Проблемы изучаемой темы
Какой круг проблем художественной культуры Древнего
Египта может быть рассмотрен на занятиях? Прежде всего необходимо
проанализировать духовное содержание египетского искусства и связь всей
культуры с заупокойным культом, остановиться на своеобразии религии и роли
ритуала в определении содержания и форм искусства, выяснить причины консервации
художественных традиций, представить основные этапы развития египетской художественной
культуры: «додинастический», «архаический» периоды; эпохи Древнего, Среднего,
Нового и Позднего царств; их своеобразие и культурные достижения. Надо
разъяснить статус художника в египетской культуре и, наконец, охарактеризовать
такие особенности художественной культуры Древнего Египта, как:
информационность, утилитарность, иерархичность.
Если позволяет учебное время и эрудиция преподавателя,
можно познакомить учащихся с эстетикой повседневной жизни в Древнем Египте. Тем более, что все эти
темы отражены в
изобразительном искусстве Древнего Египта.
Содержание и методика организации темы
Изучение художественной культуры Древнего Египта может
быть организовано в ходе исследования двух подтем:
Связь художественной культуры Древнего Египта с
религиозно-мифологическим (магическим) мировоззрением.
Синтез всех искусств при ведущей роли архитектуры.
Сама формулировка первой подтемы указывает на необходимость
показа связи явлений художественной культуры со всей системой духовных
представлений древнего общества. Каким же образом показать на занятии эту
связь, чтобы рассмотрение ее не превратилось в сложное и отвлеченное рассуждение?
Один из возможных подходов к организации содержания
занятия на тему связи художественной культуры с религиозно-мифологическим
мировоззрением — комментированное изложение легенды об Осирисе. Содержание
легенды может стать интегративным узлом, стержнем, организующим весь обширный
культурологический материал занятия.
Легенда об Осирисе позволяет изложить основные религиозно-мифологические
воззрения египтян, представить пантеон зооморфных и антропоморфных богов,
проследить развитие идеи вечности в заупокойном культе (надо рассказать о том,
что древние египтяне считали смерть переходом в другой мир, о душе «ка» как о
жизненной силе), показать связь всей художественной культуры с заупокойным
культом и т. д. К концу занятий учащиеся должны подняться до обобщения всего
обилия конкретно-художественного и теоретического материала на уровне вывода:
искусство — составная часть заупокойното ритуала, оно дарит бессмертие.
Вторая подтема «Синтез всех искусств при ведущей роли
архитектуры» может быть раскрыта через анализ древнеегипетского храма как
модели космоса. Иначе говоря, древнеегипетский храм важно рассматривать не
только с точки зрения его архитектурных особенностей, хотя и это чрезвычайно
важно сделать, а прежде всего как воплощение представлений египтян о строении
мира. Необходимо показать синтез искусств в храме как единство архитектуры и
скульптуры, как взаимосвязь изобразительного искусства с пиктографической и
иероглифической письменностью, как связь изобразительного искусства с литературой
и музыкой (музыкальное искусство древних египтян можно представить через
литературу и изобразительное искусство). Рассказы об обрядах и мистериях,
происходящих в храме и около него, позволят показать значение храма как
средоточия духовной жизни и художественного творчества древних египтян.
Тема «Художественная культура Древнего Египта» изучается
первой в разделе и уже поэтому представляет определенную сложность прежде
всего для «египтян». От того, насколько интересно, четко и организованно
пройдут занятия по этой теме, во многом зависит успех всей сквозной игры
«Диалог культур». На основе изучения художественной культуры Древнего Египта
должны быть впервые осуществлены многие методические способы и приемы освоения
художественной культуры. Такие, например, как работа с опорными конспектами по
художественной культуре или выявление консультантов.
Демонстрация и анализ произведений древнеегипетского искусства
Демонстрация произведений искусства Древнего Египта
разных видов и жанров совершается по выбору каждого преподавателя и зависит от
конкретной цели показа. Если ведущей целью показа на зачетном занятии является
повторение истории развития разных видов искусства Древнего Египта, то показ
может быть организован в хронологической последовательности (Раннее, Древнее,
Среднее, Новое, Позднее царства). Если же основной целью является развитие и
закрепление навыка устного анализа произведений искусства, то формирование
порядка и характера демонстрации будет иным, но в любом случае необходимо
предусмотреть показ разных видов и жанров искусства Древнего Египта:
архитектура (пирамиды, храмы, обелиски, городские
усадьбы);
скульптура (фараоны сидящие, стоящие, сфинксы, слуги,
рабы, животные);
рельефы (врезной, барельеф, горельеф и др.); росписи
(разные варианты и периоды); прикладное искусство (предметы различного назначения);
словесные искусства (гимны, ..религиозная и религиозно-философская
поэзия, светская поэзия, послания, поучения, сказки, описание путешествий).
В процессе изучения раздела «Художественная культура
первобытного общества» задача обучения анализу произведений искусства еще не
была ведущей. Это стало одной из основных целей работы по разделу «Художественная
культура древних Египта, Греции, Рима». На итоговом занятии по первой теме
раздела важно выяснить, насколько успешно идет работа в этом направлении. Помочь
организовать устный анализ демонстрируемых произведений искусства должна
запись трех вопросов, сделанных на доске и открытых на протяжении всего
итогового занятия.
Каков замысел
автора, какова цель
создания произведения искусства?
Какими
средствами автор выразил свой замысел?
Какое впечатление
это произведение искусства производит на вас?
Устный анализ демонстрируемых произведений искусства можно организовать
следующим образом: показать произведение и предложить всем парам постоянного
состава в течение 1—2 минут, обменяться впечатлениями, а затем высказать их
вслух. Желательно, чтобы преподаватель давал слово тем, кто добровольно его
просит, а не сам выбирал отвечающих. Он должен постараться вовлечь в процесс
устного анализа всю группу и постепенно устраниться от комментариев и помощи в
анализе памятников, предоставив полностью эту деятельность учащимся.
|