Интерес к ледовому континенту неожиданно
прорезался на рубеже столетий, когда китобойные флотилии, привыкшие от
души резвиться в тучных арктических водах, вдруг стали замечать, что
поголовье морских млекопитающих тает как на дрожжах. Взоры промысловиков
немедленно обратились на юг, и в конце января 1895 года на берега
Антарктиды сошли бравые норвежские китобои с парохода «Антарктик»
(капитан Леонард Кристиансен). Это была первая зимовка европейцев на
берегах сурового Южного материка, причем не в шельфовых льдах, а на
континентальном щите, поскольку биолог Карстен Борхгревинк сумел
отыскать лишайник, доказав тем самым, что в Антарктиде могут выживать
растения. Четырьмя годами позже в море Беллинсгаузена на судне
«Бельжика» зимовала бельгийская научно-исследовательская экспедиция под
руководством Адриена де Жерлаша. Зимовка оказалась исключительно
тяжелой, и если бы не опыт, мужество и находчивость врача Фредерика Кука
и старшего штурмана Руала Амундсена, будущего покорителя Южного полюса,
членам экспедиции едва ли удалось бы выжить в ледовом плену. В
1901–1904 годах на берега шестого континента высадилась экспедиция
Роберта Скотта, капитана морского флота Великобритании. Англичане
отыскали проход в Ледяном барьере, который так и не сумел найти Росс,
выяснили, что барьер представляет собой внешний край грандиозного
шельфового ледника Росса, вытекающего из центральных областей ледового
щита, исходили вдоль и поперек Землю Виктории, открыли полуостров
Эдуарда VII и Трансантарктические горы и санным путем впервые попытались
достичь Южного полюса. Однако попытка не увенчалась успехом: достигнув
отметки 82° 17′ южной широты (менее половины расстояния до полюса),
экспедиция была вынуждена повернуть назад. Второй санный поход к полюсу
предпринял в 1909 году англичанин Эрнст Генри Шеклтон, добравшийся до
88° южной широты (88° 23′), но и ему не пофартило: нехватка
продовольствия вынудила его прервать путешествие, хотя до полюса
оставалось совсем немного – около 180 километров. Тем не менее именно
Шеклтон первым ступил на льды полярного плато Антарктического материка.
Как известно, южную макушку Земли покорил выдающийся полярный
исследователь норвежец Руал Амундсен в декабре 1911 года. Его уникальная
экспедиция может служить образцом безупречной организационной работы, а
по ювелирной точности исполнения она просто не знает себе равных.
Впоследствии В. Ю. Визе, известный арктический исследователь, писал:
Поход Амундсена к
полюсу, сперва по шельфовому льду, затем по антарктическому плоскогорью,
можно сравнить с безупречным разыгрыванием музыкальной пьесы, в которой
каждый такт, каждая нота были заранее известны и продуманы
исполнителями. Все шло именно так, как это предвидел и рассчитал
Амундсен.
Со стороны его стремительный
поход может показаться увеселительной прогулкой, настолько легко,
буквально играючи, норвежец вихрем промчался по антарктическому плато и
воткнул флаг в условную географическую точку, где сплетаются в тугой
узел все меридианы планеты. Разумеется, это не более чем иллюзия. За
кажущейся легкостью путешествия Амундсена стоит долгая изнурительная
подготовка и суровый расчет. Один неглупый человек в свое время сказал,
что верный признак высочайшего мастерства – отсутствие удушливого запаха
трудового пота. Если некая изящная штучка (сонет, фуга, ученый трактат
или полярная экспедиция – значения не имеет), родившаяся под капризным
пером уважаемого мастера, несет на себе отпечаток яростного усилия, мы
начинаем морщиться, поскольку любой безусловный шедевр – полное
торжество естественности. Хорошая работа должна смотреться так, будто
она выполнена играючи.
Успех Амундсена выглядит особенно
впечатляющим на фоне катастрофического провала экспедиции Роберта
Скотта, который достиг полюса в январе 1912 года, только через две
недели после норвежца, хотя стартовал намного раньше. На обратном пути
англичане, как известно, погибли, но при всем уважении к их стойкости и
редкой отваге следует признать, что причиной этого трагического исхода
стали непродуманные действия и многочисленные промахи руководителя
экспедиции. Впрочем, об отчаянной битве за полюс, развернувшейся в
начале прошлого века, мы в свое время поговорим отдельно.
