Часть А 1. В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв? ночью, осенью, дождь яростная, поющая, южная приятель, покрывало, мое степью, письмо, зацание 2. В каком слове все согласные звуки звонкие? признак уровень дыхание вернуться 3. В каком ряду во всех словах есть звук [щ']? переписчик, щавель, помощник щека, счастье, перебежчик пересчитать, расческа, расшить щепетильно, рябчик, грузчик 4. В каком слове ударение падает на первый слог? шасси созыв тортов столяр 5. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный? муЗей Тесты акаДемик Тема 6. Укажите слово, в котором на месте ЧН возможно двоякое произношение — [ШН] и [ЧН]. булочная яичница скворечник пустячный 7. В каком случае нужно обратиться к словарю синонимов для выбора правильного варианта? абонемент — абонент богатый — бедный искусно — искусственно жемчужина — перл 8. В каком примере выделенное слово используется в прямом значении? ключ к шифру гаечный ключ в оптимистическом ключе действовать в едином ключе 9. В каком предложении вместо слова экономичный нужно употреблять слово экономный? Была создана новая экономичная машина. Несколькими экономичными штрихами автор рисует яркую картину действительности. Новые стройматериалы весьма экономичны в строительстве. Этот метод очень экономичен в сельском хозяйстве. 10. В каком словосочетании нарушены лексические нормы? натянутая улыбка натяжные потолки каменное лицо каменная почва 11. Какое из перечисленных слов имеет значение «бездеятельный, безынициативный»? меланхоличный ординарный лаконичный инертный 12. Укажите словосочетание, в котором нормы формообразования не нарушены. палец с мозолем современные принтера вкусные торта нет абрикосов 13. В каком предложении нет грамматической ошибки? Вопреки прогнозу пошел дождь. Пламя перебежало на хвою и разгораются со стоном и свистом. Я выздоровел благодаря лечения. Положение наших дел оставляет желать лучшего. 14. Какое из слов не имеет окончания? образ решил вслух прослушал 15. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? глиняный передумал задумка переделал 16. В каком слове есть приставка на-? надорвать надолго надменный надоумить 17. В каком ряду все слова не имеют суффикса -к-? буханка, почка, уточка банка, полка, точка ручка, лампочка, банька косточка, баночка, прогулка 18. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? г...строном, б...хрома, в...кансия выт...рать, бл...стеть, выт...реть заст...лает, п...рила, приз...мление зам...лчать, создавать, тр...туар 19. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква ё? трущ...ба, пш...нка, сч...т ш...рты, печ...нка, пощ...чина изж...га, Щ...ЧКИ, ож...г (пальцы) прич...ска, расч...т, пч...лка 20. В каком ряду во всех словах пропущена буква з? и...коренить, и...лечить, и...мерять бе...дольник, бе...совестный, бе...цельный бе...проигрышный, бе...вкусный, бе...форменный бе...мерно, ра...жаловать, и...жарить 21. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква у? разнос...тся далеко, медленно вылива...тся тяжело дыш...т, движ...тся к завершению куры кудахч...т, дети хохоч...т парикмахеры бре...т, пар...тся в бане 22. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. Крупные дождевые капли беспрерывно падали на землю ( ) и тяжело шлепались о листья кустов. Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая. Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом запятая не нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом нужна запятая. 23. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки не расставлены.) Дачники лениво прогуливаются по аллеям или подолгу сидят в тени раскинувшихся деревьев. Иногда старые и молодые лоси близко подходят к людным селениям и шумным городам и бродят по городским паркам. Воды прекрасны и на юге и в тишине наших северных лесов. Но иногда Булгаков затихал и как-то строго и молчаливо начинал присматриваться ко всему окружающему.
Часть В • Прочитайте текст. Выполните задания 1—6, указывая слова или номера предложений. (1) С рассветом начался очень хороший день. (2) Теплый, солнечный. (3) Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни мину-ты, и я побежал к лесу. День разворачивался передо мной. (6) Вокруг меня. (7) В лесу и на поле. (8) Но главное происходило в небе. (9) Там шевелились облака, терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест был слышен на земле. (10) Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом. (11) Я понимал, что надо спешить, а то все кончится. (12) Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.
(Ю. Коваль)
В предложениях 1—3 укажите слова, у которых нет окончания. В предложении 4 укажите слово, которое состоит из при¬ставки, корня, двух суффиксов и окончания. В предложениях 5—9 укажите существительное 1 склонения. В предложениях 10—12 укажите глаголы совершенного вида. Укажите сложносочиненные предложения. Какой художественный прием создает яркую, образную картину? (терлись боками, принести след и т. д.)
Часть С Определите тему и идею текста. Озаглавьте текст. Каким настроением проникнут текст?