В период 30 000-15 000 лет назад, в то
время когда последнее оледенение достигало максимального
распространения, общины кроманьонцев разрастались. В Западной и
Центральной Европе люди жили в пещерах, причем во многих из них вход был
защищен каменной стенкой. Там, где пещер не было, люди поселялись в
жилищах из звериных шкур, натянутых на каркас из кости, бивней или
дерева. Хозяйство почти целиком основывалось на охоте, в которой
участвовали большие группы мужчин (фото 67), а женщины, вероятно,
собирали ягоды, плоды, орехи, семена и корни, какие удавалось найти. Но в
основном питание состояло из мяса крупных млекопитающих ледниковой
эпохи - северного оленя, лошади, шерстистого носорога и мамонта. Эти же
животные давали шкуры для одежды и кость для различных изделий.
Рис. 80. Великолепный рисунок бизона, нарисованный красками на стене пещеры в северной Италии около 15 000 лет назад
Возможно, именно той большой ролью,
которую играла охота в жизни этих людей, объясняется развитие искусства.
Кроманьонцы не только рисовали превосходные картины на стенках и
потолках больших пещер. Они оставили также выразительные резные
изображения на кости или мамонтовых бивнях и статуэтки. Их картины
изображали главным образом животных, которые шли в пищу, и довольно
часто они изображались раненными или убитыми на охоте. Рисунки людей,
хищников и мелких животных отсутствуют. В жилых пещерах пол сложен
отходами деятельности человека, но в них нет росписей, которые
обнаружены только в больших пещерах, где следы жизни человека
отсутствуют. Если сопоставить эти факты, кажется правдоподобным, что
большие пещеры, украшенные живописью, были ритуальйыми местами (до
некоторой степени соответствующими храмам или масонским ложам), где все
племя собиралось, чтобы обеспечить успех охоты. Животное, которое они
хотели убить, было нарисовано на стене или потолке, и совершался тайный
обряд или ритуал, возможно, изображалась сцена самой охоты. Некоторые
нарисованные или вырезанные изображения были сделаны с таким талантом и
мастерством, что, вероятнее всего, это была работа отдельных членов
племени, которые обучались мастерству художника. В это легко поверить,
потому что мозг и рука кроманьонца неотличимы от наших. И все же,
несмотря на такую специализацию, представляется, что искусство впервые
вошло в сферу человеческой жизни не как чистое искусство, а как своего
рода прикладное искусство, имеющее весьма практическую цель - увеличение
количества пищи путем колдовства.
Рис. 81. Голова лошади, вырезанная из
рога северного оленя художником эпохи самого конца позднего палеолита
около 10 500 лет назад
Однако живопись и рисунки кроманьонцев
отмечены таким высоким мастерством, что они действуют на нас как
настоящие произведения искусства. Изображения явились результатом
пристального вдумчивого наблюдения за животными, на которых обычно
кроманьонцы охотились, и полны силы и энергии. Эти черты отчетливо видны
в изображении мамонта (рис. 34) и в более тщательно выполненных
произведениях искусства, которые можно видеть на рисунках 80 и 81. Хотя
картины обнаруживают замечательные познания их авторов в анатомии
животных, в большинстве их отсутствует чувство композиции и компоновки,
что опять-таки наводит на мысль, что эти картины создавались для
церемониальных целей.
Кроме этих превосходных картин,
кроманьонцы создавали украшения для людей. Сначала это были ожерелья из
раковин, зубов, медвежьих когтей и резной слоновой кости. Возможно,
вначале их носили только вожди во время ритуальных церемоний. Но
значительно позднее их стали носить в качестве украшений и женщины.
|