После окончания Первой мировой войны
Антарктиду начали изучать с воздуха, а также при помощи более
совершенной наземной техники – вездеходов и тягачей, что позволило
проникнуть в ранее недоступные области шестого континента и уточнить его
береговую линию. Однако даже в конце 30-х годов прошлого столетия на
теле Южного материка оставалось еще немало белых пятен. Например, в
довоенной Малой советской энциклопедии (ее 1-й том вышел из печати в
1937 году) можно прочитать следующее:
Берега Антарктиды
известны далеко не везде, так как окружены непроходимым поясом льда.
Более точно установлены и сняты на карту два крупных участка Западной
Антарктиды против Южной Америки и значительно большая Восточная
Антарктида к югу от Австралии; помимо того известны лишь отдельные
участки материка.
Перелом наступил лишь после
Второй мировой войны, когда появилась сеть первых антарктических станций
и баз, откуда в глубь материка стартовали тщательно подготовленные и
хорошо экипированные экспедиции. В ходе масштабных исследований,
проводившихся по единой программе Международного геофизического года в
1956– 1958 годах, удалось впервые пересечь шестой континент через Южный
полюс от моря Уэдделла до моря Росса и картировать обширные внутренние
районы. Неменьшую роль сыграл и международный договор об Антарктиде 1959
года, благодаря которому на ледниковом щите, островах и побережье
выросли 57 баз, принадлежащих 11 странам мира, где велись комплексные
научные наблюдения и откуда осуществлялись внутриконтинентальные походы.
Во второй половине XX века появились надежные карты, составленные по
данным аэрофотосъемки, радиолокационного зондирования увесистых ледников
и сейсморазведки материкового основания. Были обнаружены протяженные
горные хребты до 3 тысяч метров высотой, навсегда погребенные под
километровым слоем льда, удивительные антарктические оазисы посреди
мертвой ледяной пустыни и сотни новых географических объектов. Тем не
менее шестой континент, казалось бы, немилосердно истоптанный
поколениями неутомимых исследователей, до сих пор таит в себе немало
загадок. Что же мы знаем сегодня о самом холодном материке нашей
планеты?
Антарктида, почти целиком лежащая внутри
Южного полярного круга, по форме отдаленно напоминает легкоатлетический
диск, если к нему сбоку приварить изогнутую ручку наподобие турецкого
ятагана. По площади она почти вдвое больше Австралии и без малого в
полтора раза превосходит Европу, причем долины и взгорья полярного
континента раз и навсегда прихлопнуты увесистой двухкилометровой ледовой
крышкой (в некоторых местах толщина льда составляет более 4 300
метров). Площадь Антарктиды чаще всего оценивают примерно в 14 миллионов
квадратных километров (13,975 млн км2), хотя полной ясности в
этом вопросе нет. Все зависит от того, как считать – с учетом шельфовых
ледников или без оных, поэтому территория шестого материка плавает в
широких пределах: от 13,5 млн км2 (некоторые авторы даже приводят цифру порядка 12,3 млн км2) до 16,4 млн км2. Сравним: площадь Австралии составляет примерно 7,7 млн км2, а Европы – около 10 млн км2.
Так или иначе, но антарктические просторы в любом случае ощутимо
превосходят колыбель человеческой цивилизации. Вечные льды Антарктиды –
это свыше 90 процентов всех ледников земного шара (24 млн км3), и если
их растопить, уровень Мирового океана повысится на 60 метров. Свободные
ото льда участки – так называемые оазисы – занимают не более 0,06
процента площади материка. Все остальное – сплошной ледниковый щит
поверх расплющенных коренных пород (его толщина возле Южного полюса
достигает 2 850 метров), голый щербатый панцирь ослепительной белизны,
который формирует за счет высокого альбедо уникальный антарктический
климат – очень сухой и холодный, сопровождаемый ураганными ветрами,
снежными бурями и густыми туманами. Альбедо (от позднелатинского albedo –
«белизна») – величина, характеризующая отражательную способность
поверхности. Выражается отношением отраженного потока лучистой энергии
ко всему потоку, упавшему на поверхность. Например, альбедо черноземной
почвы составляет 0,15, а песка – 0,4. Альбедо антарктического щита,
сложенного вечными снегами и льдом, приближается к единице (он отражает
почти всю лучистую энергию, пришедшую из мирового пространства), чем и
объясняется исключительно холодный климат шестого континента.
