Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 19.04.2024, 10:36:30
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Тема «Художественный мир первобытного человека»

В самом кратком изложении содержание темы связано с анализом следующих основных положений.

Синкретическая целостность первобытной культуры.

Значение первобытных верований и магии в разви­тии художественной деятельности первобытного человека.

Сущность и роль обряда, обычая, ритуала в процес­се развития художественной культуры.

Своеобразие художественной деятельности в перво­бытном обществе как внеличной, непрофессиональной.

Миф как попытка осмысления мира с помощью эмоциональных и логических ассоциаций.

Третья тема занимает центральное место в комплексе занятий по разделу. Если основной проблемой второй темы было выяснение вопроса к каким видам художе­ственной деятельности обращался первобытный человек, то основной вопрос третьей темы и конечная цель ее изуче­ния— рассмотрение проблемы, специфичной именно для интегративного курса «Основы художественной культу­ры»,— выяснение того, каковы связи между разными видами художественной деятельности древнего человека, каков в целом его художественный мир.

Нельзя не отметить, что кроме специфично значимой цели, у занятия по третьей теме есть и другие. Прежде всего, это — формирование навыков самостоятельной рабо­ты по обобщению, конструированию, моделированию об­раза художественного мира древнего человека; в педаго­гическом училище выработка профессиональных умений учителя структурировать предлагаемый учебный материал, . отбирать необходимые сведения для устного сообщения, развивать навыки педагогического общения, игровой дея­тельности и др.

I часть

Самостоятельная работа

1 этап. Индивидуальная работа с учебными текстами или иллюстративными материалами.

Каждый участник занятия получает комплект, состоя­щий из нескольких учебных текстов, словаря необходимых терминов по художественной культуре первобытного об­щества, иллюстративный материал, представляющий па­мятники первобытного искусства. Порядок и характер индивидуальной работы изложен на отдельной карточке.

Задания для индивидуальной самостоятельной работы

1. Посмотрите иллюстративный материал и прочтите предложенные вам учебные тексты.

Проделайте терминологическую работу: выпишите из текстов незнакомые слова и по словарю определите их значение.

Озаглавьте те тексты, которые не имеют названия.

Составьте план (структуру) индивидуального сооб­щения.

Сделайте краткую запись в тетрадь на тему, как со­держание предложенных вам текстов связано с централь­ной проблемой наших занятий по изучению раздела «Ху­дожественная культура первобытного общества». Напо­минаем, что мы занимаемся проблемой, почему и зачем первобытный человек обратился к художественной дея­тельности.

Изучение художественного мира первобытного человека совершается первоначально на уровне обращения к одно­му или двум (не более) видам художественного творчест­ва в контексте типологических особенностей первобытной культуры. Например, учебный текст, который получает каждый, может быть посвящен или наскальной живописи, или скульптуре, или монументальным ансамблям. По­скольку учащиеся получают разные тексты, каждый дол­жен самостоятельно определить, какому виду художест­венного творчества посвящен его текст. Уже по тому, как он озаглавливает его, ясно, насколько он сможет спра­виться с основным заданием (пункт 5). Помимо этого, ра­бота над заглавием текста, терминологическая работа и структурирование текста для подготовки к индивидуаль­ному устному сообщению позволяют организовать на пер­вом этапе занятия серьезное чтение и осмысление содер­жания учебного текста.

Пятое задание поможет вывести учащегося за пределы локальной области художественного творчества, которое он изучал на основе своего текста, и заставит его осмыс­лить значение и место рассматриваемого вида художест­венного творчества в контексте общей проблемы занятия. Так создаются условия для формирования способности связывать разрозненные явления художественного мира, выявлять их связи. Этой дели служит также вся совмест­ная работа учащихся во втором этапе первой части за­нятия.

2 этап. Совместная деятельность в парах постоянно­го состава, т. е. с соседом, сидящим рядом за одним сто­лом.

Содержание и порядок работы в парах

Кратко изложить содержание прочитанных текстов.

Выслушать соседа по столу о содержании его текс­тов.

Обсудить проблему взаимосвязи тех видов художе­ственной деятельности, которым были посвящены учеб­ные тексты.

Сделать краткую запись в тетради (каждому участ­нику диалога в свою тетрадь) результатов совместной дея­тельности на тему «Как связаны между собой виды худо­жественного творчества и почему древний человек обра­тился к ним?»

