Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 00:36:26
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Технология «Взаимообмен заданиями»
      Название этой методики достаточно точно отражает суть работы пары: взаимообмен означает, что партнеры обладают определенными знаниями и в паре передают информацию друг другу.

      Подготовка учебного материала для изучения его по данной методике
      Для изучения берется небольшая тема или подтема. Выбранный материал разбивается на «порции», и каждая «порция» оформляется на одной карточке. Набор карточек, содержащий материал всей темы, будем называть блоком заданий. В блоке — от 4 до 9 карточек. Каждая карточка содержит идею, отличную от идей других карточек, причем ученик может начать работу с любой карточки и выполнять задания в любой последовательности. Другими словами, каждая карточка должна являться самостоятельным входом в тему.
      Если между понятиями существуют такие жесткие логические связи, что усвоение одного из них требует глубокого понимания другого, то последовательность их изучения должна строго соблюдаться. Однако, как показывает анализ содержания школьного учебного материала, логические связи в нем лишь слегка намечены, и учитель может легко их показывать при обзорном ознакомлении класса с темой.

      Описание структуры карточек
      Структура карточек может иметь разные варианты:
      1. Карточка состоит из двух частей: первая часть — задание для ввода, оно же для взаимообмена; вторая часть — задание для самостоятельной работы, оно же для взаимоконтроля. Задание для ввода — это, как правило, решенная задача или пример, разобранное предложение, написанное уравнение реакции, т. е. это своего рода образец, который ученик должен записать в тетрадь, внимательно разобрать и научиться объяснять товарищу.
      Во второй части карточки — задание для закрепления навыка.
      2. Карточка также состоит из двух частей, но во второй части ее дан набор упражнений для прочного и глубокого усвоения, для выработки умений и навыков выполнения заданий данного типа.
      3. В карточках перед образцами заданий могут быть даны теоретические сведения, выписаны формулы, основные термины, свойства, признаки и т. д. При передаче карточки партнеру ученик должен правильно объяснить и записать в тетрадь товарища эти сведения.
      4. Задания во второй части карточки усложняются.
      5. Перед выполнением задания для ввода необходимо усвоить теоретические сведения, данные в учебнике или в пособии, научиться объяснять их товарищу, уметь их записать и ответить на вопросы.
      6. Карточка состоит из трех частей. Две первые части уже описаны, а в третьей части дано дополнительное, необязательное для всех задание.
      Карточки разной структуры применяются для решения различных дидактических задач. Карточки типа 1, 2, 3 составляются для выработки первичных умений и навыков учащихся. Их же можно использовать при повторении материала перед изучением новой темы. Карточки типа 4, 5, 6 более подходят для углубленного изучения темы, итогового повторения, при обобщениях и установлении связей данной темы с другими. Карточки типа 6 наиболее сложные. Они предназначены для закрепления большой темы при работе в сменных парах в течение 4—6 уроков.
      Один блок заданий, как правило, состоит из карточек одной структуры.