Средние летние температуры во внутренних
областях материка колеблются от минус 30 до минус 50 градусов (на
побережье – 1 –2 градуса выше нуля), а зимние достигают минус 60–80
градусов. Антарктическая зима исключительно сурова: даже на берегу
столбик термометра нередко опускается до минус 35 градусов. В 1959 году
на станции «Восток» была зарегистрирована температура минус 89,3 градуса
– абсолютный мировой рекорд. При таких почти космических температурах
лопается зубная эмаль, а резина становится хрупкой, как стекло. Станция
«Восток», названная в честь шлюпа, которым командовал лейтенант М. П.
Лазарев, располагается на высокогорном плато Восточной Антарктиды. Когда
она в 1957 году приступила к работе, будущих зимовщиков предупреждали,
что им предстоит столкнуться с кислородным голоданием, проявлениями
высотной болезни, исключительной сухостью воздуха (большей, чем в любой
из пустынь) и сверхнизкими температурами. В то время представление о
климате и природных условиях в центральных областях антарктического щита
было еще достаточно смутным, поэтому мало кто ожидал, что температура
на Земле может опускаться почти до минус 90 градусов Цельсия. Одним
словом, шестой континент – это гигантский холодильник, ощутимо влияющий
на климат всего Южного полушария.
Антарктида не только самый холодный, но и
самый высокий континент нашей планеты. Его средняя высота над уровнем
моря составляет 2 040 метров – почти втрое больше соответствующих
величин для всей остальной суши. Наибольшая высота ледяного материка – 5
140 метров (массив Винсон в горах Элсуорт). Рельеф материкового
основания, прихлопнутый многокилометровым ледяным панцирем, весьма
разнообразен – от горных хребтов, вздымающихся на тысячи метров, до
плоских долин, иногда лежащих ниже уровня моря. Одни горные цепи
намертво замурованы в толще льда, а другие прокалывают сверкающую кору и
возносятся над поверхностью ледника. Такие горные вершины и скалы,
радующие глаз фантастической игрой красок, принято называть эскимосским
словом «нунатак». Ледниковый щит Антарктиды таит в себе немало
опасностей, потому что изобилует чудовищными разломами, глубина которых
порой достигает нескольких тысяч метров. Нередко трещины прикрыты коркой
наста или хрупкими ледовыми мостиками, так что путешественникам следует
быть всегда настороже. Один неверный шаг, и человек проваливается в
бездонную пропасть, откуда нет возврата. Берега Антарктиды омываются
водами Индийского, Атлантического и Тихого океанов, которые формируют
мощное циркумполярное течение, своего рода исполинский океанический
водоворот, в несколько раз превосходящий по мощности Гольфстрим и
Куросио, вместе взятые. Шестой континент лежит в сердцевине этого
Мальстрема, устойчивого и ровного морского вихря, который иногда
называют Южным океаном. Пятикилометровая толща воды неутомимо движется
по часовой стрелке. Убедительного объяснения этот интересный
океанологический феномен пока не имеет.
Не менее любопытны антарктические оазисы –
свободные ото льда области в глубине континента, имеющие характер
полярных пустынь. Таких глубоких оспин, пятнающих белоснежный лик
Антарктиды, сравнительно немного (на сегодняшний день их известно около
20), а их суммарная площадь не превышает 10 тысяч квадратных километров.
Здесь наиболее богата растительность (по антарктическим меркам,
конечно) – грибы, лишайники, водоросли, встречаются озера с теплой
водой, много бактерий и насекомых, иногда залетают птицы. Однако самая
большая загадка – мумифицированные трупы морских млекопитающих (в
основном тюленей), хотя эти антарктические цветники лежат в десятках, а
то и сотнях километров от побережья. Каким чудом их туда занесло,
совершенно непонятно; ученые предполагают, что когда-то оазисы имели
связь с морем, но потом резко изменились природные условия.
Но послушаем очевидцев.