Существует и другой вариант, который можно с успе­хом применять на занятиях, когда перед учащимися выд­вигается задача овладеть методикой взаимообмена зна­ниями и педагогического общения.

Алгоритм работы в парах постоянного состава

Ознакомиться с предложенными текстами.

Структурировать их.

Сформулировать выводы и записать их.

Пересказать партнеру свой текст, чтобы он сам смог структурировать его.

Выслушать пересказ текста партнера, задав ему не­обходимое количество вопросов, чтобы можно было структурировать этот текст самостоятельно.

Структурировать обговоренные тексты и сформули­ровать выводы.

Обсудить совместную работу.

Знакомя участников занятия с алгоритмом, необходимо давать пояснения об объеме самостоятельной и совместной работы в паре, о характере и особенностях общения в про­цессе работы. Общим для всех вариантов является то, что в разных алгоритмах организации работы с текстами по их изучению и структурированию используется методика взаимообучения.

Первый и второй этапы первой части занятия, по су­ществу, подготавливают к третьему этапу — общегруппо­вой работе по систематизации и обобщению полученной информации о взаимосвязи разных видов художественного творчества в первобытной культуре.

3 этап. Общегрупповая работа над анализом обряда и обрядовых действий в связи с понятием «синкретизм пер­вобытной культуры».

Учащимся необходимо разобраться в понятии «перво­бытный синкретизм», наиболее важном для характеристи­ки первобытной культуры в целом, и для определения от­личительной особенности художественной культуры пер­вобытного общества. Целесообразнее всего понятие син­кретизма анализировать на основе рассмотрения обряда и обрядовых действий в первобытной культуре. Важно до­нести до учащихся, что изображения, музыка, маски, ста­туэтки, татуировка, танец и т. д. — составные части риту­ального действия. Поскольку художественная деятельность в обряде носит синкретический характер, подойти к его целостному анализу необходимо в определенной последо­вательности. Вот почему на первом и втором этапах заня­тия ученики занимались анализом отдельных сторон син­кретической художественной деятельности, входящей в состав обрядовых действий.

Начинать общегрупповое обсуждение результатов са­мостоятельной работы можно с вопроса, обращенного ко всем учащимся: «Как связаны между собой разные виды художественного творчества в первобытной культуре?» Если вопрос, поставленный в такой форме, вызовет затруд­нение (вполне возможно, что не все пары сумеют спра­виться с анализом и записью соответствующего задания), нужно начать с обзора тех видов художественного твор­чества, о которых рассказали учебные тексты и иллюстра­тивные материалы.

На заданный вопрос должен отвечать не отдельный учащийся, а каждая пара, работавшая вместе. Их ответ позволяет, во-первых, продемонстрировать уровень само­стоятельной работы по определению видов художествен­ного творчества и, во-вторых, содержание совместной дея­тельности по выявлению связей между явлениями худо­жественного творчества древнего человека. При помощи данного приема вся учебная группа услышит необходимую информацию не об отдельных видах художественного творчества, а об их взаимосвязях. Так как у каждой пары свои учебные материалы, не повторяющие предыдущие, группа постепенно сможет составить целостное представ­ление о панораме художественной деятельности первобыт­ного человека.

Преподаватель на данном этапе занятия должен на­править свое профессиональное и методическое мастерство на то, чтобы выступления каждой отдельной пары вплета­лись в рисунок общей картины художественного мира пер­вобытной культуры, чтобы в выступлениях учащиеся осо­знанно применяли термины «синкретизм», «синкретиче­ская деятельность», чтобы сообщения об отдельных сторо­нах художественного творчества с определенного момента переросли в анализ синкретической художественной дея­тельности в рамках обряда, ритуала. Очень ценным было бы при помощи кино, видео и др. способов познакомить с этнографическими материалами, позволяющими увидеть, как разные виды художественного творчества включаются в обрядовые действия. Но какой бы способ ведения заня­тия ни избрал преподаватель, какими бы иллюстративны­ми материалами ни владел, важнейшей целью этого этапа занятия остается анализ связей разных видов художест­венной деятельности в контексте материальной и духовной жизнедеятельности древнего человека, понятия синкрети­ческой целостности первобытной культуры.

II часть

Учебная игра

Вторая часть занятия на тему «Художественный мир первобытного человека» посвящается анализу понятия «миф» и рассмотрению общности мифологических моде­лей у народов всего мира.

