Что в Соединенных Штатах действительно хорошо умеют делать – так это развлекать себя и других. Правда,
времени для развлечений у американцев в обрез. Обычный отпуск – всего
две недели, поэтому американцы любят «короткие поездки». Закатиться
куда-нибудь на «длинный уик-энд», то есть на три-четыре дня, чтобы не
тратить зараз все отпускное время – самое милое дело. Возможностей
провести отпуск в Америке хоть пруд пруди. Средний американец обычно
поступает так: загружает детишек и несусветное количество багажа в
машину или в ДК (дом на колесах – фургончик, где есть все те же
удобства, что и в родном доме) и пилит несколько тысяч миль. Любимые
развлечения: отдых на природе, рыбалка, осмотр исторических и культурных
достопримечательностей. То, что от одной достопримечательности до
другой – сотни миль по автостраде, делает всю затею только
увлекательнее. Американцы-отпускники еще больше похожи на
американцев, чем все остальные американцы (если это только возможно): на
них шорты вырвиглазного цвета, белые кроссовки и футболки с
оскорбительными надписями. Они держат бумажники в полукруглых «поясных
сумках», значительно увеличивающих объем талии, и обжираются пирожными и
мороженым. Американцы нормальные презирают американцев – отпускников,
которые создают толчею и слишком много едят. Потом, когда дело доходит
до их отпуска, они напяливают тот же наряд, грузятся в свой «Виннебаго»
(популярный ДК) и отправляются заниматься тем же самым. Спорт В
многоязыкой, разношерстной стране, какой являются Соединенные Штаты, не
прожить без общего языка, который позволил бы представителям
многочисленных этнических меньшинств общаться мирным путем с
представителями совершенно иных в культурном отношении сообществ. Этот
общий язык – спорт. Раньше о спорте говорили в основном мужчины; теперь,
в процессе стирания половых различий, он превратился в универсальное
средство общения. Во всяком мало-мальски крупном городе есть своя
профессиональная футбольная, бейсбольная, баскетбольная или хоккейная
команда, маленькие же городки довольствуются школьной или
университетской сборной, или командой низшей лиги. Спортивный календарь,
по идее, таков: бейсбол – летом, футбол – осенью, баскетбол – весной,
хоккей – всегда. На деле все это перемешано и перепутано, так что
телевидению круглый год есть что показывать, а у американских мужчин
всегда найдется предлог увильнуть в выходные от домашних дел. При
любой американской футбольной или баскетбольной команде, от школьной
сборной до профессиональной лиги, состоит отряд смазливых девиц,
обязанности которых – размахивать помпонами и заводить болельщиков.
Всякий американский мальчик мечтает стать футбольным полузащитником, а
всякая девочка – главой «заводилок», если удастся в жестокой борьбе
обойти всех соперниц. За билеты на крупные соревнования дерут
огромные деньги, и все равно иногда их бывает не достать Например, в
Вашингтоне за сезонным билетом на футбол вас запишут в очередь на
несколько десятков лет. К счастью для болельщиков, теперь существует
кабельное телевидение, где всевозможные спортивные каналы транслируют
всевозможные спортивные состязания. Новая «многоэкранная» технология
позволяет самым одержимым болельщикам смотреть несколько матчей
одновременно. Большая Игра Бывают всякие большие игры, но
есть одна Большая Игра – Суперкубок по американскому футболу.
Суперкубок – самое значительное событие года в мире, а может быть, и во
вселенной. Огромная армия болельщиков неколебимо убеждена, что матчи на
Суперкубок – крупнейшие события в истории человечества, которым никакие
высадки в Нормандии и инаугурации президентов в подметки не годятся. Эта
приходящаяся на конец января фантасмагория обзывается Мировым
Чемпионатом по виду спорта, которым профессионально занимаются только в
США (существует Мировая лига американского футбола, но шансы на участие в
Суперкубке у ее членов так же ничтожно малы, как и трусики у
«заводилки»). Для Суперкубка организаторы выбирают самый
вместительный стадион в каком-нибудь достаточно теплом штате, чтобы не
заморозить богатых болельщиков насмерть, обычно во Флориде, Калифорнии
или Техасе. В целях увеличения прибыли, время для матча выбирают так,
чтобы его можно было с удобством смотреть во всех американских часовых
поясах; рекламодатели приберегают для Суперкубка свои самые свеженькие
ролики, выкладывая за право их показать 1 800 000 долларов в минуту, а
то и больше. Впрочем оно, наверное, того стоит, так как в день
Суперкубка игру смотрят больше половины всех американских телезрителей. В
день Суперкубка американцы приглашают к себе друзей чтобы вместе
смотреть телевизор и пить пиво с пиццей. В городах, команды которых
участвуют в Суперкубке, жизнь замирает и движение прекращается. После
окончания игры в районах, где больше всего баров, начинаются
празднования, а то и попросту буйства. Вперед, на магазины! Американская
безудержная страсть к магазинам – не просто побочный продукт
потребительской психологии. Хождение по магазинам – не докучная
необходимость, а любимый отдых. Это – удовольствие, развлечение, способ
убить время. Друзья специально назначают встречу, чтобы вместе пройтись
по магазинам, и радостно возвращаются домой с пустыми руками. Самая
посещаемая достопримечательность штата Вирджиния – это не Маунт-Вернон,
родина президента Джорджа Вашингтона, и не Монтичелло, родина
президента Томаса Джефферсона, и даже не Вильямсбург, город-музей в
колониальном стиле, воссозданный Рокфеллерами. Это – «Потомак Миллз»,
торговый центр милях в двадцати к югу от Вашингтона. Американские
торговые центры (как и супермаркеты) – это чертоги потребительства,
петлистые лабиринты магазинов и ресторанов. Окруженные многими акрами
парковок, загруженные дорогостоящей продукцией со всех концов света,
американские торговые центры манят к себе сиянием и блеском огней. В
пригородах (которые теперь принято называть «окраинными городками»)
школьные праздники и балы часто проходят в торговых центрах. Там чисто,
безопасно, дежурят частные охранники, отличающиеся куда более широкими
взглядами на мир, чем государственная полиция. Но самый
необременительный способ делать покупки – это, конечно, каталоги. В
начале века Сирс Робакс додумался до продажи домов по почтовым заказам.
Многие его дома и сейчас, восемьдесят лет спустя, хоть куда. Сам Сирс
давно помер, но система почтовых заказов цветет и пахнет. В каждый дом
приходят сотни красочных каталогов, предлагающих заказать по почте все,
что вам взбредет в голову (и даже то, что без посторонней помощи никогда
не взбредет). Вооруженный каталогом, телефоном и кредитной карточкой
американец может одеть и обуть целое семейство, не вставая с дивана.
|