      Ввод одной карточки и запуск блока заданий
      Учителя должны организовать работу учеников в сменных парах таким образом, чтобы, во-первых, обеспечивалось качественное усвоение информации, и, во-вторых, передача изучаемых сведений происходила без искажений и без потерь. Для решения этих задач ввод имеет особо важное значение.
      Сегодня разработано несколько приемов ввода.
      1. Ввод делает учитель
      Ученики входят в класс, садятся в малые группы, получают карточки. Учитель приглашает к себе группу учеников с одинаковыми карточками. Объясняет им первую часть. Каждый ученик сам делает необходимые записи. Учитель проверяет. Затем один или два ученика объясняют этот материал. Все слушают, дополняют, предлагают контрольные вопросы. Когда учитель убедится в том, что все ученики по первой части карточки достаточно хорошо усвоили материал и смогут грамотно передать его, он предлагает им продолжить работу на месте самостоятельно и приглашает к себе группу учеников с другой карточкой.
      Пока учитель вводит карточки одним ученикам, другие могут сами начать работу или выполнять общее задание, например на повторение.
      2. Ввод делают ассистенты
      Учитель готовит ассистентов накануне. Как правило, один ассистент знает одну карточку и вводит ее одному ученику в каждой малой группе. Ассистент объясняет и вписывает образец в тетрадь ученика, отвечает на его вопросы или сам задает контрольные вопросы.
      Удобно подготовить ассистентов из одной полной малой группы. Они получают карточки на дом за несколько дней до данного занятия и самостоятельно готовятся к вводу. Учитель проверяет их готовность перед уроком. После того как эти ученики выполнят свои обязанности, они образуют малую группу. Им ввод уже не нужен, так как каждый из них может рассказать свою карточку товарищу. Поэтому они, как правило, сразу приступают к взаимообмену.
      Ассистентами могут быть ученики старшего класса. Если в одном классе тема изучается, а в другом есть необходимость ее повторить, то целесообразно подготовить большую группу учеников старшего класса для ввода. Они могут осуществить ввод перед первым уроком за 7—10 мин до его начала.
      Учителя также могут помочь друг другу ввести блоки заданий. Причем это могут сделать учителя не только данного, но и родственных предметов.
      3. Групповой ввод
      В начале работы можно объединить в отдельные группы всех учеников с одинаковыми карточками. Каждая группа выполняет задание одной карточки. В этой группе будут и сильные, и средние, и слабые ученики. Они друг другу помогают, подсказывают. После того как все выполнят первую письменную часть карточки, сверят и исправят записи, кто-то один должен проговорить устно это задание. Ученики составляют контрольные вопросы, отвечают на них (или пользуются готовыми вопросами, составленными учителем). После окончания этой работы все ученики возвращаются в свои малые группы и продолжают выполнять задания второй части карточки.
      4. Самоввод
      В учебнике или в конспекте может быть образец выполнения задания. Ученик должен этот образец переписать, ответить на вопросы, научиться объяснять товарищу. Во время этой работы он может задавать вопросы учителю или консультанту, пользоваться справочником, учебником, пособием.
      5. Самоввод с групповой консультацией учителя
      Ученикам дается образец выполнения задания. Они самостоятельно изучают его, при этом нужно переписать образец, задать себе вопросы и ответить на них, научиться проговаривать это задание, воспользоваться справочником. По прошествии отведенного на работу времени учитель приглашает к себе учеников с одинаковыми карточками (т. е. по одному из каждой малой группы), проверяет, как они выполнили задание, задает вопросы, выясняет их готовность объяснять этот материал партнеру, консультирует.

      Как работает один ученик и пара учеников
      Ученик получает карточку, усваивает и учится объяснять ее первую часть.
      Затем он приступает к самостоятельному усвоению второй части. После выполнения заданий обеих частей карточки ученик ищет партнера в своей малой группе. Партнером становится ученик, также закончивший работу со своей карточкой.
      Два ученика садятся вместе. Один рассказывает первую часть своей карточки, вписывает в тетрадь другого образец, отвечает на его вопросы, сам задает ему контрольные вопросы, добивается, чтобы он хорошо усвоил это задание. Если оба ученика считают, что работа выполнена, они откладывают карточку первого ученика и начинают работать с карточкой второго ученика.
      Теперь второй рассказывает, объясняет и вписывает в тетрадь первого образец выполнения задания, задает контрольные вопросы или отвечает на вопросы товарища.
      После этого каждый выполняет задания второй части изучаемой карточки. Затем учащиеся сверяют вторые части обеих карточек. Если задания выполнены одинаково, то пара распадается и каждый ученик ищет нового партнера. Если есть расхождения — ученики должны найти ошибку.
      Так заканчивается работа в первой паре. В результате оба партнера знают по две карточки. Новому партнеру каждый может передать свою первую карточку или ту, которую изучал с соседом. Как правило, при отсутствии навыка парной работы ученик почти всегда передает свою первую карточку. Однако он достаточно быстро понимает, что для усвоения всех карточек блока лучше передавать товарищу ту информацию, которую только что усвоил сам.