Тема обряда тесно переплетается с проблемой мифа в художественной культуре первобытного общества. Необхо­димо сосредоточить внимание на том, что мифологические представления образуют ядро древней духовной культуры в целом. Пытаясь создавать обобщенный образ мира, лю­ди не просто фантазировали, чтобы как-то компенсиро­вать пробелы в познании окружающей действительности. Мифы отражали их внутренний мир. Поэтому, исследуя мифологические воззрения прошлого, мы тем самым в ка­кой-то мере приблизимся к пониманию самих творцов пер­вобытной художественной культуры.

С разложением мифологической картины мира то, во что некогда свято верили, не исчезло бесследно, но сохра­нилось в устном народном творчестве — в сказках, преда­ниях, эпосе, песне, пословице, загадке. Значение этногра­фических свидетельств тоже трудно переоценить, посколь­ку многие ритуалы и обряды отражают древние представ­ления.

Между мифологией и различными фольклорными жан­рами пролегает определенная граница: миф остается ми­фом, пока существует вера в реальность событий, о кото­рых в нем повествуется. Как только эта вера утрачивает­ся, миф превращается в художественное произведение: эпос, сказку и т.п. Миф и сказка отличаются не по фор­ме, а по социальной функции. Анализ волшебной сказки, проделанный В. Я. Проппом, позволил обнаружить отчет­ливую сюжетную связь с первобытными мифами, ритуала­ми и обычаями.

Один из способов работы над анализом понятия «миф» связан с использованием игры в «карты Проппа». Она основана на теории В. Я. Проппа, согласно которой вол­шебная сказка уходит своими корнями в первобытное об­щество и повторяет структуру древнего ритуала.

Постоянными и устойчивыми элементами сказки слу­жат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Число функций, известных вол­шебной сказке, ограниченно — тридцать одна. Последова­тельность функций всегда одинакова:

отлучка кого-либо из членов семьи;

запрет, обращенный к герою;

нарушение запрета;

выведывание;

выдача;

подвох;

невольное пособничество;

вредительство или недостача;

посредничество;

начинающееся противодействие;

герой покидает дом;

даритель испытывает героя;

герой реагирует на действия будущего дарителя;

получение волшебного средства;

герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;

герой и антагонист вступают в борьбу;

героя метят;

антагонист побежден;

беда или недостача ликвидируются;

возвращение героя;

герой подвергается преследованиям;

герой спасается от преследования;

герой неузнаваемым прибывает домой или в дру­гую страну;

ложный герой предъявляет необоснованные притя­зания;

герою предлагается трудная задача;

герой решается;

героя узнают;

ложный герой или антагонист изобличен;

враг наказывается;

герой вступает в брак.

Организация игры

Первый вариант. Карточки с номером и названием функции раздаются сразу же, как только объявляется иг­ра в «карты Проппа». Учащиеся остаются на местах, ко­торые они заняли в начале занятия.

Второй вариант. Все встают со своих мест, освобожда­ют от столов центр аудитории и садятся в большой круг. Преподаватель, находящийся среди учеников в игровом круге, раздает карточки.

Третий вариант. Учащимся раздаются карточки, объ­ясняется порядок игры. Они встают и готовят аудиторию к игре, как во втором варианте. Отличие только в том, что сесть в круг они должны по порядку номеров на кар­точках.

Четвертый вариант. Этот вариант — модификация ва­рианта третьего. Отличие в том, что садиться в круг сту­денты могут произвольно, не обращая внимания на поря­док следования номера на карточках.

Особенности каждого варианта проведения игры

Первый вариант имеет то преимущество, что на орга­низацию аудитории к игре не затрачивается время. Недо­статком же его является то, что ученики во время игры си­дят лицом к преподавателю, поэтому в процессе рассказа обращаются только к нему, а не друг к другу. К тому же при такой организации первая часть занятия неотличима от второй — все остаются на своих местах.

Второй вариант проведения игры позволяет сделать двигательную разрядку, отделить одну часть занятия от другой, позволяет наглядно сделать процесс придумыва­ния или комментирования сказки коллективным: все ви­дят всех, все работают друг с другом. Время, затраченное на организацию места для игрового круга, оправдывается тем, что в ходе многочасового занятия может наступить усталость от неподвижности и монотонности деятельности. Игра и ее подготовка выполняют роль яркой эмоциональ­ной и двигательной разрядки.

