Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:51:45
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Тема «Художественная культура Древней Греции»

Содержание и методика организации темы

Изучение художественной культуры Древней Греция может осуществляться в ходе рассмотрения трех подтем:

миф — основа развития художественной культуры и искусства Древней Греции;

образ человека в художественной культуре Древней Греции;

художественный мир античного полиса.

В процессе изучения первой подтемы можно сделать ак­цент на словесных видах художественной деятельности древних греков, в процессе изучения второй подтемы—на изобразительных, а в третьей — сосредоточить внимание на древнегреческом театре как искусстве, синтезирующем в себе художественный мир древнегреческого полиса.

Организацию лекционной части многочасового занятия можно представить на материале первой лекции на тему «Миф — основа развития художественной культуры и ис­кусства Древней Греции».

Краткое содержание вводной части лекции

Начать знакомство с художественным миром древних греков можно с рассказа о сенсационных открытиях ан­тичного мира, сделанных Генрихом Шлиманом и Арту­ром Эвансом. Рассказ об открытиях может быть завершен определением того, что является содержанием понятия «античная эпоха». На этой стадии изучения темы важен не детальный, а обобщенный уровень комментария. В сущно­сти, здесь необходимо объяснить учащимся последователь­ность изучения темы.

Схема может быть написана на доске или показана, но закрыта до того момента, когда препода­ватель начнет знакомить с содержанием понятия античная эпоха и последовательностью изучения темы. Преподава­тель может записывать ее также в процессе самой беседы.

...Верите ли вы сказкам? Правда ли то, о чем в них рас­сказывается? Когда мы читаем сказки и легенды в детст­ве, мы верим в то, что все рассказанное в них — настоящая правда. Но стоит нам вырасти, как сказка становится для нас только сказкой, т. е. милым вымыслом, забавной фан­тазией и не более, но какое счастье, что в мире не пере­водятся чудаки и странные люди, которые живут и дей­ствуют не так, как все.

Один немецкий мальчик по имени Генрих Шлиман, как и многие дети его возраста, прочел Гомера, вдохновив­шись «Илиадой» и «Одиссеей», он увлёкся их волшебными историями и поверил в то, что описанные в них события — чистая правда, что Троя и Микены — это реальные города, а не выдумка сказочника. Еще будучи ребенком, он дал себе слово найти эти города.

Пока во всей этой истории нет ничего особенного. Де­тям свойственно верить сказкам и давать клятвы, но Ген­рих не забыл, как многие, о своей детской клятве. Шли­ман прошел долгий и тяжкий путь к цели, несмотря на насмешки всех специалистов, считавших, что поэма Гоме­ра — вымысел и что поиски гомеровской Трои столь же бессмысленны, как розыски сказочного «тридесятого цар­ства». После многих неудач Шлиману все же посчастли­вилось. На холме Гиссарлык в Малой Азии он нашел «свя­щенную Трою». Мало того, он нашел бесценный клад, сос­тоящий из нескольких тысяч золотых предметов—укра­шений, чаш, которые он назвал кладом царя Приама. После успеха с открытием Трои Шлиман приступил к рас­копкам Микен и Тиринфа — древних городов, упоминав­шихся в поэме Гомера. И здесь ему посчастливилось. Он открыл исключительные по своему значению памятники — царские погребения, вырубленные в скале, где среди мас­сы изделий из драгоценных металлов особый интерес представляли тонкие золотые пластины, покрывавшие лица умерших и сохранившие черты портретного сходства (впрочем, не все исследователи разделяют эту гипотезу).

Лишь после этих просто сказочных успехов Шлимана, увенчавших его долголетние труды и оправдавших его безграничное доверие к Гомеру, все серьезные ученые, одинаково скептически относившиеся и к свидетельствам Гомера и к энтузиазму Шлимана, вынуждены были при­знать его правоту. Фанатичный любитель, каким считали Шлимана, открыл перед наукой неведомый, реальный мир, прежде считавшийся миром вымысла и фантастических преданий. Открытия Шлимана положили начало изучению так называемого микенского периода в истории Древней Греции...

Как бы ни была увлекательна история открытия Микен и. Тиринфа, только рассказывать и не показывать того, что увидели Шлиман и члены его экспедиции, нельзя, так как уже в ходе повествования об открытии античного мира можно начать его изучение, причем сделать это естествен­но, без какого-либо напряжения, пользуясь тем интересом, который вызван историей открытия. Особенно эффективен одновременный показ на нескольких экранах. Например, сопровождаемые ссылками на текст «Илиады», в которой Гомер дает такие определения: «Тиринф крепкостенный», а Микены — «прекрасно устроенный город».

Обращение к текстам «Илиады» обязательно, так как эпос Гомера — один из основных источников наших пред­ставлений о мифах Древней Греции и микенском периоде развития этой культуры.

Показ искусства острова Крит может быть самым есте­ственным образом связан с мифами, стоит лишь показать план Кносского дворца и спросить, что напоминает де­монстрируемое изображение. Ответ, как правило, следует незамедлительно — напоминает лабиринт. Небольшой бе­седы вполне достаточно, чтобы вспомнить, что связано в мифах с лабиринтом Крита: Тесей, Минотавр, нить Ариад­ны, Зевс...

