В самом кратком изложении содержание темы связано с
анализом следующих основных положений.
Синкретическая целостность первобытной культуры.
Значение первобытных верований и магии в развитии
художественной деятельности первобытного человека.
Сущность и роль обряда, обычая, ритуала в процессе
развития художественной культуры.
Своеобразие художественной деятельности в первобытном
обществе как внеличной, непрофессиональной.
Миф как попытка осмысления мира с помощью эмоциональных и
логических ассоциаций.
Третья тема занимает центральное место в комплексе
занятий по разделу. Если основной проблемой второй темы было выяснение вопроса
к каким видам
художественной деятельности обращался первобытный человек, то основной вопрос
третьей темы и конечная цель ее изучения— рассмотрение проблемы, специфичной
именно для интегративного курса «Основы художественной культуры»,— выяснение
того, каковы связи
между разными видами художественной деятельности древнего человека, каков в
целом его художественный мир.
Нельзя не отметить, что кроме специфично значимой цели, у
занятия по третьей теме есть и другие. Прежде всего, это — формирование навыков
самостоятельной работы по обобщению, конструированию, моделированию образа
художественного мира древнего человека; в педагогическом училище выработка
профессиональных умений учителя структурировать предлагаемый учебный материал,
. отбирать необходимые сведения для устного сообщения, развивать навыки
педагогического общения, игровой деятельности и др.
I часть
Самостоятельная работа
1 этап.
Индивидуальная работа с учебными текстами или иллюстративными материалами.
Каждый участник занятия получает комплект, состоящий из
нескольких учебных текстов, словаря необходимых терминов по художественной
культуре первобытного общества, иллюстративный материал, представляющий памятники
первобытного искусства. Порядок и характер индивидуальной работы изложен на
отдельной карточке.
Задания для индивидуальной
самостоятельной работы
1. Посмотрите иллюстративный материал
и прочтите предложенные вам учебные тексты.
Проделайте терминологическую работу: выпишите из текстов
незнакомые слова и по словарю определите их значение.
Озаглавьте те тексты, которые не имеют названия.
Составьте план (структуру) индивидуального сообщения.
Сделайте краткую запись в тетрадь на тему, как содержание
предложенных вам текстов связано с центральной проблемой наших занятий по
изучению раздела «Художественная культура первобытного общества». Напоминаем,
что мы занимаемся проблемой, почему и зачем первобытный человек обратился к
художественной деятельности.
Изучение художественного мира первобытного человека
совершается первоначально на уровне обращения к одному или двум (не более)
видам художественного творчества в контексте типологических особенностей
первобытной культуры. Например, учебный текст, который получает каждый, может
быть посвящен или наскальной живописи, или скульптуре, или монументальным
ансамблям. Поскольку учащиеся получают разные тексты, каждый должен
самостоятельно определить, какому виду художественного творчества посвящен его
текст. Уже по тому, как он озаглавливает его, ясно, насколько он сможет справиться
с основным заданием (пункт 5). Помимо этого, работа над заглавием текста, терминологическая
работа и структурирование текста для подготовки к индивидуальному устному
сообщению позволяют организовать на первом этапе занятия серьезное чтение и
осмысление содержания учебного текста.
Пятое задание поможет вывести учащегося за пределы
локальной области художественного творчества, которое он изучал на основе
своего текста, и заставит его осмыслить значение и место рассматриваемого вида
художественного творчества в контексте общей проблемы занятия. Так создаются
условия для формирования способности связывать разрозненные явления
художественного мира, выявлять их связи. Этой дели служит также вся совместная
работа учащихся во втором этапе первой части занятия.
2 этап.
Совместная деятельность в парах постоянного состава, т. е. с соседом, сидящим
рядом за одним столом.
Содержание и порядок работы в парах
Кратко изложить содержание прочитанных текстов.
Выслушать соседа по столу о содержании его текстов.
Обсудить проблему взаимосвязи тех видов художественной
деятельности, которым были посвящены учебные тексты.
Сделать краткую запись в тетради (каждому участнику
диалога в свою тетрадь) результатов совместной деятельности на тему «Как
связаны между собой виды художественного творчества и почему древний человек
обратился к ним?»
