Рима, необходимо осуществлять постоянное возвращение назад к художест­венной культуре первобытного общества и совершать зна­чительное опережение, проявляющееся в обращении к про­блемам Средневековья, Возрождения и современности.

Почему изучение этого раздела организовано в форме учебной игры «Диалог культур»?

Это объясняется не только особенностями содержания раздела, но целым рядом причин методического характе­ра. Одно из обязательных условий организации успешного изучения курса — включение учащихся в активную много­стороннюю деятельность. Чтобы выполнить это условие и активизировать прежде всего ценностно-ориентационную и познавательную работу, необходимо поставить учеников в положение выбора.

На первом этапе выполнения опережающего задания всем учащимся предлагается выбрать ту художественную культуру — египетскую, греческую или римскую, которую они хотели бы изучать более подробно и глубоко. Выбор осуществляется на основе уже имеющихся впечатлений и знаний, а также в ходе изучения раздела. Таким образом, каждый действует уже не как объект, выполняющий чу­жую волю, указания, получаемые извне, а как субъект, свободно выбирающий линию своего поведения, опираясь на свои чувства и впечатления. И это, пожалуй, единствен­ный путь успешного привлечения к миру художественных ценностей: заставить любить невозможно, так как лю­бовь— это уже выбор и предпочтение чего-либо или кого- либо в мире ценностей. Обеспечивая право выбора, мы не лишаем учащихся возможности получить представление по всем трем художественным системам, так как в процессе выбора им придется входить в мир каждой: чтобы сделать выбор, необходимо осознать ценность и отличительные особенности не одной, а всех трех культур. Ставя учащих­ся в положение выбора, мы лишь активизируем их цен­ностно-ориентационную деятельность на протяжении изу­чения всего раздела. Важно еще раз подчеркнуть, что иг­ровой характер занятий предусматривает положение, в ко­тором каждый должен стать представителем какой-то культуры, т. е. носителем определенных художественных ценностей и выразителем их в процессе диалога с пред­ставителями других художественных культур. Таким обра­зом, зная, что надо будет стать «египтянином» или «гре­ком», учащийся вынужден вырабатывать собственное от­ношение ко всему тому, что он видит, слышит, осознает на учебных занятиях и в самостоятельном освоении изучае­мых художественных культур. Именно это и составляет основную цель преподавания основ художественной куль­туры в тех учебных заведениях, где этот предмет не яв­ляется профилирующим.

Другой, не менее важной причиной целесообразности проведения занятий в форме игры является необходимость ограничить объем материала. Начинающему изучение ос­нов художественной культуры не под силу освоить обшир­ный материал всех трех художественных культур сразу. Непосильность работы может привести к неудаче или очень поверхностному рассмотрению проблем каждой художественной системы. И то и другое плохо, поэтому, предоставляя возможность более серьезно разбираться з какой-то одной художественной системе, мы можем избе­жать перенапряжения, неудачи, поверхностности. Чрезвы­чайно важно получить удовлетворение от деятельности по освоению мировых художественных ценностей, чтобы и в будущем стремиться к общению с искусством и самообра­зованию в области художественной культуры. Необходи­мость предоставления выбора диктуется и объемом кон­кретно-художественного материала, отражающего жанро­вое и видовое разнообразие художественной деятельности в древних Египте, Греции и Риме. Предоставление выбора конкретного вида художественной деятельности для углуб­ленного его изучения позволит учащимся показать свои способности и умения в выгодных для них условиях: как правило, все они сначала выбирают те виды, искусства, которые они уже в какой-то степени понимают, знают, любят.

Категория: КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК | Добавил: tineydgers (17.02.2015)
Просмотров: 848 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0