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на какую обрек он своего отца Урана. И повелел Крон своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя судьбу своих детей. Уже пя­терых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида и По­сейдона.

Рея не хотела потерять и последнего ребенка. По со­вету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, и там, в глубокой пещере, родился у нее сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла его от жесто­кого отца, а Крону дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки. Крон не подозревал, что был обманут.

А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли маленького Зевса. Они вскормили его мо­локом божественной козы Амалфеи. Пчелы носили мед Зевсу со склонов высокой горы Дикты. Всякий раз, когда маленький Зевс плакав, юные куреты, охраняющие пеще­ру, ударяли в щиты, чтобы не услыхал его плача Крон и не постигла бы его участь братьев и сестер...

...А Зевс тем временем рос на Крите... Именно эта ми­фологическая информация, прозвучавшая в рассказе о рождении Зевса, позволит перейти к открытию искусства острова Крит археологом Эвансом.

Если демонстрация художественной культуры острова Крит началась с показа плана Кносского дворца, то после паузы, сделанной для рассказа (но не для чтения мифа о рождении Зевса, так как мифы не читали, их пели. Грече­ский миф представлял перед лицом коллектива аэд —«пе­вец», рассказывавший о деяних богов и героев) о рожде­нии Зевса, можно на нескольких экранах показать не толь­ко план Кносского дворца, но и сохранившиеся его части, а также результаты реставрационных работ.

Для смены вида деятельности и для активизации вос­приятия можно предложить прочесть небольшой текст В. М. Полевого из книги «Искусство Греции» (М., 1984)Г, отвечающий на вопрос, почему Кносский дворец имеет та­кую сложную систему, напоминающую лабиринт.

Уже в ходе лекционной части преподаватель должен понять, насколько группа готова к работе на самостоя­тельной части занятия, где учащиеся получат самые раз­нообразные справочные тексты. Текст В. М. Полевого вполне может помочь выяснить это. Системой вопросов по тексту преподаватель проверит, как воспринимают учащие­ся информацию о Кносском дворце. Сделать это можно не в традиционном опросе, а в процессе комментированного показа архитектуры дворца, его интерьеров.

ЛЕСТНИЦА + СВЕТОВОИ КОЛОДЕЦ + ТРОННЫИ ЗАЛ

Показ художественного мира Крита не может ограни­читься демонстрацией архитектуры. Обязательно должны быть представлены росписи, фрески, прикладное искусство и скульптура. Показ важно сопровождать комментариями и вопросами. Например, во время демонстрации фрески «Парижанка» можно задать вопрос: «Почему эта дама из Кносского дворца названа «Парижанкой?» Игривый ло­кон, тщательно подведенный глаз и весь кокетливый об­лик дамы позволяют затронуть тему красоты, женственно­сти, поговорить о стремлении украсить себя, свойственном человечеству на всем протяжении мировой истории. Про­цесс разглядывания «Парижанки», любование ею важны как всякая возможность обмена впечатлениями на заня­тии. Попутно можно выяснить, вес ли понимают, что такое фреска.

Скульптуру Кносского дворца могут представить Боги­ни со змеями. Помимо разговора о значении магических обрядов на Крите, о самой скульптуре, эти женские фи­гурки могут дать возможность обратить внимание учащих­ся на этические аспекты в одежде: у богинь обнажена грудь и полностью закрыты ноги.

Перед учащимися, таким образом, проходит панорама крито-микенского искусства. Без определенной системати­зации обилие информации может превратиться в нагро­мождение из исторических фактов, содержания мифов, комментариев, иллюстраций. Учащиеся далеко не всегда улавливают логику, в которой выстраивается лекция. Здесь особенно важен преподавательский опыт и исходное зна­ние самого материала лекции. Помочь систематизировать предложенный в лекции материал сможет небольшой опор­ный конспект «Эгейское искусство», выделяющий самые важные аспекты лекции в свернутом виде. Его назначе­ние— служить запоминанием о тех положениях, которые должны быть осознаны и раскрыты в самостоятельной ра­боте учащихся. Особенности Эгейского искусства в нем представляются в сравнении видов, существовавших в критском и микенском искусстве. Содержание опорного конспекта позволит вспомнить некоторые положения еги­петской художественной культуры при помощи коротких вопросов. Вопросительный знак в месте, отведенном ми­кенской живописи, напомнит о том, что наши знания об этом периоде не отличаются полнотой.

Краткое содержание основной части лекции

Основная часть первой лекции «Миф — основа разви­тия художественной культуры и искусства Древней Гре­ции» посвящается выяснению ведущих особенностей ху­дожественной культуры Древней Греции в целом и связи мифологии древних греков с созданной ими художествен­ной культурой в частности.