Оазис оправдывает
свое название; здесь непривычно тепло, температура плюс семь градусов,
кучевая облачность, как над горами. В антарктической пустыне среди
холодного белого ледяного мира возник теплый коричневый каменный мир со
скалами вместо льда. Голубые и зеленые озера расположены у подножия
коричневых и черных сопок… Над оазисом расплывчатыми столбами
поднимаются кверху потоки нагретого воздуха, дрожащие в лучах заходящего
солнца. Камни к вечеру пышут жаром, так как разогрелись почти до 20
градусов.
Первый такой оазис увидел
американский пилот Дэвид Бангер в феврале 1946 года, когда скользил на
бреющем полете возле 101° восточной долготы. Ослепительная белизна
вечных снегов вдруг растаяла, и под брюхом его машины неожиданно
распахнулись бурые холмы, пересеченные запятыми озер. Вода блестела на
солнце, отливая зеленью и синевой. Одно из них извивалось настолько
причудливо, что впоследствии, когда им вплотную занялись отечественные
специалисты, получило название Фигурного. Геолог Михаил Равич пишет:
Лодка скользит по
широким плесам озера, обходит скалистые острова и утесы, проносится мимо
каменных берегов, где породы смяты в крупные складки. Острова сложены
однотонными черными базальтами, мраморами и ноздреватыми кварцитами…
Ближе к леднику, нависшему над оазисом, синяя водная гладь сменяется
изумрудной, а затем оливковой. В лучах пламенеют полосы гнейсов и
сверкают своей девственной белизной линзы мраморов… Ледник высится над
сопками, и кажется, что оазис лежит на дне глубокой ледяной чаши.
В оазисе Бангера (он один из
крупнейших, его площадь составляет 952 квадратных километра) в 1956 году
была открыта отечественная полярная станция, которую в 1959-м передали
Польше. Не так давно российские гляциологи обнаружили на Земле Виктории
теплое озеро Ванда: в придонном слое на глубине около 60 метров
температура воды – плюс 27 градусов Цельсия, что на 50 градусов выше
средней годовой температуры этих мест. Полагают, что придонная вода
имеет повышенную соленость и активно аккумулирует солнечное тепло.
Механизм образования оазисов до конца не прояснен, но вероятнее всего,
они возникают в тех местах, куда затруднен приток больших масс льда,
поэтому ледники огибают эти участки, скользя по подледным долинам. И
стоит только новорожденному малютке-оазису с грехом пополам
проклюнуться, как он тут же начинает отчаянно бороться за жизнь и
понемногу расти, поглощая солнечное тепло, отраженное высящимися вокруг
ледниками.
Но есть в Антарктиде и совсем другие озера,
где на лодке при всем желании не покатаешься, потому что они надежно
похоронены в толще вековых льдов. Одно из таких озер-невидимок лежит на
глубине 3 500 метров в районе станции «Восток». Это даже не озеро, а
самое настоящее пресноводное море около 300 километров длиной и до 50
километров в поперечнике с максимальными глубинами в 500–700 метров.
Впервые его обнаружили российские гляциологи еще в 1958 году, во время
санно-тракторного похода, а спустя пару десятков лет ученые приступили к
бурению антарктического ледникового щита. Ледяной керн – длиннющий
цилиндр, извлеченный из скважины, – весьма информативен. Изотопный и
химический анализ образцов льда (в первую очередь по соотношению
изотопов кислорода 16O и 18O) позволяет
реконструировать древний климат – сотни тысяч и миллионы лет тому назад,
так как изотопное соотношение достоверно коррелирует с температурой
воздуха. Однако в настоящее время буровые работы приостановлены, потому
что скважина оказалась в опасной близости от ледового свода, нависающего
над поверхностью озера Восток. На международном совещании
исследователей Антарктики было принято решение соблюдать крайнюю
осторожность, чтобы ни в коем случае не загрязнить реликтовые воды,
изолированные от внешней среды на протяжении миллионов лет. В них могут
обитать древние экзотические бактерии, создавшие уникальные биоценозы, и
вторжение современной микрофлоры будет, разумеется, смерти подобно.
О чудесах шестого континента можно
рассказывать бесконечно. Но нам давно уже пора поближе познакомиться с
замечательным человеком, который в середине декабря 1911 года первым
ступил на Южный полюс нашей планеты.
