Содержание и методика организации темы
На вводной части занятия важно, во-первых, вызвать
интерес к его содержанию и, во-вторых, организовать и направить самостоятельную
работу по освоению содержания раздела.
Первая цель может быть достигнута при помощи проблемного
обучения. Именно на вводной части занятия выделяется и обосновывается
центральная проблема в изучении раздела: «Почему первобытный человек обратился
к художественной деятельности?» Нетрудно заметить, что формулировка проблемы
находится в контексте той, которая рассматривалась на вводном занятии ко всему
курсу: «Зачем нам искусство?». Таким образом, постановка проблемы раздела по
изучению художественной культуры первобытного общества позволяет продолжить
исследование вопроса о необходимости художественной деятельности
человечества. Такая формулировка основной проблемы создает поле напряжения
между начальной ступенью художественной деятельности людей, появившейся в
глубокой древности, и потребностью в искусстве у людей конца XX в. Между
этими крайними точками и будет протекать освоение содержания курса:
зародившись миллионы лет назад, художественная деятельность не только не теряет
своего значения, но приобретает все большую значимость. Ответ на вопрос,
почему это происходит и как развивается сам процесс становления художественной
деятельности людей в контексте мировой истории, в сущности, и является
содержанием курса «Основы художественной культуры». И если вопрос первого
занятия по курсу («Зачем нам искусство?») у большинства учеников вызывает
реакцию, определяемую одним предложением — «без искусства жить нельзя» (правда,
почему нельзя и зачем искусство нужно каждому современному человеку, оказывается
не совсем понятным из их ответов, но сомнению не подвергается сама
необходимость существования искусства), то практически тот же вопрос по
отношению к ранней стадии развития человечества способен вызвать затруднение.
Обращение к художественной деятельности первобытного человека, жившего весьма
трудной и физически напряженной борьбой за существование и тратившего при
этом огромные усилия на создание росписей, статуэток, кромлехов и т. п.,
становится интересной проблемой, требующей особого рассмотрения.
В ходе изучения первого раздела курса происходит не
только развитие и конкретизация проблемы всего курса, но и освоение собственного содержания
первобытной художественной культуры.
Почему же не художественные достоинства самих произведений
первобытной культуры оказываются в центре внимания, а причины их появления?
Предметы, которые мы сейчас называем произведениями
искусства первобытного общества, в большинстве своем вряд ли вызовут сильный
эмоциональный отклик у искушенного современного зрителя именно как
произведения искусства. Поэтому рассмотрение памятников первобытной
художественной деятельности возможно прежде всего с позиции причин их
появления, потребности в их создании, а затем и с точки зрения функций
произведений искусства, поскольку сами функции произведений первобытной
культуры имеют серьезные отличия от тех, которые определяют назначение
современного искусства.
Вводная часть занятия по разделу проходит в общегрупповой
беседе сначала по выдвижению и формулировке проблемы, а затем по разъяснению
опережающего задания, при помощи которого организуется направление самостоятельной
работы учащихся в процессе изучения всего раздела.
В ходе вводной части занятия по художественной культуре
первобытного общества учащиеся получают свое первое опережающее задание.
Вариантов опережающего задания два.
Первый вариант
Задания
Подготовьте для итогового занятия краткое сообщение на
тему: общая характеристика художественной культуры первобытного общества. Ваш
слушатель — сосед по столу.
Ваши задачи: увлечь своим рассказом слушателя, попытаться
с помощью своих материалов ответить на вопрос опережающего задания, получить
от партнера в свою тетрадь запись оценки проделанной вами подготовительной
работы и самого сообщения.
Составьте список литературы, которая стала источником
ваших знаний по теме сообщения.
Подготовьте иллюстрации, которые будут помогать вам в
вашем сообщении.
В процессе изучения раздела постарайтесь определить для
себя, что в содержании раздела вызывает у вас наибольший интерес, о каких
впечатлениях, полученных на занятии, вам хотелось бы поделиться с соседом по
столу.
Второй вариант
Задания
Определите, что бы вы хотели рассказать соседу по столу о
тех впечатлениях, которые вы получили в процессе изучения раздела.
Выберите самостоятельную тему для подготовки короткого
сообщения о художественной культуре первобытного общества для соседа по столу
на итоговом занятии.
Ваши задачи: увлечь своим рассказом
слушателя, получить от партнера в свою тетрадь запись оценки проделанной вами
подготовительной работы и впечатлений от вашего сообщения.
Составьте список литературы, которая стала источником
ваших знаний по теме сообщения.
Подготовьте иллюстрации, которые будут помогать вам в
процессе рассказа.
Варианты опережающего задания отличаются степенью
предоставления учащимся свободы в выборе темы и содержания краткого сообщения
для соседа по столу. Формулировки проблемы опережающего задания могут быть
следующими: «Зачем первобытный человек обратился к художественной
деятельности?», «Почему первобытный человек обратился к искусству?». Но какой
бы ни была вариация вопроса опережающего задания, необходимо соотносить его с
формулировкой проблемы, выдвинутой на первом занятии по курсу в
регламентированной дискуссии.
Во втором варианте опережающего задания дается простор
для самостоятельного выбора: «Что бы вы хотели рассказать соседу по столу о тех
впечатлениях, которые получили в процессе изучения раздела?» Таким образом,
каждый может воспользоваться знаниями и впечатлениями, полученными как на
занятиях, так и теми, которые он добыл самостоятельно, при этом он вправе сам
решать, на какую тему будет его рассказ, каких проблем он в нем коснется.
Второй вариант опережающего задания рассчитан на более
подготовленную к самостоятельной деятельности группу. Важно отметить и еще одно
отличие второго опережающего задания: при его помощи можно организовать
изучение интересов учащихся, поскольку самостоятельный выбор содержания и темы
рассказа будет свидетельствовать о характере и уровне интереса к проблемам
художественной культуры в целом и к изучению конкретного раздела в частности.
Очень важно выяснить в беседе с учащимися причины выбора той или иной темы
сообщения, так как выбор может быть определен не интересом к какой-то проблеме
или виду художественной деятельности, а тем, что учащемуся удалось отыскать в
библиотеке конкретную книгу, позволяющую подготовить рассказ на итоговом
занятии без лишних хлопот и поисков, но и такие сведения очень ценны для
преподавателя, поскольку характеризуют деятельность учащегося.
Текст опережающего задания может быть представлен на
доске в виде временной записи, но лучше, если текст опережающего задания будет
на каждом столе, чтобы ознакомление с ним носило более спокойный характер и не
нужно было бы торопиться списывать с доски.
В процессе изучения раздела «Художественная культура первобытного
общества» необходимо напоминать учащимся о задании, но желательно делать это
не в прямой форме, а в виде предложения о помощи и готовности преподавателя
дать консультации по проблемам его подготовки. Важно не упустить и задачи
воспитательного характера: необходимо четко объяснить всем цели совместной
работы, чтобы создать ситуацию, стимулирующую взаимную ответственность, — если
подготовится к диалогу только один его участник, сам диалог невозможен и при
этом пострадают оба партнера.
|