Существует и другой вариант, который можно с успехом
применять на занятиях, когда перед учащимися выдвигается задача овладеть
методикой взаимообмена знаниями и педагогического общения.
Алгоритм работы в парах постоянного состава
Ознакомиться с предложенными текстами.
Структурировать их.
Сформулировать выводы и записать их.
Пересказать партнеру свой текст, чтобы он сам смог
структурировать его.
Выслушать пересказ текста партнера, задав ему необходимое
количество вопросов, чтобы можно было структурировать этот текст
самостоятельно.
Структурировать обговоренные тексты и сформулировать
выводы.
Обсудить совместную работу.
Знакомя участников занятия с алгоритмом, необходимо
давать пояснения об объеме самостоятельной и совместной работы в паре, о
характере и особенностях общения в процессе работы. Общим для всех вариантов
является то, что в разных алгоритмах организации работы с текстами по их
изучению и структурированию используется методика взаимообучения.
Первый и второй этапы первой части занятия, по существу,
подготавливают к третьему этапу — общегрупповой работе по систематизации и
обобщению полученной информации о взаимосвязи разных видов художественного
творчества в первобытной культуре.
3 этап.
Общегрупповая работа над анализом обряда и обрядовых действий в связи с
понятием «синкретизм первобытной культуры».
Учащимся необходимо разобраться в понятии «первобытный
синкретизм», наиболее важном для характеристики первобытной культуры в целом,
и для определения отличительной особенности художественной культуры первобытного
общества. Целесообразнее всего понятие синкретизма анализировать на основе
рассмотрения обряда и обрядовых действий в первобытной культуре. Важно донести
до учащихся, что изображения, музыка, маски, статуэтки, татуировка, танец и т.
д. — составные части ритуального действия. Поскольку художественная
деятельность в обряде носит синкретический характер, подойти к его целостному
анализу необходимо в определенной последовательности. Вот почему на первом и
втором этапах занятия ученики занимались анализом отдельных сторон синкретической
художественной деятельности, входящей в состав обрядовых действий.
Начинать общегрупповое обсуждение результатов самостоятельной
работы можно с вопроса, обращенного ко всем учащимся: «Как связаны между собой
разные виды художественного творчества в первобытной культуре?» Если вопрос,
поставленный в такой форме, вызовет затруднение (вполне возможно, что не все
пары сумеют справиться с анализом и записью соответствующего задания), нужно
начать с обзора тех видов художественного творчества, о которых рассказали
учебные тексты и иллюстративные материалы.
На заданный вопрос должен отвечать не отдельный учащийся,
а каждая пара, работавшая вместе. Их ответ позволяет, во-первых,
продемонстрировать уровень самостоятельной работы по определению видов
художественного творчества и, во-вторых, содержание совместной деятельности
по выявлению связей между явлениями художественного творчества древнего
человека. При помощи данного приема вся учебная группа услышит необходимую
информацию не об отдельных видах художественного творчества, а об их
взаимосвязях. Так как у каждой пары свои учебные материалы, не повторяющие
предыдущие, группа постепенно сможет составить целостное представление о
панораме художественной деятельности первобытного человека.
Преподаватель на данном этапе занятия должен направить
свое профессиональное и методическое мастерство на то, чтобы выступления каждой
отдельной пары вплетались в рисунок общей картины художественного мира первобытной
культуры, чтобы в выступлениях учащиеся осознанно применяли термины
«синкретизм», «синкретическая деятельность», чтобы сообщения об отдельных
сторонах художественного творчества с определенного момента переросли в анализ
синкретической художественной деятельности в рамках обряда, ритуала. Очень
ценным было бы при помощи кино, видео и др. способов познакомить с
этнографическими материалами, позволяющими увидеть, как разные виды
художественного творчества включаются в обрядовые действия. Но какой бы способ
ведения занятия ни избрал преподаватель, какими бы иллюстративными
материалами ни владел, важнейшей целью этого этапа занятия остается анализ
связей разных видов художественной деятельности в контексте материальной и духовной
жизнедеятельности древнего человека, понятия синкретической целостности
первобытной культуры.
II часть
Учебная игра
Вторая часть занятия на тему «Художественный мир
первобытного человека» посвящается анализу понятия «миф» и рассмотрению
общности мифологических моделей у народов всего мира.