Руал Амундсен родился 16 июля 1872 года в
норвежской провинции Эстфолд, в семье потомственного капитана дальнего
плавания и владельца судоверфи. Он был младшим из четырех сыновей, и
мать надеялась, что хотя бы он выберет нормальную сухопутную профессию
(братья плавали на китобоях). Но Руал с детства бредил полярными
путешествиями, хотя рос слабым и болезненным. Решив однажды, что главное
для полярника – отменное здоровье, он стал усиленно работать над собой.
Плавание, лыжи, атлетическая гимнастика, футбол… Даже в сильные морозы
он всегда спал с открытым окном. Классический пример self-made man,
человека, сделавшего себя самостоятельно. По настоянию матери он
поступил на медицинский факультет университета, где учился весьма
посредственно – исключительно на одном самолюбии. Когда мать
скоропостижно скончалась от пневмонии, Руал немедленно бросил
опостылевший университет и с головой ушел в любимое дело.
В
1897–1899 годах он принимал участие в бельгийской антарктической
экспедиции в качестве старшего штурмана. У берегов Антарктики, когда
судно безнадежно затерло во льдах, он прошел хорошую полярную школу.
Экипаж слег от цинги, и если бы не находчивость Амундсена и знания
корабельного врача Фредерика Кука, неизвестно, чем бы закончилась эта
экспедиция. По возвращении в Норвегию он приобрел одномачтовую
парусно-моторную яхту с небольшой осадкой водоизмещением 47 тонн (22
метра в длину и 6 метров в ширину) и собственноручно ее отремонтировал.
Суденышко называлось «Йоа». На этой яхте летом 1903 года Амундсен с
запасом продовольствия на пять лет и шестью спутниками отправился на
поиски Северо-Западного прохода из Атлантического океана в Тихий.
Мореплаватели не могли отыскать этот проход на протяжении 500 лет, но
молодой полярник, благополучно перезимовав на острове Принца Уэльского,
легко добился успеха. Впервые Америку удалось обогнуть с севера. Заслуг
Амундсена не перечесть. В. В. Глушков пишет:
Он первый прошел
Северо-Западным проходом; обогнул все берега Северного Ледовитого
океана; совершил кругосветное плавание в антарктических водах; вступил
на Южный полюс; применил самолет и дирижабль для проникновения в
центральную Арктику; пролетел на дирижабле над Северным полюсом и
пересек Ледовитый океан от берегов Европы до Аляски. Поистине – чудесная
жизнь!
Викинг XX века, как его нередко называли, трагически погиб в 1928 году.
Амундсен все-таки удивительный человек. Его
деятельная натура совершенно не терпела праздности, и любую
пустопорожнюю минуту он стремился использовать с максимальной отдачей.
Когда семеро норвежцев зимовали на южном берегу острова Принца
Уэльского, тесно общаясь с эскимосами племени нетсилик, Амундсен не
ограничивался заурядными этнографическими наблюдениями, но вникал в
детали материальной культуры аборигенов глубоко и дотошно. «Я достал
образцы буквально всех предметов эскимосского обихода, начиная с одежды
обоих полов, – писал он, – и кончая образцами утвари, служащей для
приготовления пищи и для охоты». Идеи посещали его ежечасно. Однажды он
удивил своих товарищей, радикально видоизменив стандартный палаточный
вход. Когда вы шнуруете жесткий брезент в свирепую метель, говорил
Амундсен, в палатку обязательно нанесет много снега, пока петли не будут
затянуты как следует. Мало того, даже если все сделано на совесть,
герметика все равно оставляет желать лучшего. А ларчик между тем
открывается просто. Сначала вырезаем в палатке круглое отверстие нужных
размеров, а потом частыми стежками пришиваем к нему длинный мешок с
распоротым дном. В результате получается узкий рукав. Забрался внутрь,
как через тоннель, – и завязываешь конец рукава, как самый обычный
мешок. В палатку со сплошным полом и таким рукавом не проникнет ни одна
снежинка, если даже на улице разгулялся буран. На вопрос, как это ему
пришло в голову, Амундсен честно ответил, что подглядел решение у
эскимосов и сразу же подумал: «Кое-что для нас». Между прочим, палатки с
таким входом со временем найдут применение не только в Арктике или
Антарктике, но и в тропиках.
