Часть А 1. В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв? 1. юла, прольешь, метро 2. решение, ясень, юмор 3. сердце, тетрадь, здание 4. елка, поют, сердечная 2. В каком слове все согласные звуки звонкие? 1. желудь 2. арбуз 3. цинга 4. сделал 3. В каком ряду во всех словах есть звук [г]? 1. вокзал, к зданию, кругом 2. друг, экзамен, каталог 3. гибель, гортензия, гребень 4. анекдот, гербарий, горло 4. В каком слове ударение падает на второй слог? 1. осужденный 2. звонит 3. каталог 4. псевдоним 5. В каком слове буквы ЧН обозначают звуки [ШН]? 1. дачный 2. вечный 3. бесконечный 4. конечно 6. В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительной роли? 1. Ирис — ирИс 2. Атлас — атлАс 3. Искра — искрА 4. клУбы — клубЫ 7. В каком случае нужно обратиться к словарю синонимов для выбора правильного варианта? 1. каменный — каменистый 2. ранний — поздний 3. глаза — очи 4. великий — величественный 8. В каком примере выделенное слово используется в прямом значении? 1. всему голова 2. голова колонны 3. человек с головой 4. шапка на голове 9. В каком предложении вместо слова царственный нужно употреблять слово царский? 1. Это был почти царственный подарок. 2. Царственное течение Волги не может не восхищать. 3. Она прошла мимо своей царственной походкой. 4. Художнику удалось передать царственную стать сосен. 10. В каком словосочетании нарушены лексические нормы? 1. человеческая душа 2. человеческое достоинство 3. человеческий экзаменатор 4. человеческие страдания 11. Какое из перечисленных слов имеет значение «равнодушный, безразличный»? 1. беспристрастный 2. апатичный 3. аполитичный 4. безнравственный 12. Укажите словосочетание, в котором нормы формообразования не нарушены. 1. пирожок с повидлой 2. говорили о вас 3. не получили бюллетня 4. эти ягоды слаже 13. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1. Я не только читаю газеты, но и журналы. 2. В этом журнале можно найти много интересного материала. 3. Этому ребят воспитывали родителями. 4. Я взял книгу, которая лежит на столе и принадлежала учителю. 14. Какое из слов не имеет окончания? 1. настежь 2. укоротил 3. зоопарк 4. выдержал 15. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1. перелесок 2. запрашивал 3. здоровье 4. угрожал 16. В каком слове есть суффикс -ий-? 1. могучий 2. колючий 3. лисий 4. жгучий 17. В каком ряду все слова имеют два суффикса? 1. услышал, питание, воспитатель 2. горячность, массовый, музыкальный 3. уважение, шиповник, розовый 4. соображал, ушивал, сорняк 18. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? 1. сер...ал, ф...гура, т...традь 2. пл...фон, об...яние, пос...дить 3. пост...лить, бл...стает, заст...лает 4. разб...рать, переб...рет, прот...рать 19. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква ё? 1. полуш...пот, ч...рствый, расч...ска 2. маж...рный, ш...лковый, щ...лка 3. щ...лкнуть, ч...рточка, ш...фер 4. ч...рт, ж...сткий, крыж...вник 20. В каком ряду во всех словах пропущена буква з? 1. низвергаться, бе...вкусица, ра...жалобить 2. ра...щепление, ра...считывать, ра...ломить 3. ра...писание, в...помнить, во...местить 4. в...порхнуть, ра...бросать, не...добровать 21. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква у(ю)? 1. располагает временем, завершает работу 2. гре...т воду, смотр...т вдаль 3. ничего не вид...т, приход...т к вокзалу 4. ребята труд...тся, зате...т дело 22. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. Под самыми облаками летят птицы ( ) и шлют привет покинутым родным местам. 1. Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая. 2. Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна. 3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая. 23. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки не расставлены) 1. По сторонам тропы высокими стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. 2. Я пошел лесной тропинкой и все вокруг показалось мне таинственным и завораживающим. 3. Этот тяжелый разговор продолжался еще около часа и постепенно стал надоедать мне. 4. Он решительно сел напротив Даши и не мог еще долго оторвать взгляда от ее милого лица.
Часть В (1) Поля совсем оголились. (2) Только в глубоких лощинах да оврагах еще таились от солнца грязно-ноздристые кучки снега, но и те с шуршащими вздохами оседали, холодными слезинками уходили в землю. (3) А земля была черная, бухлая, томно грелась под солнцем и нежила тучное свое тело, нахолодавшее под белыми пуховиками зимы. (4) В оврагах разноголосо лопотала-бурлюкала вода. (5) Толпами звонких мутных ручейков сбегала она со всех сторон и там, на дне оврага, затевала безудержный молодой и веселый бунт, а потом, сильная, с пьяной музыкой устремлялась в весенние дали. (6) Сосновый лес на горе тихо покачивал зелеными кудрями и тянулся лапами к солнцу, к убегающим водам. (7) Лес беспрестанно тихо гудел — не о той ли воле богатырской, что все мерещится где-то там, за вешним, ярко играющим горизонтом?
(По И. Касаткину)
1. В предложениях 1 —3 укажите слова, у которых нет окончания. 2. В предложении 2 укажите слово, которое состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания. 3. В предложении 6 укажите существительное, которое употребляется в форме только множественного числа. 4. В предложениях 1—3 укажите глагол совершенного вида. 5. Укажите сложносочиненное предложение. 6. Какой художественный прием создает яркую, образную картину? (грязно-ноздристые кучки, с шуршащими вздохами, безудержный молодой и веселый бунт и т. д.)
Часть С 1. Определите тему и идею текста. 2. Озаглавьте текст. 3. Каким настроением проникнут текст?