Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 11:34:09
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ [87]
УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ [16]
САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ [75]

Осадки на дне глубокого моря

До сих пор мы ничего не говорили о том, насколько далеко в море уносятся продукты размыва суши, принесенные реками или созданные прибоем. Однако вопрос этот важен для понимания истории осадочных пластов, накопившихся на дне моря. Решить его можно, взяв образцы донных отложений на различном расстоянии от суши и затем сравнив их между собой.

Тщательное опробование таких отложений влечет множество технических трудностей. Нелегко получить цельный образец грунта со дна, из-под огромной толщи воды. Только в последние десятилетия методика донного опробования была развита настолько, что позволила получить довольно хорошее представление не только о самом дне, но и о подстилающих его отложениях. На рисунке 16 показано различие между континентальными шельфами, на которых глубина воды в среднем не превышает 200 метров, и глубоководными участками дна, где глубина в среднем равна 3,8 километра, а местами составляет до 11 километров. Эти две разные области имеют и различную историю. Мы рассмотрим их по отдельности, начиная с отложений.

Глубоководная область океана по площади в пять раз больше всех шельфов, вместе взятых. Многое из того, что сейчас известно об отложениях на этих огромных глубинах, мы узнали только после 1950 г (Еще позже началось бурение дна океана, производимое с судна США "Гломар Челенджер". - Прим. ред). В это время во всем мире начала проводиться обширная международная программа изучения дна океана. Донные отложения слоисты, некоторые образцы содержат слои, представляющие собой результат непрерывного накопления осадков в течение десятков тысяч лет геологического времени.

Рис. 16. Континентальные шельфы (показаны черным), если взять их все вместе, увеличивают площадь континентов примерно на 10%. Карта составлена в необычной проекции, чтобы избежать искажений площади континентов и шельфов. Все они показаны почти в одном масштабе (шельфы нанесены по данным Менарда и Смита, 1966)

После высушивания керн разделяется на тонкие срезы для изучения под микроскопом. Под большим увеличением можно видеть, что осадок состоит из скопления отдельных разнообразных частиц. Произведя их классификацию и выделив три различные группы, можно установить источник и способ образования осадков. Первая группа, наибольшая по объему, состоит из крохотных раковин и скелетов морских животных и растений, представляя огромное количество ископаемых остатков очень небольшого размера. Очевидно, эти осадки являются "местными", образовавшимися в самом океане. Многие раковины состоят из минерала кальцита (СаСО3). Кальций, входящий в его состав, имеет долгую историю. Он является продуктом химического выветривания горных пород на континентах. Раствор кальция в грунтовых водах просачивается в реки и выносится ими в море. Там его извлекают из воды мелкие морские организмы и соединяют с углеродом и кислородом, растворенными в морской воде в виде двуокиси углерода. Из этого соединения - кальцита - организмы строят свои панцири.

Другая группа тонких частиц по происхождению чужда океану; она принесена с суши. Эти частицы имеют различное происхождение. Среди них есть глинистые минералы, образованные при выветривании полевых шпатов и других минералов на поверхности континентов и затем вынесенные в море реками. Их частицы настолько малы, что, прежде чем попасть в виде отложений на дно, они уносятся далеко от суши, на которой образовались. Другие глинистые частицы, тоже являющиеся продуктами выветривания, были подхвачены ветром на сухих участках и принесены им в море, где они упали в воду и медленно опустились на дно. Некоторые тонкие частицы были выброшены в воздух при извержении вулканов и в конце концов достигли дна моря. Они, конечно, не являются продуктами выветривания. Это "новые" минералы, образовавшиеся непосредственно из магмы.

Таким образом, вторая группа морских донных осадков образовалась на континентах и затем была вынесена в море по рекам или попала в него через атмосферу. Третья группа, незначительная по количеству, состоит из мельчайших частиц, которые попадают в атмосферу Земли в виде метеоритов и в конце концов падают в океан. Они чужды Земле и попадают на нее из космического пространства.


Отложения континентальных шельфов

После того как мы произвели опробование отложений в глубинах океана и разобрались в том, из каких частей они состоят, мы можем обратиться к континентальным шельфам.

Пробы шельфовых отложений более разнообразны. Мы располагаем не только образцами с поверхности шельфа, но также данными буровых скважин, проникших глубоко в толщу его пород. Как поверхностные пробы, так и образцы с глубины свидетельствуют о том, что шельф не похож на дно океана. Шельф слагается в основном слоями песка, ила и глины или их сцементированных аналогов - песчаника, алевролита, аргиллита (Отложения шельфа часто нефтеносны. - Прим. ред). Таким образом, часть осадков еще не сцементирована, а часть представляет собой осадочные породы. Почти все эти осадки образовались на континентах в ходе различных процессов выветривания и были перенесены, главным образом реками, на мелководье в пределах шельфов. Здесь сравнительно крупные и потому довольно тяжелые частицы осадков вскоре оседали на дно. Это происходит сейчас и происходило в прошлом, как свидетельствуют пласты, залегающие под поверхностью шельфа. Мы видим, что в настоящее время, как и в прошлом, осадки, выносящиеся реками в море, оседают на континентальных шельфах, за исключением небольшой доли наиболее тонких частиц, которые достигают глубоководных областей. Таким образом, хотя реки - это, безусловно, основные пути переноса осадков с континентов в океан, они не могут уносить отложения далеко от берегов континентов. Поэтому, когда континент размывается, продукты его размыва уносятся реками и образуют шлейф, окаймляющий массив суши. Эти отложения участвуют в формировании шельфов и постепенно увеличивают площадь континента.

Категория: УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ЗЕМЛИ | Добавил: tineydgers (04.05.2013)
Просмотров: 1032 | Теги: дополнительный материал по астроном, дидактический материал по астрономи, энциклопедия астрономия читать онла, история Земли, открытия в астрономии | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 53
Гостей: 53
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0