Истории о том, что в различных уголках
мира время от времени встречаются дикие люди, кажутся совершенно
неправдоподобными. В самом деле, мысль о том, что рядом с нами живут
наши «родственники», пусть и весьма на нас непохожие, — просто
невероятна. Однако дикий человек, или реликтовый гоминоид,
известен уже давно. Первым ученым, который упомянул дикого человека, был
шведский естествоиспытатель К. Линней, живший в XVIII веке. Он же
создал систему классификации, основанную на разделении человеческого
рода на виды: «человек разумный» и «человек троглодитовый», или «человек
ночной».
В 1907 году английский ученый-ботаник И. Элуис сообщил Королевскому географическому обществу о том, что в Тибете водится неизвестный вид — волосатый дикий человек.
Легенды о том, что в некоторых высокогорных районах Центральной и Северо-Восточной Азии, в частности в Гималаях, обитает йети ,
или снежный человек, бытуют не первое столетие. У разных народов они
почти одинаково описывают снежного человека: это крупное волосатое
существо, отдаленно напоминающее человека, обладающее огромной силой.
Оно больше похоже на обезьяну. Неудивительно, что некоторые ученые
считают: йети — это не человек, а именно обезьяна.
Интересно, что после появления теории Ч.
Дарвина ученые стали заявлять: «человек троглодитовый» (как назвал его
Линней) представляет собой «звено» в сложной цепочке «животное —
человек». Однако подобные мнения не нашли подтверждения. После заявления
Элуиса о снежном человеке заговорили другие исследователи. В частности
те, кто работал в Центральной Азии. Здесь от местных жителей можно было
получить разнообразные сведения о дикаре, которого называли «алмас». В
1914 году русский зоолог В. Хахлов в своих записках сообщал о необычном
существе, которое водится в Центральной Азии. Ученый назвал его
«первочеловек азиатский». Хахлову удалось пообщаться с местным жителем,
который лично видел пойманную самку дикого человека. Существо посадили
на цепь. Оно не проявляло особой агрессии, однако по мере приближения
людей явно волновалось. Самка ела сырое мясо, растительную пищу, зерно,
насекомых.
Сведения о снежном человеке можно найти в
самых разных уголках земли, а не только в Центральной и
Северо-Восточной Азии. В Канаде, на Аляске, на Кавказе, на Урале, в
Китае, в Гималаях и во многих других областях известны легенды о снежном
человеке. Называют его по-разному: йети, алмас, бигфут, сасквач,
каптар, кангуи и т. д. Возможно, именно эти создания в народе называли
лешими, лесными духами, шайтанами. Чаще их старались не трогать, чтобы
не навлечь на себя неприятности. Однако ученые-исследователи то и дело
узнавали о том, что загадочные существа оказывались в плену у людей. Вот
история Заны.
Это самка снежного человека, ее поймали в
конце XIX века в одном из кавказских сел. Сначала она была довольно
агрессивной, но мало-помалу стала привыкать к людям, и ее уже не держали
под замком, а позволили свободно передвигаться по селу. Зана была
покрыта шерстью красно-коричневого цвета, такой же цвет имела кожа. Лицо
ее было страшным: мощные челюсти и большие зубы делали его прямо-таки
пугающим. Глаза самки — красноватого цвета, нос — плоский, а скулы —
выступающие. Она была очень сильной и намного крупнее обычного человека.
Говорить Зана, конечно, не умела, лишь издавала неясное бормотание. Она
стала «рабыней» у людей: выполняла приказы хозяев. В 60-х годах XX века
русский историк и писатель Б. Поршнев посетил кавказское селение, где
когда-то жила Зана. Некоторые старики еще помнили саму Зану, они-то и
рассказали исследователю, что у Заны были дети от местных жителей. Их у
нее забирали и отдавали в обычные семьи. Из всего потомства Заны выжили двое
сыновей и две дочери. Внешне они не так уж сильно отличались от людей,
но обладали более темной кожей. Дети Заны научились говорить. Один из
сыновей, Хвит, остался в деревне. Это был сильный мужчина, но очень
тяжелый в общении. Поршнев уже не застал его в живых, но ученому удалось
встретиться с детьми Хвита. Вот что Поршнев написал о внуках Заны: «Я
был поражен темной кожей и негроидными чертами их лиц. У Шаликула,
старшего, были неестественно крупные челюстные мышцы, и он зубами мог
поднять стул с сидящим на нем человеком». Сам Поршнев выдвинул
предположение, что снежный человек является не кем иным, как реликтовым
неандертальцем. Его предки обитали примерно 40 тысяч лет назад до
появления кроманьонцев на территории современной Центральной Азии.
