Содержание и методика организации
темы
Изучение художественной культуры Древней Греция может осуществляться в ходе
рассмотрения трех подтем:
миф — основа развития художественной культуры и искусства
Древней Греции;
образ человека в художественной культуре Древней Греции;
художественный мир античного полиса.
В процессе изучения первой подтемы можно сделать акцент
на словесных видах художественной деятельности древних греков, в процессе
изучения второй подтемы—на изобразительных, а в третьей — сосредоточить
внимание на древнегреческом театре как искусстве, синтезирующем в себе
художественный мир древнегреческого полиса.
Организацию лекционной части многочасового занятия можно
представить на материале первой лекции на тему «Миф — основа развития
художественной культуры и искусства Древней Греции».
Краткое содержание вводной части
лекции
Начать знакомство с художественным миром древних греков
можно с рассказа о сенсационных открытиях античного мира, сделанных Генрихом
Шлиманом и Артуром Эвансом. Рассказ об открытиях может быть завершен
определением того, что является содержанием понятия «античная эпоха». На этой
стадии изучения темы важен не детальный, а обобщенный уровень комментария. В
сущности, здесь необходимо объяснить учащимся последовательность изучения
темы.
Схема может быть написана на доске или показана, но
закрыта до того момента, когда преподаватель начнет знакомить с содержанием
понятия античная эпоха и последовательностью изучения темы. Преподаватель
может записывать ее также в процессе самой беседы.
...Верите ли вы сказкам? Правда ли то, о чем в них рассказывается?
Когда мы читаем сказки и легенды в детстве, мы верим в то, что все
рассказанное в них — настоящая правда. Но стоит нам вырасти, как сказка
становится для нас только сказкой, т. е. милым вымыслом, забавной фантазией и
не более, но какое счастье, что в мире не переводятся чудаки и странные люди,
которые живут и действуют не так, как все.
Один немецкий мальчик по имени Генрих Шлиман, как и многие дети его
возраста, прочел Гомера, вдохновившись «Илиадой» и «Одиссеей», он увлёкся их
волшебными историями и поверил в то, что описанные в них события — чистая
правда, что Троя и Микены — это реальные города, а не выдумка сказочника. Еще
будучи ребенком, он дал себе слово найти эти города.
Пока во всей этой истории нет ничего особенного. Детям свойственно
верить сказкам и давать клятвы, но Генрих не забыл, как многие, о своей
детской клятве. Шлиман прошел долгий и тяжкий путь к цели, несмотря на
насмешки всех специалистов, считавших, что поэма Гомера — вымысел и что поиски
гомеровской Трои столь же бессмысленны, как розыски сказочного «тридесятого царства».
После многих неудач Шлиману все же посчастливилось. На холме Гиссарлык в Малой
Азии он нашел «священную Трою». Мало того, он нашел бесценный клад, состоящий
из нескольких тысяч золотых предметов—украшений, чаш, которые он назвал кладом
царя Приама. После успеха с открытием Трои Шлиман приступил к раскопкам Микен
и Тиринфа — древних городов, упоминавшихся в поэме Гомера. И здесь ему
посчастливилось. Он открыл исключительные по своему значению памятники —
царские погребения, вырубленные в скале, где среди массы изделий из
драгоценных металлов особый интерес представляли тонкие золотые пластины,
покрывавшие лица умерших и сохранившие черты портретного сходства (впрочем, не
все исследователи разделяют эту гипотезу).
Лишь после этих просто сказочных успехов Шлимана, увенчавших его
долголетние труды и оправдавших его безграничное доверие к Гомеру, все
серьезные ученые, одинаково скептически относившиеся и к свидетельствам Гомера и
к энтузиазму Шлимана, вынуждены были признать его правоту. Фанатичный
любитель, каким считали Шлимана, открыл перед наукой неведомый, реальный мир,
прежде считавшийся миром вымысла и фантастических преданий. Открытия Шлимана
положили начало изучению так называемого микенского периода в истории Древней
Греции...
Как бы ни была увлекательна история открытия Микен и.
Тиринфа, только рассказывать и не показывать того, что увидели Шлиман и члены
его экспедиции, нельзя, так как уже в ходе повествования об открытии античного
мира можно начать его изучение, причем сделать это естественно, без
какого-либо напряжения, пользуясь тем интересом, который вызван историей
открытия. Особенно эффективен одновременный показ на нескольких экранах.
Например, сопровождаемые ссылками на текст «Илиады», в которой Гомер дает такие
определения: «Тиринф крепкостенный», а Микены — «прекрасно устроенный город».
Обращение к текстам «Илиады» обязательно, так как эпос
Гомера — один из основных источников наших представлений о мифах Древней
Греции и микенском периоде развития этой культуры.
Показ искусства острова Крит может быть самым естественным
образом связан с мифами, стоит лишь показать план Кносского дворца и спросить,
что напоминает демонстрируемое изображение. Ответ, как правило, следует
незамедлительно — напоминает лабиринт. Небольшой беседы вполне достаточно,
чтобы вспомнить, что связано в мифах с лабиринтом Крита: Тесей, Минотавр, нить
Ариадны, Зевс...
Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он
боялся, что и против него восстанут дети и обрекут его на ту же участь, на
какую обрек он своего отца Урана. И повелел Крон своей жене Рее приносить ему
рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. В ужас приходила Рея, видя
судьбу своих детей. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида и
Посейдона.
Рея не хотела потерять и последнего ребенка. По совету своих
родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, удалилась она на остров Крит, и там, в
глубокой пещере, родился у нее сын Зевс. В этой пещере Рея скрыла его от жестокого
отца, а Крону дала проглотить вместо сына длинный камень, завернутый в пеленки.
Крон не подозревал, что был обманут.
А Зевс тем временем рос на Крите. Нимфы Адрастея и Идея лелеяли
маленького Зевса. Они вскормили его молоком божественной козы Амалфеи. Пчелы
носили мед Зевсу со склонов высокой горы Дикты. Всякий раз, когда маленький
Зевс плакав, юные куреты, охраняющие пещеру, ударяли в щиты, чтобы не услыхал
его плача Крон и не постигла бы его участь братьев и сестер...
...А Зевс тем временем рос на Крите... Именно эта мифологическая
информация, прозвучавшая в рассказе о рождении Зевса, позволит перейти к
открытию искусства острова Крит археологом Эвансом.
Если демонстрация художественной культуры острова Крит
началась с показа плана Кносского дворца, то после паузы, сделанной для
рассказа (но не для чтения мифа о рождении Зевса, так как мифы не читали, их
пели. Греческий миф представлял перед лицом коллектива аэд —«певец»,
рассказывавший о деяних богов и героев) о рождении Зевса, можно на нескольких
экранах показать не только план Кносского дворца, но и сохранившиеся его
части, а также результаты реставрационных работ.
Для смены вида деятельности и для активизации восприятия
можно предложить прочесть небольшой текст В. М. Полевого из книги «Искусство
Греции» (М., 1984)Г, отвечающий на вопрос, почему Кносский дворец имеет такую
сложную систему, напоминающую лабиринт.
Уже в ходе лекционной части преподаватель должен понять,
насколько группа готова к работе на самостоятельной части занятия, где
учащиеся получат самые разнообразные справочные тексты. Текст В. М. Полевого
вполне может помочь выяснить это. Системой вопросов по тексту преподаватель
проверит, как воспринимают учащиеся информацию о Кносском дворце. Сделать это
можно не в традиционном опросе, а в процессе комментированного показа
архитектуры дворца, его интерьеров.
ЛЕСТНИЦА + СВЕТОВОИ КОЛОДЕЦ + ТРОННЫИ ЗАЛ
Показ художественного мира Крита не может ограничиться
демонстрацией архитектуры. Обязательно должны быть представлены росписи,
фрески, прикладное искусство и скульптура. Показ важно сопровождать
комментариями и вопросами. Например, во время демонстрации фрески «Парижанка»
можно задать вопрос: «Почему эта дама из Кносского дворца названа «Парижанкой?»
Игривый локон, тщательно подведенный глаз и весь кокетливый облик дамы
позволяют затронуть тему красоты, женственности, поговорить о стремлении
украсить себя, свойственном человечеству на всем протяжении мировой истории.
Процесс разглядывания «Парижанки», любование ею важны как всякая возможность
обмена впечатлениями на занятии. Попутно можно выяснить, вес ли понимают, что
такое фреска.
Скульптуру Кносского дворца могут представить Богини со змеями. Помимо
разговора о значении магических обрядов на Крите, о самой скульптуре, эти
женские фигурки могут дать возможность обратить внимание учащихся на
этические аспекты в одежде: у богинь обнажена грудь и полностью закрыты ноги.
Перед учащимися, таким образом, проходит панорама
крито-микенского искусства. Без определенной систематизации обилие информации
может превратиться в нагромождение из исторических фактов, содержания мифов,
комментариев, иллюстраций. Учащиеся далеко не всегда улавливают логику, в
которой выстраивается лекция. Здесь особенно важен преподавательский опыт и
исходное знание самого материала лекции. Помочь систематизировать предложенный
в лекции материал сможет небольшой опорный конспект «Эгейское искусство»,
выделяющий самые важные аспекты лекции в свернутом виде. Его назначение—
служить запоминанием о тех положениях, которые должны быть осознаны и раскрыты
в самостоятельной работе учащихся. Особенности Эгейского искусства в нем
представляются в сравнении видов, существовавших в критском и микенском
искусстве. Содержание опорного конспекта позволит вспомнить некоторые положения
египетской художественной культуры при помощи коротких вопросов.
Вопросительный знак в месте, отведенном микенской живописи, напомнит о том,
что наши знания об этом периоде не отличаются полнотой.
Краткое содержание основной части лекции
Основная часть первой лекции «Миф — основа развития
художественной культуры и искусства Древней Греции» посвящается выяснению
ведущих особенностей художественной культуры Древней Греции в целом и связи
мифологии древних греков с созданной ими художественной культурой в частности.
