С давних пор людям было свойственно
придумывать различные сказочные создания. И единорог не исключение.
Древние легенды рассказали нам о единороге. Многие читали, что поймать
единорога может только девственница; все наслышаны о благородстве и силе
единорога, о том, что его рог обладает волшебными свойствами. Однако
некоторые ученые склоняются к мысли, что единорог существует не только в
сказках.
Чаще всего о единороге упоминается в
восточном, в частности китайском, фольклоре. Мифы гласят, что единороги
могли обитать как на суше, так и в море. Некоторые современные ученые
считают, что единорог может быть предком обыкновенного носорога. Другие
предполагают, что единорог происходит от двурогих животных, в частности
антилоп. К тому же известны случаи различных мутаций, когда животное
рождается не с двумя рогами, а с одним. В далекой древности такие случаи
также могли иметь место. Увидев такое существо, люди сочли его
таинственным и придали обычному явлению мистическую окраску.
Любопытную гипотезу предлагают
сторонники «искусственного» происхождения единорога. Они считают, что
единорога вполне могли создать люди, проведя над животным операцию. Не
следует думать, что операции умеет делать только современный человек.
Это не так. Наши далекие предки проводили довольно сложные операции над
людьми, что достоверно известно. А поскольку вмешательство в природу
человека было возможным, вполне вероятно, что вмешивались и в природу
животных. В 1933 году американский биолог У. Дав провел интересный
эксперимент над только что родившимся теленком. Из записей ученого
следует, что у жвачных животных рога произрастают не из черепа, как это
могло бы показаться, а из роговой ткани, которая находится над лобными
костями.
Биолог по ходу эксперимента пересадил
роговые наросты в центр лба, при этом совместил их. Нетрудно догадаться,
что у исследователя получился замечательный единорог, голову которого
украшал длинный прямой рог. Защитники животных могли быть спокойны,
новорожденный теленок вырос крепким и сильным животным. Более того,
биолог описал, что взрослая особь с одним рогом была гораздо сильнее
своих обычных сородичей. Это связано с тем, что бычку намного удобнее
было использовать один длинный прямой рог, чем два коротких рожка. С
точки зрения Дава, в Древнем мире люди умели трансплантировать рога
животных. А значит, создание единорога было делом вполне возможным. В
качестве доказательства биолог ссылался на одиннадцатую книгу
«Естественной истории» Плиния Старшего, который описал подобную
операцию. Правда, древние экспериментаторы получили не один рог, а
четыре. Но принцип оставался тем же. Традиционно считается, что в
древности единорог чаще всего встречался в Индии, Африке или Китае. В
Древней Индии вполне мог использоваться способ искусственного создания
чудесного животного — там была развита хирургия. Индийцы производили
сталь, делали из нее хирургические инструменты и даже строго следили за
гигиеной во время операций.
Множество древних авторов так или иначе
донесли до нас сведения о таинственном существе с рогом. Одно из
интереснейших сообщений о единороге относится к 400-м годам до н. э.
Древнегреческий историк и врач Ктесий писал о единороге в своей книге.
Ктесий около двадцати лет был лекарем
при персидском дворе. По окончании этого довольно длительного срока он
вернулся в Грецию и написал книги о Персии и об Индии. В книге об Индии
он рассказал о таинственных диких ослах. Вот их описание: у ослов были
голубые глаза, голубое туловище, голова темно-красного цвета и… один рог
на голове. Этот рог обладал удивительными свойствами. Ктесий писал, что
если выпить из него воды или вина, то человек станет неуязвимым для
любых болезней. Немудрено, что люди стремились поймать чудо-зверей, хотя
сделать это было невероятно трудно. Ктесий советовал отправляться на
охоту только тогда, когда у ослов появляются детеныши, которых они не
могут бросить. Сам Ктесий в Индии не жил, но он был далеко не
единственным, кто рассказывал о единороге. Великий мыслитель древности
Аристотель в трактате «О возникновении животных» писал: «Некоторые
животные, например, индийский осел, имеют один рог и являются
непарнокопытными. У антилопы один рог и раздвоенные копыта». Трудно
игнорировать свидетельство столь авторитетного ученого!
На единорога обратил внимание и Юлий
Цезарь. Он увидел странное существо в одном из лесов Германии и в
«Записках о Галльской войне» описал его: «Этот бык похож очертаниями на
оленя, из середины лба торчит один рог, больше и прямее, чем все
известные до этого. Из его вершины распространяются ветви, подобно
раскрытой руке».
Древние авторы, имевшие счастье
наблюдать за единорогом или обладавшие хотя бы минимальной информацией о
нем, уверяли, что существуют разновидности единорога. Римский писатель
Клавдий Элиан (ок. 170 года) считал, что существуют три разновидности
единорога. Первые две по описанию похожи на дикого осла, обладающего
рогом. Третья разновидность названа картазоном. Клавдий Элиан
писал, что это существо «размером со взрослую лошадь, рыжего окраса,
имеет гриву лошади и очень быстрое». На лбу у него находится рог черного
цвета со спиралями или кольцами. Писатель утверждал, что существо не
проявляет агрессии по отношению к другим животным, однако к особям
своего вида бывает непримирим. Это касается прежде всего самцов, которые
дерутся друг с другом. Бывает также, что самцы нападают на самок. Самцы
становятся более «добрыми» только в период спаривания. А когда самки
обзаводятся детенышами, нрав самцов снова меняется.
Не менее любопытны описания,
существующие в китайских источниках. Их очень много. Исследователь Ч.
Гоулд обнаружил информацию о шести видах единорога. Древние китайцы
считали, что единорог — разумное существо.
Между прочим, о единороге рассказывает нам и Библия. Вернее, о животном, которое в Иудее называлось re’em .
В некоторых переводах Библии это животное называется буйволом или
зубром. Ветхий Завет переводили с иудейского на греческий во II–III
веках. Переводчики не знали, что означает слово re’em , и назвали животное monoceros , то есть «однорогий». В IV веке слово re’em стали переводить как «носорог» или как «единорог». Поэтому мы можем утверждать, что сведения о единороге есть и в Библии.
Самая первая на Руси книга о животных —
перевод под названием «Физиолог». Этот известнейший бестиарий
предположительно был создан в период между II и IV веками, а затем
переведен на разные языки, в том числе и на древне-славянский. В нем,
конечно же, рассказывается о единороге: он похож на небольшого козла, в
середине головы у него находится рог. Животное обладает удивительной
силой и быстротой, поймать его крайне трудно. Только в присутствии
девственницы единорог становится кротким и послушным.
В Средние века существование единорога
представлялось бесспорным. Многочисленные европейские путешественники
после возвращения с Востока уверяли, что сами видели единорога.
Например, Марко Поло рассказывал, что видел единорогов на Суматре. По
его описанию, это были огромные звери, любящие валяться в грязи, — что
весьма похоже на обыкновенных носорогов. В эпоху Возрождения в
единорогов по-прежнему верили. Описание этих существ включали во все
трактаты по зоологии.
Однако тогда же ученые начали
сомневаться, что единорог обладает какими-то чудесными свойствами. В XIX
веке существование единорога уже стало казаться выдумкой. По крайней
мере, французский ученый Ж. Кювье в 1827 году писал, что парнокопытные
животные не могут иметь один рог. Все животные обладают разделенными
лобными костями, соответственно, на месте разделения рог вырасти не
может.
Вопрос о том, существовали ли единороги когда-либо, пока остается без ответа. |