Неандертальцы могли существовать параллельно с людьми. Они смешивались с
ними и постепенно были поглощены человеческой популяцией. Эта одна из
точек зрения.
Существует целая отрасль науки — гоминология ,
посвященная изучению снежного человека. Чем же так интересен реликтовый
гоминоид? Дело в том, что некоторые ученые все-таки склонны думать, что
снежный человек является деградировавшей ветвью человека
неандертальского. Считалось, что, когда появился человек разумный ,
неандерталец, являвшийся предыдущим видом, исчез. Последние
археологические исследования доказали, что кости и следы
жизнедеятельности неандертальцев сохранились и после появления человека
разумного. Причем сосуществование двух видов — человека неандертальского
и человека разумного — продолжалось несколько десятков тысяч лет. И в
связи с этим перед исследователями встал вопрос: не могли ли в наши дни
остаться живые неандертальцы, к которым вполне могут относиться
реликтовые гоминоиды…
Американец Р. Паттерсон в 60-х годах XX
века снял документальный фильм о снежном человеке. Паттерсон долгие годы
занимался поиском реликтового гоминоида.
В 1967 году он вместе с другим
исследователем, Б. Томлином, был в Северной Калифорнии. Во время
экспедиции путешественники внезапно увидели существо, которое, заметив
людей, быстро направилось в глубину леса. Паттерсон запечатлел его на
кинопленке. Затем были сделаны гипсовые заливки следов. В длину они
составляли около 37 сантиметров, в ширину — около 13 сантиметров.
Существо передвигалось огромными шагами — длиной около 1 метра.
Документальная съемка продолжалась всего 40 секунд, но фильм получился
очень убедительным. Многие называли его фальшивкой, однако на
международной конференции в Москве, которая состоялась в Дарвиновском
музее через 30 лет после описанных событий, были приведены исчерпывающие
доказательства подлинности документальных съемок.
В 1960–1980-е годы появилось множество
новых материалов о снежном человеке. Его наблюдали в Европе, Азии,
Северной Америке, Австралии и т. д. Иными словами, область обитания
реликтовых гоминоидов была существенно «расширена». Несколько раз
создавались кинофильмы, в Гималаях проводились серьезные исследования.
Однако и в XXI веке тайна снежных людей все еще не разгадана. Невозможно
не задаться вопросом, почему же так трудно поймать снежного человека,
чтобы как следует изучить это таинственное существо. Невероятные
предположения, что снежный человек живет в параллельном измерении и
попадается нам на глаза случайно или что он внеземного происхождения,
вряд ли могут показаться убедительными. Внешний облик йети полностью
соответствует внешнему облику земных существ — коренастое туловище, как у
больших обезьян или у первобытных людей, четыре конечности, каждая из
которых снабжена пятью пальцами. Тело йети покрыто шерстью.
Несмотря на то что размеры йети весьма
солидные, существо передвигается довольно быстро, как и полагается
дикому зверю. Поэтому и поймать его не так-то просто.
Да и небезопасно. Многие исследователи
отмечают в рассказах очевидцев очень интересный факт: снежный человек
появляется внезапно. Свидетели говорят, что при его появлении не слышно
ни шороха: не шелохнется ни одна веточка. Так же неожиданно он исчезает.
Некоторые исследователи, объясняя умение снежного человека внезапно
появляться и исчезать, ссылаются на мнение тибетских монахов. С их точки
зрения, снежный человек «владеет волевым контролем», а если говорить
точнее — внушением. Тибетские монахи уверены, что йети обладает такими
способностями. Ничего фантастического монахи в этом не видят, потому что
сами могут достичь подобного эффекта.
Именно из-за таких «талантов»
современным людям очень трудно увидеть и тем более поймать снежного
человека. На самом деле йети не исчезает, как может показаться людям, а
делается невидимым для преследователя, то есть внушает человеку мысль о
том, что он (снежный человек) исчез. Такую гипотезу высказал и Поршнев.
Он предположил, что наши далекие предки тоже владели подобными умениями.
Но в процессе эволюции развивалась речь, и люди постепенно потеряли
возможность передавать мысли на расстоянии, а также возможность
воздействовать на сознание другого. Снежный человек не овладел речью,
поэтому может воздействовать на человеческое сознание. Это подтверждают
самые разные очевидцы. В тех местах, где издавна встречается снежный
человек, среди местных жителей существует поверье, что встреча с ним
опасна. При встрече со снежным человеком многие ощущали сильную головную
боль, головокружение. Некоторые даже заболевали и попадали в больницу.
Немудрено, что местные жители не только не желают искать и ловить
снежного человека, но и всячески стараются избежать встречи с ним.
Возможная способность влиять на подсознание людей делает фигуру снежного
человека еще более загадочной.
|