Он никогда не уставал учиться. Например,
овладел труднейшим навыком изготовления эскимосских саней, которые
делают из нескольких кусков дерева или китовой кости, искусно связывая
отдельные фрагменты ремнями. А у старого Аиленнака взял несколько уроков
по строительству иглу – уютных теплых домиков, сложенных из снеговых
плит. Строгий учитель неспешно покуривал ароматный табак норвежца (ничто
не дается даром!), щурился сквозь голубоватый дымок и говорил: «Мало
найдется людей таких же мудрых и таких же умелых, как ты, Амункьенна. Но
построить дом ты не умеешь. Скажи мне, чему учил тебя в детстве отец?
Попробуй-ка еще раз начать заново». Только тридцатый дом удовлетворил
придирчивого мастера.
Но труднее всего ему давалась наука езды на
собаках – полудиких и злобных тварях, мало чем отличавшихся от волков.
Почувствовав в санях неофита, они вели себя нахально и беспардонно,
откровенно игнорируя его неумелые потуги, запутывали упряжь и грызлись
между собой. Суровые законы этого мира не знали жалости. Поначалу у
Амундсена сжималось сердце, когда он видел, как эти вечно голодные псы с
жадностью хватают куски мороженого мяса, твердые, как камень, и
проглатывают их, не жуя. Аиленнак его поучал:
Такой кусок льда
долго пролежит в желудке, прежде чем растает и начнет перевариваться. А
все это время собаке будет казаться, что она сыта. Никогда на это
животное не напасешься еды: оно съест все твои запасы да и тебя в
придачу, если ты еще раньше не умрешь с голоду. Так уж все устроено.
Со временем Амундсен горячо
полюбил эскимосских собак и всегда считал, что в полярных экспедициях
они совершенно незаменимы. Забегая немного вперед, сразу скажем, что его
весьма удивил выбор Роберта Скотта, который сделал ставку на
маньчжурских пони (в других переводах – исландские или шотландские, но
принципиального значения это обстоятельство не имеет). Норвежец не без
оснований полагал, что хозяин, видимо, просто не поладил со своей
собакой – отсюда и все проблемы. Разумеется, с безропотной и послушной
лошадью гораздо меньше забот, чем с умным и хитрым полудиким псом.
Надлежащие отношения следует устанавливать незамедлительно: собака
должна точно знать, кто в доме хозяин. Впрочем, послушаем самого
Амундсена.
Еще более веский
довод в пользу собаки заключается в том, что маленькое животное гораздо
легче преодолевает многочисленные хрупкие снежные мосты… Если провалится
собака, ничего страшного. Взял ее за шиворот, дернул хорошенько, и она
опять наверху. Совсем другое дело пони. <…> Вытаскивать их – дело
трудное и долгое.
И еще одно очевидное преимущество: собаку
можно кормить собакой. Можно постепенно уменьшать количество собак,
забивать тех, что похуже, на корм тем, что получше. <…> Им бы
только получить свою порцию, набросятся на тушу своего товарища – одни
зубы от жертвы останутся. А после тяжелого дня и зубов не оставалось.
<…> Они не только без труда проходят могучие ледники, ведущие к
плато; они на весь путь годятся. А пони приходится оставлять у подножия
ледников, чтобы дальше самим играть роль пони – сомнительное
удовольствие. Судя по тому, что пишет Шеклтон, не может быть и речи о
том, чтобы втащить пони на крутые трещиноватые ледники.