В третьем варианте появляется дополнительный сти­мул познакомиться с порядком и набором функций дейст­вующих лиц сказки, поскольку все рассаживаются по но­мерам функций. Этот простой прием позволяет организо­вать знакомство с функциями, обозначенными на карточ­ках ближних соседей по игре, что сыграет свою роль в процессе придумывания эпизодов сказки. Суета с рас­саживанием в порядке номеров — еще один игровой мо­мент, дающий повод подвигаться после долгого сидения на предыдущих частях занятия.

Вариант четвертый позволяет повысить внимание к хо­ду игры, поскольку нужно постоянно помнить не только сюжетную линию сказки, но и запоминать порядковый но­мер рассказчика.

Существуют варианты использования игры в «карты Проппа», выбор их зависит от того, какую цель ставит пе­ред собой преподаватель. Например, если в ходе занятия по анализу художественного мира древнего человека важ­но, прежде всего, разъяснить суть обряда (допустим, ини­циации), то игру можно использовать для восстановле­ния в памяти основных сюжетов волшебной сказки, а не придумывания новой. На основе этого можно реконструи­ровать и комментировать суть древнего обряда, а от него и мифа.

Только в реальной ситуации игры можно решать, как от анализа сюжетов русской волшебной сказки перейти к рассмотрению схожих мифологических картин мира, со­зданных разными народами. В какой момент игры пока­зать, что вопреки видимому многообразию мифологичес­кие картины мира у разных народов часто удивительно схожи. Лишь в немногих случаях совпадения могут объ­ясняться контактами между культурами. Чтобы нагляднее продемонстрировать это, необходимо представлять наибо­лее распространенные модели в сказках, пословицах, за­гадках, известные большинству народов мира.

Можно использовать и другой вариант игры в «карты Проппа», когда учащиеся не восстанавливают обряд, а придумывают сказку. Этот вариант позволяет выявить творческие возможности и способности участников игры, поскольку важно не только то, что рассказывает ученик, но и то, как он это делает; он также развивает фантазию, воображение, язык. На занятии после приобретения опыта по придумыванию сказок в сов­местной деятельности, наиболее активные и творческие ученики могут получить специальное задание: провести игру в придумывание сказок в школе.

Третий вариант использования игры в «карты Проппа» представляет собой смешанную форму: начать игру можно с придумывания новой сказки, увлечь этим, постепенно усилить тему припоминания сюжетных мотивов сказок мира, а затем перейти к комментированию сходных сюже­тов с точки зрения их культурологического содержания.

В любом из описанных вариантов игровые ситуации создают условия для творческого самовыражения учащих­ся, позволяют значительно увеличивать объем изучаемого материала, совершенствовать умения игрового общения, необходимого учителю начальной школы.

Важно особо отметить роль преподавателя в процессе игровой деятельности. Преподаватель не только равно­правный участник игры, он ее организатор и ведущий. Когда, как и сколько затрачивать времени на комменти­рование основных сюжетов сказки дело не просто ситуа­тивное, но и непредсказуемо-творческое. Только полная свобода и совершенное знание теории позволят препода­вателю в любой подходящий для этого момент игры вводить исторический, социологический, искусствоведче­ский комментарий.

Величина теоретического материала, т. е. введение ком­ментариев в ткань игры, во многом зависит от организа­торского и методического мастерства преподавателя, от степени его свободы в культурологическом материале, от импровизаторского таланта.

Обобщение и выводы

В содержания занятия на тему «Художественный мир первобытного человека» важно не только создать пред­ставление о мифологизированном и не отделенном от всех других сфер деятельности художественном мире древнего человека, но и показать, как в современной культуре со­хранились черты первобытного сознания, как прошлое пронизывает современного человека, независимо от того, сознает он это или нет. Сама ситуация занятия подскажет, когда лучше спросить учащихся, зачем люди стучат по дереву, зачем сплевывают, через левое плечо, почему бо­ятся черной кошки или почему не рекомендуется девуш­кам сидеть у стола со стороны угла.

Прием актуализации необходимо сделать постоянным при анализе любой древней и не очень древней культуры, поскольку только такой путь ведет к пониманию единст­ва разных культур и связи современного человека со всем прошлым опытом, приобретенным человечеством.
Категория: КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК | Добавил: tineydgers (17.02.2015)
Просмотров: 1043 | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0