Тема обряда тесно переплетается с проблемой мифа в
художественной культуре первобытного общества. Необходимо сосредоточить
внимание на том, что мифологические представления образуют ядро древней
духовной культуры в целом. Пытаясь создавать обобщенный образ мира, люди не
просто фантазировали, чтобы как-то компенсировать пробелы в познании
окружающей действительности. Мифы отражали их внутренний мир. Поэтому, исследуя
мифологические воззрения прошлого, мы тем самым в какой-то мере приблизимся к
пониманию самих творцов первобытной художественной культуры.
С разложением мифологической картины мира то, во что
некогда свято верили, не исчезло бесследно, но сохранилось в устном народном
творчестве — в сказках, преданиях, эпосе, песне, пословице, загадке. Значение
этнографических свидетельств тоже трудно переоценить, поскольку многие
ритуалы и обряды отражают древние представления.
Между мифологией и различными фольклорными жанрами
пролегает определенная граница: миф остается мифом, пока существует вера в
реальность событий, о которых в нем повествуется. Как только эта вера
утрачивается, миф превращается в художественное произведение: эпос, сказку и
т.п. Миф и сказка отличаются не по форме, а по социальной функции. Анализ
волшебной сказки, проделанный В. Я. Проппом, позволил обнаружить отчетливую
сюжетную связь с первобытными мифами, ритуалами и обычаями.
Один из способов работы над анализом понятия «миф» связан
с использованием игры в «карты Проппа». Она основана на теории В. Я. Проппа,
согласно которой волшебная сказка уходит своими корнями в первобытное общество
и повторяет структуру древнего ритуала.
Постоянными и устойчивыми элементами сказки служат
функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Число
функций, известных волшебной сказке, ограниченно — тридцать одна. Последовательность
функций всегда одинакова:
отлучка кого-либо из членов семьи;
запрет, обращенный к герою;
нарушение запрета;
выведывание;
выдача;
подвох;
невольное пособничество;
вредительство или недостача;
посредничество;
начинающееся противодействие;
герой покидает дом;
даритель испытывает героя;
герой реагирует на действия будущего дарителя;
получение волшебного средства;
герой переносится, доставляется или приводится к месту
нахождения предмета поисков;
герой и антагонист вступают в борьбу;
героя метят;
антагонист побежден;
беда или недостача ликвидируются;
возвращение героя;
герой подвергается преследованиям;
герой спасается от преследования;
герой неузнаваемым прибывает домой или в другую страну;
ложный герой предъявляет необоснованные притязания;
герою предлагается трудная задача;
герой решается;
героя узнают;
ложный герой или антагонист изобличен;
враг наказывается;
герой вступает в брак.
Организация игры
Первый
вариант. Карточки с номером и названием функции раздаются сразу
же, как только объявляется игра в «карты Проппа». Учащиеся остаются на местах,
которые они заняли в начале занятия.
Второй
вариант. Все встают со своих мест, освобождают от столов центр
аудитории и садятся в большой круг. Преподаватель, находящийся среди учеников в
игровом круге, раздает карточки.
Третий
вариант. Учащимся раздаются карточки, объясняется порядок игры.
Они встают и готовят аудиторию к игре, как во втором варианте. Отличие только в
том, что сесть в круг они должны по порядку номеров на карточках.
Четвертый
вариант. Этот вариант — модификация варианта третьего. Отличие в
том, что садиться в круг студенты могут произвольно, не обращая внимания на
порядок следования номера на карточках.
Особенности каждого варианта проведения игры
Первый вариант имеет то преимущество, что на организацию
аудитории к игре не затрачивается время. Недостатком же его является то, что
ученики во время игры сидят лицом к преподавателю, поэтому в процессе рассказа
обращаются только к нему, а не друг к другу. К тому же при такой организации
первая часть занятия неотличима от второй — все остаются на своих местах.
Второй вариант проведения игры позволяет сделать двигательную
разрядку, отделить одну часть занятия от другой, позволяет наглядно сделать
процесс придумывания или комментирования сказки коллективным: все видят всех,
все работают друг с другом. Время, затраченное на организацию места для
игрового круга, оправдывается тем, что в ходе многочасового занятия может
наступить усталость от неподвижности и монотонности деятельности. Игра и ее
подготовка выполняют роль яркой эмоциональной и двигательной разрядки.