      Как создается и работает малая группа
      Малую группу создает учитель. Условно можно считать, что в каждом классе есть шесть уровней подготовленности учащихся: самые сильные, сильные, средние, слабые, очень слабые и слабее очень слабых. Практика показывает, что в начале работы в сменных парах (первый год) в группы можно включать учеников двух (реже трех) соседних уровней подготовленности: самые сильные и сильные, сильные и средние, средние и слабые и т. д. Количество учащихся в малой группе должно соответствовать числу карточек в блоке.
      Работа в малой группе идет в сменных парах. Вначале каждый ученик получает одну карточку и работает с ней так, как это описано ранее. Затем, по мере готовности, ученики одной малой группы образуют пары.
      Для образования пары возможны пересадки. Когда ученик заканчивает работу с одним товарищем, он переходит к следующему. В итоге он должен выполнить задания всех карточек данного блока.
      Время, за которое все ученики должны выполнить блок заданий, учитель рассчитывает заранее, при подготовке учебного материала. Блок может составляться на 25—30 мин, на целый урок. Но может быть подготовлен и для изучения его на четырех — шести уроках. В любом случае состав малых групп, как правило, не меняется, т. е. задания одного блока выполняет малая группа постоянного состава.
      Для изучения следующего блока заданий состав малых групп должен меняться обязательно.

      Организация работы класса
      Есть несколько вариантов:
      1. Класс разбивается на малые группы. Все малые группы выполняют задания одного и того же блока.
      2. Класс делится на малые группы. Все малые группы выполняют задания разных блоков.
      3. Для выполнения одного блока заданий класс можно не делить на малые группы. Например, работу можно организовать так. В классе три ряда и, соответственно, шесть колонок учащихся. Одна колонка получает карточку № 1, другая — № 2, и так все шесть колонок. К каждому ряду добавляется один свободный стол.
      Пусть пара учеников выполнила все задания и готова к обмену информацией с другими учениками. Один ученик остается на месте, а другой переходит за свободный стол. Ученик из любого другого ряда тоже закончил работу. Он подсаживается на свободное место, и они образуют новую пару для работы. В классе появилось два свободных места. Их могут занять ученики для работы в паре и т. д.
      При такой организации работы не происходит потери времени на ожидание партнера, так как в классе всегда найдутся двое, которые выполнят работу почти одновременно и могут образовать пару. Сильные ученики всегда закончат работу много раньше других и могут выполнять дополнительные задания или помогать более слабым товарищам.

      Учет работы в малых группах
      1. Для учета и координации работы в малой группе составляется листок учета. В таблицу вписываются фамилии всех учеников данной малой группы и номера карточек (табл. 1 и 3). Ученик получает карточку и ставит в листке учета точку в клеточке на пересечении строки со своей фамилией и столбца с номером полученной карточки. Точка — сигнал для учителя и товарищей: «Я работаю с этой карточкой». Когда ученик закончил самостоятельную работу, т. е. выполнил обе части карточки и готов обменяться с товарищем, он точку заменяет на крестик. Крестик — сигнал: «Я готов обменяться этой карточкой». Иногда учителя предлагают ученикам ставить цветные крестики: «Я считаю, что знаю и могу научить другого на такую-то оценку». Это полезно для развития навыка самоконтроля (табл. 2).

Таблица 1

Блок «................»

Карточка

1

2

3

4

5

6

Иванов

         

Петрова

         

Козлов

         

Смирнова

         

Крутова

         

Степанова

         

Таблица 2

Блок «................»

Карточка

1

2

3

4

5

6

Иванов

  +        

Петрова

         

Козлов

        +  

Смирнова

          +

Крутова

         

Степанова

      +    

      Когда один ученик начинает рассказывать другому, как выполняется образец его карточки, то по окончании он обводит в кружок крестик в листке учета, который свидетельствовал о его готовности (табл. 4).

Таблица 3

Блок «................»

Карточка

1

2

3

4

5

6

Иванов

  +      

Петрова

         

Козлов

      +  

Смирнова

        +

Крутова

         

Степанова

      +  

Таблица 4

Блок «................»