Содержание этой части лекции важно изложить, таким образом, чтобы история древнегреческой мифологии, ее развитие и умирание являлись стержнем, организующим широкий и разнообразный материал по художественной культуре Древней Греции. Картина этого художественного мира должна вырисовываться по мере анализа мифологи­ческих представлений древних греков о строении мира и места человека в нем. Миф и мифология в этой лекции являются по существу интегративным узлом, в котором сходятся понятия, во многом раскрывающие характер и особенности художественной деятельности древних греков.

Для того чтобы обширный материал предстал для уча­щихся в ясной последовательности, можно использовать следующий прием: построить изложение лекционного ма­териала на основе некоторого количества вопросов и по­ложений, раскрывающих, по мнению преподавателя, ос­новные аспекты темы, записать их на доске и по мере дви­жения рассказа обращаться к тексту этой записи.

Один из возможных вариантов такой записи представ­ляет собой семнадцать вопросов, охватывающих историю появления и развития древнегреческого мифа.

Почему миф называется мифом?

Когда и как рождается миф?

Как развивалась греческая мифология?

Какие признаки характерны для древнейших ступе­ней развития мифологии?

Почему архаическая мифология именуется мискант- ропической, то есть состоящей из смешения образов живой природы и человеческими формами?

Земля (Гея) и ее потомство.

Какие главные источники для изучения всех перио­дов мифологического развития Греции?

Рождение Зевса. Классический период и его специ­фика.

Борьба Зевса за укрепление власти.

Вид с вершины Олимпа и до глубин Тартара.

И. Как выглядели олимпийские боги; их характер. Жизнь богов на Олимпе.

Кого греки называли героями?

Разные типы героизма — сила и разум.

Мифы о конце героического века.

Проклятия, наложенные богами на отдельных ге­роев и их потомство.

Проклятия, наложенные богами на отдельные на­роды.

Троянская война и гибель героев.

Первые шесть вопросов позволяют вернуться к темам происхождения, существования и значения мифа в перво­бытном мире и художественной культуре Древнего Египта, сравнить .египетские и греческие мифы. Седьмой вопрос разрешает обратиться к эпосу Гомера и поэмам Гесиода как источникам изучения мифологии Древней Греции и через мифологию к иным сторонам культуры античного полиса; выявить отличие мифа от эпоса. Восьмой, девя­тый, десятый вопросы помогут реконструировать социаль­ное устройство греческого общества на разных ступенях его развития. Одиннадцатый, двенадцатый, тринадцатый — связать миф со скульптурой, архитектурой, росписями, рельефами и другими видами изобразительной художест­венной деятельности. Например, мифологическая антропо­морфность греческих богов во многом определила непо­вторимые особенности древнегреческой скульптуры, а, опять-таки, мифологические представления о способности божественных существ спускаться на землю способство­вали развитию храмового зодчества — домов для бога. Две­надцатый и тринадцатый вопросы помогут начать раз­говор о греческих идеалах, здесь уместны анализ понятий «агонистика», «калокагатия», «сфрагида» и других, допу­стимо рассмотрение сути греческой лирики. Последующие вопросы выведут преподавателя на проблемы трагедии, комедии, музыки, поэзии, архитектуру и устройство театра, на анализ особенностей актерской игры, на значение теат­ра в жизни каждого гражданина античного полиса и к многогранной проблеме места человека в художественном мире античного полиса.

На первом многочасовом занятии тема мифа позво­ляет сделать особый акцент на мусическом комплексе ис­кусств, задачей которых было выражение чувств человека. В состав мусического комплекса входили танцевальные, словесные, музыкальные, актерские виды художественной деятельности, повествующие каждая по-своему о деяниях и подвигах богов и героев. Развитие словесных видов ху­дожественного творчества может быть прослежено от ана­лиза мифов к эпосу и от него к лирике и другим видам словесного творчества.

Другие виды искусства, такие, как архитектура, скуль­птура, театр, затрагиваются на первом занятии постольку, поскольку все они так или иначе связаны с мифом, но тех­нический комплекс искусств станет объектом особого вни­мания на втором занятии по теме «Художественная куль­тура Древней Греции».Уже на первой лекции можно познакомить учеников с картиной развития художественных способов освоения ми­ра, характерных для античной Греции. Сделать это можно при помощи общего опорного конспекта, показав его весь на первой лекции, далее на протяжении всех последующих занятий возвращаться к нему, выделяя необходимые для каждого занятия аспекты морфологической картины быто­вания и развития видов искусства. Например, на первом занятии, когда самостоятельная часть посвящена работе со словесными видами художественной деятельности, нуж­но акцентировать внимание на мусическом комплексе и рассматривать особенно подробно эту часть конспекта. На втором занятии, когда все внимание направляется на изоб­разительную и архитектоническую художественную дея­тельность, предметом рассмотрения станет технический комплекс. Третье занятие, подводящее итоги анализу ху­дожественной картины античного полиса, позволит вновь вернуться к общему виду опорного конспекта, представля­ющего морфологическое состояние художественного мира античной Греции.
Категория: КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК | Добавил: tineydgers (17.02.2015)
Просмотров: 1182 | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 148
Гостей: 148
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0