В третьем варианте появляется дополнительный стимул
познакомиться с порядком и набором функций действующих лиц сказки, поскольку
все рассаживаются по номерам функций. Этот простой прием позволяет организовать
знакомство с функциями, обозначенными на карточках ближних соседей по игре,
что сыграет свою роль в процессе придумывания эпизодов сказки. Суета с рассаживанием
в порядке номеров — еще один игровой момент, дающий повод подвигаться после
долгого сидения на предыдущих частях занятия.
Вариант четвертый позволяет повысить внимание к ходу
игры, поскольку нужно постоянно помнить не только сюжетную линию сказки, но и
запоминать порядковый номер рассказчика.
Существуют варианты использования игры в «карты Проппа»,
выбор их зависит от того, какую цель ставит перед собой преподаватель.
Например, если в ходе занятия по анализу художественного мира древнего человека
важно, прежде всего, разъяснить суть обряда (допустим, инициации), то игру
можно использовать для восстановления в памяти основных сюжетов волшебной
сказки, а не придумывания новой. На основе этого можно реконструировать и
комментировать суть древнего обряда, а от него и мифа.
Только в реальной ситуации игры можно решать, как от
анализа сюжетов русской волшебной сказки перейти к рассмотрению схожих
мифологических картин мира, созданных разными народами. В какой момент игры
показать, что вопреки видимому многообразию мифологические картины мира у
разных народов часто удивительно схожи. Лишь в немногих случаях совпадения
могут объясняться контактами между культурами. Чтобы нагляднее продемонстрировать
это, необходимо представлять наиболее распространенные модели в сказках,
пословицах, загадках, известные большинству народов мира.
Можно использовать и другой вариант игры в «карты
Проппа», когда учащиеся не восстанавливают обряд, а придумывают сказку. Этот
вариант позволяет выявить творческие возможности и способности участников игры,
поскольку важно не только то, что рассказывает ученик, но и то, как он это
делает; он также развивает фантазию, воображение, язык. На занятии после
приобретения опыта по придумыванию сказок в совместной деятельности, наиболее
активные и творческие ученики могут получить специальное задание: провести игру
в придумывание сказок в школе.
Третий вариант использования игры в «карты Проппа»
представляет собой смешанную форму: начать игру можно с придумывания новой
сказки, увлечь этим, постепенно усилить тему припоминания сюжетных мотивов
сказок мира, а затем перейти к комментированию сходных сюжетов с точки зрения
их культурологического содержания.
В любом из описанных вариантов игровые ситуации создают
условия для творческого самовыражения учащихся, позволяют значительно
увеличивать объем изучаемого материала, совершенствовать умения игрового
общения, необходимого учителю начальной школы.
Важно особо отметить роль преподавателя в процессе
игровой деятельности. Преподаватель не только равноправный участник игры, он
ее организатор и ведущий. Когда, как и сколько затрачивать времени на комментирование
основных сюжетов сказки дело не просто ситуативное, но и непредсказуемо-творческое.
Только полная свобода и совершенное знание теории позволят преподавателю в
любой подходящий для этого момент игры вводить исторический, социологический,
искусствоведческий комментарий.
Величина теоретического материала, т. е. введение комментариев
в ткань игры, во многом зависит от организаторского и методического мастерства
преподавателя, от степени его свободы в культурологическом материале, от
импровизаторского таланта.
Обобщение и выводы
В содержания занятия на тему «Художественный мир
первобытного человека» важно не только создать представление о
мифологизированном и не отделенном от всех других
сфер деятельности художественном мире древнего человека, но и показать, как в
современной культуре сохранились черты первобытного сознания, как прошлое
пронизывает современного человека, независимо от того, сознает он это или нет.
Сама ситуация занятия подскажет, когда лучше спросить учащихся, зачем люди
стучат по дереву, зачем сплевывают, через левое плечо, почему боятся черной
кошки или почему не рекомендуется девушкам сидеть у стола со стороны угла.
Прием актуализации необходимо сделать постоянным при анализе любой
древней и не очень древней культуры, поскольку только такой путь ведет к
пониманию единства разных культур и связи современного человека со всем
прошлым опытом, приобретенным человечеством.
|