Карточка

1

2

3

4

5

6

Иванов

 
    +  

Петрова

         

Козлов

  +    
 

Смирнова

        +

Крутова

+          

Степанова

      +  

      2. В учительской практике используется и такой прием. Листок учета делает каждый ученик. Он вписывает фамилии учеников своей малой группы и отмечает свою работу и работу партнеров так же, как описано ранее: точка, крестик, кружок. Учитель быстро может установить, с кем и какую карточку изучал ученик.
      3. В своих тетрадях ученики также могут отмечать те карточки, которые они выполняют. Например, на полях пишут название и номер блока и в столбик перечисляют номера всех его карточек. Номер выполненной карточки зачеркивают. Такой учет помогает ученикам быстро ориентироваться при выборе задания для себя и для партнера, а учителю при проверке тетрадей.
      Алгоритм работы учеников (должен в распечатанном виде лежать на столе каждого учащегося):
      1. Получите карточку и поставьте точку в листке учета.
      2. Выполните задание первой части карточки (самостоятельно по образцу, с консультацией, с помощью ассистента или в группе). Научитесь объяснять это задание. Внимательно проверьте свою запись этого задания в тетради товарища.
      3. Выполните задание второй части карточки. В листке учета замените точку на крестик.
      4. Найдите партнера в своей малой группе.
      5. Сядьте рядом. Объясните товарищу задание первой части своей карточки и сделайте необходимые записи в его тетради. Ответьте на его вопросы. Задайте товарищу контрольные вопросы.
      6. Выслушайте объяснения товарища по первой части его карточки. Проверьте, как он сделал записи в вашу тетрадь.
      7. Поменяйтесь карточками и выполните (каждый) второе задание новой карточки.
      8. Сверьте вторые задания:
      • если они выполнены одинаково, то поблагодарите друг друга и ищите новых партнеров в своей малой группе;
      • если есть расхождения, то проверьте задание друг у друга, найдите и исправьте ошибку.
      9. В листке учета обведите кружком крестик против той карточки, которую вы передали товарищу.
      10. Проверьте: в листке учета против вашей фамилии должен стоять знак «+» в графе с номером той карточки, которую вам передал товарищ.
      11. Найдите нового партнера и работайте с ним так, как описано выше.
      12. Если окажется, что с кем-то из товарищей вы пропустили ошибку и это обнаружилось при работе в следующих парах, то выполните задание правильно и скажите об ошибке тому партнеру, с кем вы не нашли эту ошибку.
      Приведенные ниже вопросы позволяют учителю проверить качество каждой карточки.
      1. Ясна ли постановка первой задачи в карточке?
      2. Ясна ли постановка второй задачи в карточке?
      3. Доступна ли первая задача ученикам по трудоемкости?
      4. Доступна ли вторая задача ученикам по трудоемкости?
      5. Не копирует ли вторая задача первую?
      6. Соответствует ли вторая задача первой по своей идее?
      7. Соответствует ли теоретический вопрос в карточке ее содержанию?
      8. Корректно ли сформулирован теоретический вопрос (задание)?
      9. Не доминирует ли теоретический вопрос над практическим по объему и затратам времени на его изучение?
      Теперь проверим качество блока заданий в целом.
      1. Равноценны ли по трудоемкости первые задачи во всех карточках?
      2. Равноценны ли по трудоемкости вторые задачи во всех карточках?
      3. Все ли карточки соответствуют теме (подтеме) данного блока заданий?
      4. Содержит ли каждая карточка свою идею?
      5. Полностью ли охвачена тема (подтема) данным блоком заданий?
      6. С любой ли карточки возможен вход в блок заданий?
      7. Есть ли карточки, требующие доработки их качества?

III. Технология взаимного обмена текстами — методика «Взаимопередача тем»

      Методика «Взаимопередача тем» (ВТ) применяется для изучения школьных дисциплин во всех возрастных группах. Как правило, материал изучается по книгам, карточки составляются только для заданий, которые выполняются после каждой части одной темы. Алгоритм работы школьники достаточно быстро усваивают в постоянных парах.

      Как подготовить учебный материал
      Выбирается от двух до шести тем. Тема — один параграф или его часть из школьного учебника, по объему не более четырех страниц. Темы выбираются так, чтобы ученик мог изучать их в любой последовательности.
      Учитель делит тему на две, три или четыре (лучше не более четырех) части. Каждая часть содержит некоторую законченную информацию. После теоретической части в карточке даются задания, для выполнения которых нужны сведения, изложенные выше. Задания выполняются устно или письменно, могут носить творческий характер. Возможна работа с чертежами, картами, таблицами. Это могут быть тренировочные, развивающие или контрольные упражнения. Как правило, их называют заданиями первого уровня. Учитель может воспользоваться заданиями в конце параграфа, задачами из сборников или составляет их сам.
      Для выполнения заданий второго уровня требуется хорошее понимание всей темы. Это, как правило, письменные упражнения или другие виды работы. Они могут предусматривать выработку новых умений и навыков учащихся, творческое применение изученного, установление связей с другими темами. Задания второго уровня могут быть даны для контроля или самоконтроля. Эти задания учитель пишет либо на доске, либо на карточках или диктует учащимся номера заданий из учебников и сборников. Задания должны быть подготовлены так, чтобы ученик мог убедиться в правильности их выполнения: сверить ответы, чертежи, рисунки, проверить применение формул, составление схем, написание обозначений и т. д.

