Итоговое занятие организуется на основе трех этапов в
деятельности всей группы.
1 этап.
Ученикам предлагается следующий порядок работы:
Обменяться приготовленными сообщениями и своими
впечатлениями, полученными как в процессе учебных, так и самостоятельных
занятий с сидящим рядом товарищем.
Оценить сообщение соседа по столу и сделать запись в его
тетрадь о том, что понравилось в рассказе и над чем еще нужно поработать.
Учесть в оценке количество и качество освоенной литературы, использование ее во
время рассказа, количество и качество иллюстративного материала.
Составить совместный конспект «Отличительные особенности
художественной культуры первобытного общества».
Почему итоговое занятие по разделу «Художественная
культура первобытного общества» организуется на первом этапе в форме работы пар
постоянного состава?
Прежде всего, необходимо учесть, что художественная
культура первобытного общества — первый раздел в изучении курса «Основы
художественной культуры». Ни опыта, ни знаний по предмету у учащихся еще нет.
К тому же хорошо известно, что многие не умеют говорить публично, им трудно
выражать свои мысли, облекать их в связное повествование. Вот почему для начала
не публичное выступление, а тихий диалог с соседом — наиболее щадящая и мягкая
форма контроля.
Как правило, рядом сидящие ученики — это симпатизирующие
друг другу люди, а делиться своими впечатлениями всегда легче с дружески
настроенным к тебе человеком. Надо признать, что многие учащиеся не умеют
общаться друг с другом, не умеют слушать и оценивать, а, как известно,
общение, и в частности, педагогическое общение,— одно из наиболее важных
направлений в подготовке учителя. По мере приобретения опыта общения и
активной устной деятельности с дружески настроенные к тебе человеком, т. е. в
постоянных парах, можно переходить к работе в динамических парах и только
потом организовать публичные выступления. Поэтапность этой организации
деятельности учащихся должна оптимизировать сам процесс приобщения их к
художественной культуре. Хорошо известно, что только та деятельность вызывает
желание постоянно к ней возвращаться, которая дарит радость и
удовлетворение, особенно это характерно для первого этапа ее освоения.
Описанная работа в постоянных парах способствует снятию напряжения, страха
оценки, неуверенности в своих силах. В атмосфере доброжелательного и
спокойного разговора, уверенности, что не обидят и не осмеют, желание
заниматься искусством должно укрепляться и развиваться. К этому занятию все
члены группы уже имеют опыт работы в парах постоянного состава.
Условия совместной работы позволяют организовать
взаимооценку, тем самым вырабатывая навыки и профессиональные качества
педагога — умение не только рассказывать самому, но и оценивать устную
деятельность других. Направление для подобной деятельности было задано уже в
опережающем задании: увлечь своим рассказом, эмоциональностью повествования,
количеством и качеством использованной для подготовки рассказа литературы,
количеством и качеством подобранного иллюстративного материала.
Наибольшую сложность в работе пар постоянного состава
представляет составление совместного конспекта «Отличительные особенности
художественной культуры первобытного общества». Эта работа предполагает не
только обмен знаниями, полученными в процессе изучения раздела на учебных
занятиях, но и обмен теми сведениями и знаниями, которые были приобретены в
ходе самостоятельной работы. В ходе совместной работы необходимо проявить
умение оценить само качество сообщения, умение выстроить его в определенной
последовательности, представить знания и впечатления в системе. Необходимость
выработки подобных умений для будущего учителя очевидна, но, к сожалению, пока
выработке навыков самостоятельного систематизирования большого фактического и
теоретического материала не уделяется достаточного внимания. Итак, задание
составить совместный конспект, охватывающий весьма сложный и разнообразный
материал занятий по изучаемому разделу, представляет большую трудность. Но
совместными усилиями пара дружески настроенных учеников вполне может добиться
положительного результата. Должен действовать и принцип дополнения: один
помнит и знает то, что не помнит и не знает другой. Во всяком случае, в паре
работать интереснее и для многих легче, что само по себе не должно пугать преподавателя,
поскольку цель подобной работы не сводится к контролю знаний, она гораздо шире.
И хотя многие конспекты носят достаточно поверхностный характер — это первый
опыт подобной работы — она необходима. Без этой части совместной деятельности
работа в парах во многом лишается смысла: зачем рассказывать о том, что я
прочел и понял. По, результатам собственной работы я сам могу составить
собственный конспект. Именно недостаточность собственных знаний и впечатлений,
необходимость получения дополнительных сведений для составления конспекта —
вот что обусловливает необходимость совместной деятельности. У каждого ученика
свой, подобранный им в процессе самостоятельной работы материал, свои альбомы,
книги, иллюстрации, свой уровень информации.
Сама природа искусства, где нет и не может быть окончательных
оценок и мнений, где первостепенное значение имеет личностный подход (как в
создании произведений искусства, так и в его оценке), позволяет организовать
обучение не только как взаимообмен знаниями и информацией, но и взаимообмен
чувствами, мыслями, настроениями, впечатлениями. Именно это необходимо сделать
доминантой работы в паре. Важно, чтобы ученики поняли: не знания сами по себе
являются содержанием их диалога, а отношение к этим знаниям и впечатлениям
каждого участника диалога.
Вся система работы, начатая на вводном занятии и
продолженная в процессе изучения раздела «Художественная культура первобытного
общества», должна быть направлена на развитие и упрочение, с одной стороны, доверия
к собственным оценкам, а с другой — вниманию к суждениям других. Значение
развития этого качества интеллигентного человека — терпимость к мнению,
отличному от собственного, — приобретает особое значение в подготовке будущего учителя.
Известно, что именно учителя бывают особенно нетерпимы, поскольку быстро
привыкают к позиции человека, изрекающего истины в последней инстанции. Важно
укреплять и доверие к собственному опыту и знаниям, потому что это позволяет
разрушать процесс стандартизации оценок, характерный для массового сознания в
молодежной среде.
2 этап.
После того, как большинство пар закончило составление совместного конспекта,
наступает второй этап работы. Цель этого этапа — проверка и взаимопроверка
составленных конспектов. Пары впереди сидящих поворачиваются к тем, кто сидит
сзади них, так образуется малая группа из четырех человек.
Задача малой группы — обсудить варианты составленных
конспектов и выбрать или составить лучший. В группе идет подготовка к
выступлению. Совместная работа четырех человек организуется как беседа или
диалог по представленным конспектам. В сущности — это предварительный этап по
защите своего варианта.
Задача преподавателя на этом этапе занятия — Помочь
подгруппам в определении возможных претендентов на публичное выступление в
третьем этапе работы.
3 этап.
После того, как большинство групп справились с обсуждением и корректировкой
своих конспектов, вся дальнейшая работа строится как общегрупповая и проходит
по типу описанного в регламентированной дискуссии общегруппового этапа
обсуждения. Каждая подгруппа предлагает для всеобщего прослушивания и оценки
свой вариант конспекта, отобранный самостоятельно или с помощью преподавателя.
Группа выслушивает предложенные варианты обобщения материала по художественной
культуре первобытного общества и оценивает их с точки зрения качества и
полноты, ясности и четкости. Последняя часть третьего этапа — общегрупповая
запись либо наиболее удачного конспекта, составленного какой-то одной подгруппой,
либо составление нового конспекта, включающего наиболее ценное из того, что
предложили подгруппы.
Задача преподавателя на этом этапе — умело провести обсуждение
конспектов подгрупп и организовать итоговую запись, которая должна обобщать
полученные знания и впечатления по изученному разделу. Эта запись будет использоваться
в процессе дальнейшего освоения курса. |