1. В каком ряду во всех словах букв больше, чем звуков? 1. косьба, подъезд, еж 2. счет, пять, пень 3. шью, устный, язык 4. съешьте, бурьян, мужчина 2. В каком слове все согласные звуки мягкие? 1. решиться 2. лишения 3. щавель 4. шитье 3. В каком ряду во всех словах есть звук [д']? 1. подъезд, дом, свадьба 2. сядь, редко, дикарь 3. доклад, редька, лошадь 4. академия, молотьба, диск 4. В каком слове ударение падает на третий слог? 1. постамент 2. кашлянуть 3. заглядывать 4. медикаменты 5. В каком слове буквы ЧН обозначают звуки [ШН]? 1. беспечный 2. срочный 3. нарочно 4. удачно 6. Укажите слово, в котором на месте выделенной буквы произносится [о]. 1. житиЕ 2. остриЕ 3. одновремЕнный 4. предрЕкший 7. В каком ряду представлены синонимы? 1. старательный—ленивый 2. дипломат — дипломант 3. ледовый — ледяной 4. большой — крупный 8. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении? 1. серебряное кольцо 2. серебряный голос 3. серебряная монета 4. серебряная цепочка 9. В каком предложении вместо слова вечный нужно употреблять слово вековой? 1. Недалеко от набережной горит вечный огонь. 2. Они всю жизнь прожили в вечных обидах и ссорах. 3. В парке вдоль аллеи росли вечные дубы. 4. Писатель говорит о вечных понятиях. 10. В каком словосочетании нарушены лексические нормы? 1. пустая комната 2. пустой человек 3. пустынная кастрюля 4. пустынная улица 11. Какое значение имеет слово дилетант? 1. тот, кто не имеет высшего образования 2. неграмотный 3. тот, кто ничего не понимает в какой-либо науке 4. тот, кто занимается наукой или искусством без специальной подготовки 12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1. восемь яблоков 2. много помидоров 3. пара тапок 4. на красивом бра 13. В каком предложении нет грамматической ошибки? 1. Слово представлено директору школы. 2. Крестьянство всегда боролись против помещиков. 3. Такое поведение не свойственно для образованного человека. 4. Не обращай внимания на такие пустяки. 14. Какое из слов имеет нулевое окончание? 1. высокий 2. предложение 3. стиль 4. продолжила 15. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? 1. подстаканник 2. переспросил 3. замечательный 4. листья 16. В каком слове есть окончание -е? 1. вдвойне 2. ярче 3. свидание 4. получше 17. Слова какого ряда не имеют приставки? 1. отрыв, отзыв, отшельник 2. оттепель, отвердеть, ответ 3. отвага, отечество, отрочество 4. отцовский, отсек, отчаяние 18. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква? 1. расположение, изл...гаешь, р...внина 2. в...риант, компьютер, вальсировать 3. подр...стет, зар...стает, л...биринт 4. опираться, зам...реть, выт...реть 19. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква и? 1. ц...линдр, панц...рь, ц...гейка 2. ц...ганский, ц...рковой, ц...нга 3. ц...новка, ц...ганка, гОнструкц...я 4. ц...пленок, акц...я, функц...я 20. В каком ряду во всех словах пропущена буква с? 1. в...лететь, мере...чур, исчезать 2. ра...сматривать, ра...сыпать, в...помнить 3. бе...божник, ра...жаловать, бе...предельный 4. беспринципный, бе...срочно, бе...нравственный 21. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква а(я)? 1. всадники скач...т, дети услыш...т 2. верт...т колесо, завис...т от обстоятельств 3. мел...т зерно, дети слыш...т 4. ветры ве...т, они не вид...т 22. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. Но вот поднялось над хмурым лесом ласковое солнышко () и постепенно прогнало туман, 1. Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая. 2. Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна. 3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна. 4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая. 23. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки не расставлены.) 1. За дождем не видно было ни моря ни неба. 2. Он безмерно любил бескрайние степи и широкие реки и дремучие леса своей родины. 3. Все эти цветы блески звуки и запахи возбуждали и бодрили. 4. Долгими вечерами прислушивался я к сказкам и бесчисленным рассказам ямщиков и почтарей. Часть В
• Прочитайте текст. Выполните задания 1—6, указывая слова или номера предложений. (1) Хорошо в феврале в Подмосковье! (2) Кругом иней и снег. (3) В меру подбадривает морозец, без знойной колкости. (4) Что может быть лучше лыжной прогулки по просеке в это время? (5) Хорошо и на санях прокатиться по лесной дороге. (6) Холодное пламя тихой зорьки рдеет на пышной шири сугробов. (7) На склоне оврага дремлет остров хвойного леса. (8) Глаз ласкает зеленый бархат хвои. (9) А вон на лапнике елки прыгает с ветки на ветку маленькая птичка.
(По Д. Зуеву)
1. В предложениях 4—9 укажите слова, у которых нет окончания. 2. В предложениях 2—5 укажите слово, которое состоит из приставки, корня, суффикса и окончания. 3. В предложениях 1 —5 укажите существительное 3 склонения. 4. Укажите глагол совершенного вида. 5. Укажите односоставные предложения. 6. Какой художественный прием создает яркую, образную картину? (пламя зорьки, остров леса, бархат хвои и т. д.)
Часть С 1. Определите тему и идею текста. 2. Озаглавьте текст. 3. Каким настроением проникнут текст?