      Как организовать работу класса
      Если на уроке изучаются всего две темы, то их можно распределить между учениками по вариантам. Если тем больше двух, то возможно распределение их по колонкам. При этом посадка учащихся в классе остается традиционной. Два ученика за одним столом могут начать изучение одной темы.
      Вначале учитель объясняет порядок работы — самостоятельной и в паре, ставит цели изучения тем, указывает, на какое время (ориентировочно) рассчитано овладение всем материалом, на какой результат может или должен выйти каждый ученик.
      Результаты изучения могут быть следующими: уяснить понятия, научиться воспроизводить тему, что-то выучить наизусть, ответить на вопросы, сравнить с ранее изученным, сформулировать проблемы, сделать анализ текста по плану, научиться решать задачи указанного типа, приводить примеры, задавать вопросы и т. д. Учитель дает информацию о дополнительной литературе, о заданиях повышенной сложности, объясняет формы контроля.

      Работа одного ученика
      Ученик начинает изучать тему самостоятельно. Он читает первую часть, учится объяснять ее товарищу, составляет для партнера вопросы. Задание первого уровня, предложенное учителем для выполнения после усвоения этой части, помогает закрепить прочитанное, выработать новые умения и навыки. Далее школьник также работает с другими частями темы: читает, продумывает объяснение, выполняет задания первого уровня. При этом он может пользоваться словарями, справочниками, конспектами, любой дополнительной литературой, консультироваться с учителем или с товарищами. После окончания этой работы ученик выполняет задание второго уровня также самостоятельно.

      Как работает пара учеников
      Два ученика образуют пару для передачи тем. Сначала первый называет тему, говорит, сколько времени он затратил на ее изучение, показывает задания первого и второго уровня, знакомит партнера с требованиями к данной теме. Затем он своими словами рассказывает партнеру первую часть. Партнер слушает, потом читает то, что услышал. Далее они друг другу задают вопросы, отвечают на них.
      Затем первый рассказывает вторую часть. Партнер сначала читает услышанное, затем, после обсуждения, выполняет задание первого уровня. Так они работают с темой и дальше, до заданий второго уровня.
      Теперь ученики переходят к изучению другой темы. Так продолжается работа до заданий второго уровня.
      Задания второго уровня каждый ученик выполняет самостоятельно, после чего их сверяют. Далее пара распадается, и каждый начинает работать с другими партнерами.
      После изучения тем в парах по данной методике учитель сам может сделать обобщение или провести урок-семинар, урок-конференцию. Возможны также разные традиционные формы контроля полученных заданий.
      Таким образом, технологии диалогового взаимодействия:
      • позволяют реализовать возможность продвижения каждого учащегося в процессе обучения со скоростью, определяемой его личными способностями, без перехода на индивидуальное обучение;
      • формируют потребность и умение активно воспринимать, усваивать и передавать информацию;
      • обеспечивают высокую интенсивность обучения;
      • повышают интеллектуальный уровень и культуру, формируют навыки социального и делового общения;
      • формируют приоритет образованности;
      • предоставляют возможность ученику внутри одного учебного заведения выбирать время, место, вид деятельности, продолжительность работы, учителя, содержание курсов, необходимое ему направление обучения и любое углубление в нем;
      • позволяют осуществить перспективное обучение с учетом достижений и требований мирового уровня в контексте информационных технологий;
      • создают условия для естественного развития творческих способностей учащихся;
      • улучшают здоровье школьников.

Категория: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (05.09.2014)
Просмотров: 1901 | Теги: технологии диалогового взаимодейств, естествознание в 11 классе, планирование урок, методика преподавания естествознани, МО учителей естествознания | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0