Амундсен всю жизнь мечтал о
Северном полюсе, однако судьба распорядилась так, что ему довелось
покорить Южный. Когда 15 декабря 1911 года он стоял на макушке
антарктического плато, где все меридианы сплетаются воедино, его
обуревали сложные чувства. Впоследствии он писал, что еще ни один
человек не оказывался в точке, диаметрально противоположной цели его
стремлений в столь буквальном смысле этого слова. «Район Северного
полюса – чего там! – сам Северный полюс манил меня с детства, и вот я на
Южном полюсе. Поистине все наизнанку!» Но выбора не оставалось:
американец Роберт Пири достиг Северного полюса на собачьих упряжках в
1909 году, и Амундсену пришлось переменить свои планы. Вдобавок он
узнал, что англичанин Роберт Скотт готовит экспедицию к Южному полюсу, и
решил во что бы то ни стало опередить британца. Задуманный арктический
дрейф был отложен на неопределенное время, и «Фрам», старый корабль
выдающегося норвежского полярника Фритьофа Нансена, взял курс на юг. О
своем решении Амундсен уведомил не только Нансена, но и Скотта: с
Мадейры он отправил ему письмо, в котором сообщал о своих намерениях, и
тот получил его в Австралии, когда готовился отплыть к берегам шестого
континента. А «Фрам» двинулся прямиком через Атлантику, чтобы успеть в
южные широты к середине января 1911 года. Амундсен оставался Амундсеном:
поход к Южному полюсу был расписан как по нотам. Он вникал в каждую
мелочь – от провианта для людей и собак до научного оборудования и
полярного снаряжения. На первом месте стояли вопросы питания.
В дневнике Амундсен писал:
Обольщаться не
стоит: разнообразным оно не будет, но зато будет очень калорийным и
легким. Основной пищей будет, как всегда, пеммикан (пеммикан – от
английского pemmican, слово заимствовано из языка индейцев алгонкинов –
брикеты из сушеного и растертого в порошок оленьего или бизоньего мяса,
смешанного с жиром и соком кислых ягод. Этот сублимированный мясной
продукт выдумали индейцы Северной Америки, хранившие его в кожаных
мешках; отличается высокой питательностью и легкой усвояемостью при
малом объеме и весе, незаменим в дальних переходах. В начале XX века
говяжий пеммикан входил в рацион полярных экспедиций, в настоящее время
постепенно вытесняется пищевыми концентратами). Но к
обычной смеси сушеного мяса и жира я велел добавить немного овощей,
овсяной крупы и соли. Полкилограмма нашего пеммикана должно хватить
каждому на день. Эту пищу легко можно приготовить, а усваиваться она
тоже будет неплохо. Кроме того, на каждый день придется по 60 граммов
специально приготовленных сухарей, по 125 граммов молочного порошка, по
40 – шоколада и по 15 – чая. И еще по 80 граммов керосина или спирта для
приготовления пищи. Для собак я беру по полкило мясного и рыбного
пеммикана.
Меховая одежда, теплое
шерстяное белье, обувь и рукавицы, отменные лыжи, сани с полозьями из
лучшего американского гикори (особый сорт субтропического орешника) со
стальной оковкой, запас ремней из свиной кожи, снежные очки,
стройматериалы для зимовочного домика – ничего не было упущено. А
собачья упряжь имелась в двух вариантах – аляскинском и гренландском.
Одним словом, высший пилотаж, образцовая подготовка к трудному походу.
Море Росса оказалось свободным ото льда, и
«Фрам» легко скользил по чистой воде. В полдень 11 января
путешественники увидели яркий блеск на южном горизонте, и вскоре перед
ними во всем своем великолепии предстал знаменитый Ледяной барьер,
неторопливо выраставший из моря. Амундсен писал:
Трудно передать на
бумаге, какое впечатление производит эта могучая ледяная стена на
человека, впервые оказавшегося с ней лицом к лицу. Это вообще невозможно
описать; во всяком случае, сразу понимаешь, почему этот 30-метровый
барьер не один десяток лет считался неодолимой преградой для продвижения
на юг.
Целые сутки «Фрам» шел на
восток вдоль этого удивительного творения природы, пока взору норвежцев
не открылись искомые ворота – Китовая бухта, где решено было высадиться
на берег. Судно пришвартовалось к прочной кромке льда, которая
протянулась в море от барьера километра на два, и полярники, встав на
лыжи, двинулись вперед. Первым делом следовало отыскать удобное место
для разбивки базового лагеря. Стык между морским льдом и барьером
удалось преодолеть без труда, потому что его высота в этой точке не
превышала 6 метров. Определившись с местом (в 4 километрах от
корабельной стоянки), приступили к разгрузке снаряжения. На борту
остались десять человек, а девять во главе с Амундсеном – сухопутная
команда – сошли на берег.