Содержание этой части лекции важно изложить, таким
образом, чтобы история древнегреческой мифологии, ее развитие и умирание
являлись стержнем, организующим широкий и разнообразный материал по
художественной культуре Древней Греции. Картина этого художественного мира
должна вырисовываться по мере анализа мифологических представлений древних
греков о строении мира и места человека в нем. Миф и мифология в этой лекции
являются по существу интегративным узлом, в котором сходятся понятия, во многом
раскрывающие характер и особенности художественной деятельности древних греков.
Для того чтобы обширный материал предстал для учащихся в
ясной последовательности, можно использовать следующий прием: построить
изложение лекционного материала на основе некоторого количества вопросов и положений,
раскрывающих, по мнению преподавателя, основные аспекты темы, записать их на
доске и по мере движения рассказа обращаться к тексту этой записи.
Один из возможных вариантов такой записи представляет
собой семнадцать вопросов, охватывающих историю появления и развития
древнегреческого мифа.
Почему миф называется мифом?
Когда и как рождается миф?
Как развивалась греческая мифология?
Какие признаки характерны для древнейших ступеней
развития мифологии?
Почему архаическая мифология именуется мискант-
ропической, то есть состоящей из смешения образов живой природы и человеческими
формами?
Земля (Гея) и ее потомство.
Какие главные источники для изучения всех периодов
мифологического развития Греции?
Рождение Зевса. Классический период и его специфика.
Борьба Зевса за укрепление власти.
Вид с вершины Олимпа и до глубин Тартара.
И. Как выглядели олимпийские боги; их характер. Жизнь
богов на Олимпе.
Кого греки называли героями?
Разные типы героизма — сила и разум.
Мифы о конце героического века.
Проклятия, наложенные богами на отдельных героев и их
потомство.
Проклятия, наложенные богами на отдельные народы.
Троянская война и гибель героев.
Первые шесть вопросов позволяют вернуться к темам
происхождения, существования и значения мифа в первобытном мире и
художественной культуре Древнего Египта, сравнить .египетские и греческие мифы.
Седьмой вопрос разрешает обратиться к эпосу Гомера и поэмам Гесиода как
источникам изучения мифологии Древней Греции и через мифологию к иным сторонам
культуры античного полиса; выявить отличие мифа от эпоса. Восьмой, девятый,
десятый вопросы помогут реконструировать социальное устройство греческого
общества на разных ступенях его развития. Одиннадцатый, двенадцатый,
тринадцатый — связать миф со скульптурой, архитектурой, росписями, рельефами и
другими видами изобразительной художественной деятельности. Например,
мифологическая антропоморфность греческих богов во многом определила неповторимые
особенности древнегреческой скульптуры, а, опять-таки, мифологические
представления о способности божественных существ спускаться на землю способствовали
развитию храмового зодчества — домов для бога. Двенадцатый и тринадцатый
вопросы помогут начать разговор о греческих идеалах, здесь уместны анализ
понятий «агонистика»,
«калокагатия», «сфрагида» и других, допустимо рассмотрение сути
греческой лирики. Последующие вопросы выведут преподавателя на проблемы
трагедии, комедии, музыки, поэзии, архитектуру и устройство театра, на анализ
особенностей актерской игры, на значение театра в жизни каждого гражданина
античного полиса и к многогранной проблеме места человека в художественном мире
античного полиса.
На первом многочасовом занятии тема мифа позволяет сделать
особый акцент на мусическом комплексе искусств, задачей которых было выражение
чувств человека. В состав мусического комплекса входили танцевальные,
словесные, музыкальные, актерские виды художественной деятельности,
повествующие каждая по-своему о деяниях и подвигах богов и героев. Развитие
словесных видов художественного творчества может быть прослежено от анализа
мифов к эпосу и от него к лирике и другим видам словесного творчества.
Другие виды искусства, такие, как архитектура, скульптура, театр,
затрагиваются на первом занятии постольку, поскольку все они так или иначе
связаны с мифом, но технический комплекс искусств станет объектом особого внимания
на втором занятии по теме «Художественная культура Древней Греции».Уже на
первой лекции можно познакомить учеников с картиной развития художественных
способов освоения мира, характерных для античной Греции. Сделать это можно при
помощи общего опорного конспекта, показав его весь на первой лекции, далее на
протяжении всех последующих занятий возвращаться к нему, выделяя необходимые
для каждого занятия аспекты морфологической картины бытования и развития видов
искусства. Например, на первом занятии, когда самостоятельная часть посвящена
работе со словесными видами художественной деятельности, нужно акцентировать
внимание на мусическом комплексе и рассматривать особенно подробно эту часть
конспекта. На втором занятии, когда все внимание направляется на изобразительную
и архитектоническую художественную деятельность, предметом рассмотрения станет
технический комплекс. Третье занятие, подводящее итоги анализу художественной
картины античного полиса, позволит вновь вернуться к общему виду опорного
конспекта, представляющего морфологическое состояние художественного мира
античной Греции. |