Собаки разленились за время долгого
безделья и поначалу упорно не желали работать. Они не слушали команд и
отчаянно грызлись между собой, безнадежно запутывая постромки, или
просто ложились в снег. Но добрая плетка довольно быстро привела их в
чувство, хотя на первых порах повозиться пришлось основательно. В конце
концов испытанный метод кнута и пряника дал результаты, и во второй
половине января работа развернулась вовсю. На берегу выросли надежные
16-местные палатки, а тяжело груженные сани неутомимо сновали между
лагерем и кораблем. Плотники расчищали площадку под стационарный дом, а
специальная охотничья бригада стреляла тюленей и пингвинов, запасаясь
впрок свежим мясом. Прошло совсем немного времени, и Фрамхейм – так
норвежцы назвали свой лагерь – приобрел вполне обжитой и весьма
внушительный вид. Амундсен записал:
Всего палаток было
14. Восемь предназначались для наших восьми упряжек; шесть служили
складами. Из них в трех лежала сушеная рыба, в одной – свежее мясо, в
одной – разный провиант, еще в одной – дрова и уголь. Ставили их по
заранее продуманному плану, и вместе получился целый лагерь.
Когда обустройство городка шло
полным ходом, в Китовой бухте появилась «Терра Нова», судно Роберта
Скотта. База англичан находилась в 650 километрах к западу, в бухте
Мак-Мердо, а корабль возвращался в Новую Зеландию, высадив на берег
походную бригаду. Капитан «Терра Новы» нанес норвежцам визит, и
разговор, в частности, зашел о собаках. Амундсен, большой поклонник
своих полудиких свирепых подопечных, заявил, что эскимосская собака –
совершенно незаменимое животное в полярных условиях. Она умна,
вынослива, неприхотлива и замечательно ходит в упряжке, легко
преодолевая трещины и снежные мосты. Если же во время похода собакам
будет угрожать голод, можно закалывать слабых, как это делал Пири, и
кормить их мясом тех, кто еще способен работать в упряжке. У меня много
собак, добавил Амундсен, и если вы пожелаете, я готов передать вашему
руководителю несколько десятков. Английский капитан ответил, что они не
делают ставку на собак, а перспектива запланированного убийства
несчастных животных просто отвратительна. У нас всего две упряжки,
сказал он, и мы полагаем, что этого вполне достаточно. Девиз Скотта
звучит так: «Как можно больше людей и как можно меньше собак». Впрочем,
на первом этапе он рассчитывает на моторные сани, а в дальнейшем – на
маньчжурских пони, которых у нас несколько десятков. Моторные сани
крайне ненадежны, подумал Амундсен, неужели Скотт забыл, что из-за этого
капризного агрегата чуть не погиб Шеклтон? Вслух он сказал:
– Ну что ж, у
каждого свой метод. Мой проверен в Арктике, и он совершенно
противоположен вашему: я беру как можно меньше людей и как можно больше
собак. Это мне подсказывает мой опыт. Известна старая истина: тому легче
идти, у кого легче ноша. Итак, во-первых, фураж, который вам надо будет
взять для пони, займет много места, а людей в случае крайней
необходимости все равно не прокормит. Во-вторых, если собака провалится в
трещину – а трещин на пути к полюсу, вероятно, будет немало, – ее легко
вытащит один человек. А пони? Кроме того, пони, даже маньчжурские,
менее выносливы, чем собаки, и слишком тяжелы для здешних предательских
мест. Под ними будут проваливаться снежные мосты через трещины. А без
жертв все равно не обойдется: в конце концов ваши люди будут вынуждены
убивать пони, точно так же, как я собак. Это закон белой пустыни,
жестокий, но неизбежный.
Англичанин ответил, что когда
до полюса останется около 200 километров, вперед пойдут только люди. Они
вместо лошадей впрягутся в сани и будут их тащить, поскольку капитан
Роберт Скотт справедливо полагает, что настоящей победы человек
достигает лишь наивысшим напряжением своих сил. Нельзя требовать
самоотверженности и стойкости от бедных животных, на это способен только
человек, поставивший перед собой великую цель. Амундсен поморщился,
услышав эту высокопарную тираду, а вслух произнес: «Я могу только
склонить голову перед столь благородным решением», – думая про себя, что
ни за что не захотел бы стать участником такой экспедиции…
|