Англичанами правит довольно простой набор
жизненных правил и ценностей, которым, по крайней мере на словах, служит
каждый. Есть, правда, одно исключение из этой системы. Здравый смысл Здравый
смысл — понятие для англичанина основополагающее буквально во всем.
Только здравый смысл подскажет, стоит ли брать с собой зонт на случай
дождя. Здравый смысл твердит: нельзя сидеть на холодном камне (иначе
получите геморрой). Согласно здравому смыслу всегда следует надевать
чистое белье — а вдруг вас собьет машина, и вы попадете в больницу?
На
самом деле именно здравый смысл и определяет общее нежелание англичан
хоть в чем-то ошибиться, совершить хотя бы один неверный шаг. Позволить
переменчивым обстоятельствам одурачить себя? О, это поистине
непростительно! Всегда следует "быть готовым" к любым выкрутасам судьбы.
Каждое мероприятие, запланированное на свежем воздухе, должно иметь
некий альтернативный вариант "под крышей" на тот случай, "если
произойдет самое худшее". Даже в английских бухгалтерских отчетах есть
особая графа: "непредвиденные расходы". И тот факт, что порой на важных
деловых встречах англичане оказываются менее подготовленными, чем
представители других государств, отнюдь не способен поколебать их
уверенности в непременном торжестве здравого смысла. Именно
здравый смысл и делает англичан столь отличными ото всех. На Ривьере
они, возможно, выглядят довольно нелепо в своих пластиковых плащах, но
хорошо смеется тот, кто смеется последним, — особенно когда внезапно и
чересчур рано подует холодный мистраль. Правила игры Если
англичане говорят, что вы "знаете правила игры" — значит все, вас
действительно признали! Ибо подобной оценки иностранец удостаивается
крайне редко и никогда — всеми единодушно. К игре или спорту это
выражение практически никакого отношения не имеет, речь идет о манере
поведения (как на игровом поле, так и вне его), которое действительно
вызывает уважение англичан. При любых физических испытаниях тот, кто
"знает правила игры", постарается сделать так, чтобы не было заметно,
каких усилий ему это стоит, и — в идеале — выиграть благодаря своему
внутреннему превосходству. А затем проявит скромность и не станет
кричать о своей победе, а также проявит великодушие по отношению к
проигравшему. Без сомнения тот, кто знает правила игры, должен
уметь и проигрывать. Недопустимы споры с судьями или внешне проявленное
огорчение. Напротив, небрежно брошенное (но ни в коем случае не сквозь
зубы!) замечание типа "лучшие всегда выигрывают!", адресованное всем и
каждому, очень и очень желательно даже в случае понесенного вами
сокрушительного поражения. И не то чтобы эти слова способны были
действительно кого-то обмануть — для этого у англичан слишком развит дух
соперничества, особенно в спорте. Англичанин, пожалуй, предпочтет,
чтобы кто-то перебежал ему дорогу в любовных делах, а не обыграл в
теннис, но ни в том, ни в другом случае он не позволит, чтобы его
переживания кто-то заметил: это означало бы, что он "зашел слишком
далеко". Склонность к пуританству Как правило, англичане не
озабочены всерьез поисками собственной души и склонны к самокопанию
меньше других наций. Что, однако, не мешает им постоянно быть
погруженными в мрачные размышления — особенно после сокрушительного
спортивного поражения или нескольких недель затяжных дождей кряду. Но
вот чего у англичан действительно не отнять, так это склонности к
пуританству, которая таится в их душах так глубоко, что лишь немногие
подозревают о ее существовании. В частности, проявлением типично
английского пуританства являются строгие законы о торговле спиртными
напитками, определяющие часы и правила продажи этих напитков в пабах,
гостиницах и т. п. Сейчас эти законы стали менее жестокими, но англичане
все равно в глубине души уверены, что грешно доставлять себе
удовольствие все 24 часа в сутки. Десятилетиями они вели дебаты,
проводить или не проводить национальную лотерею, а теперь принялись
спорить о том, каков должен быть выигрыш: им видится нечто непристойное в
самой возможности выиграть слишком крупную сумму сразу. Англичан
очень беспокоят моральные аспекты телевизионных передач, поэтому у них
есть некий "час Ч", после которого детей не должны видеть в
непосредственной близости от телевизора, дабы их юные души не
подверглись тлетворному воздействию весьма откровенных эротических шоу,
грязного языка и разнообразных сцен насилия — то есть всего того, о чем
подростки уже распрекрасно знают от приятелей. Английское пуританство
особенно ярко проявляется в представлении о том, что все, вызывающее у
вас отвращение, безусловно, и является самым для вас лучшим. Иначе
просто не объяснишь, например, существование в английском меню такой
гадости, как пудинг из тапиоки. Изобретательность Англичане
бесконечно находчивы и изобретательны, однако от этого им обычно мало
проку. Английские гении (почти все они мужчины, деловые качества которых
оставляют желать много лучшего), точно овощи, сидят каждый на своей
грядке и изобретают разные новинки, зачастую весьма своеобразно понимая
насущные потребности человеческого общества, которые якобы остались
незамеченными их соотечественниками. Такой изобретатель, забившись в
свою нору, вполне способен создать столь жизненно необходимые вещи, как
идеальная яйцеварка, самогладящиеся брюки или крошечная приставная
лесенка для паучка, случайно свалившегося в ванну, выбраться из которой
ему не под силу. Иногда, впрочем, бывают действительно гениальные и
многообещающие находки, вроде так называемого оверкрафта, но прочие
англичане и внимания не обращают на изобретения собственных гениев, пока
какие-нибудь иностранцы не возьмут их гениальные идеи на вооружение. Любовь к клубному обществу "Быть
одним из" — вот что для англичанина действительно важно.
Индивидуальность — это, конечно, очень хорошо, и в отдельных случаях она
даже рекомендуется, но в целом все же предпочтительнее ощущать себя
членом команды. Англичанин чувствует себя особенно счастливым и
спокойным, если окружен группой лиц, с которыми у него много общего
(возможно, впрочем, все члены группы просто притворяются, что это так).
Взаимное молчаливое одобрение в таком обществе внушает англичанам
уверенность в себе, заглушая ощущение незащищенности. Именно по
этой причине английская жизнь полна загадок, связанных с наличием в этой
стране огромного количества самых разнообразных клубов и обществ. На
первый взгляд, многие из них были созданы исключительно в научных или
академических целях — Общество Джейн Остин, Институт Психических
Исследований, общество "The Sealed Knot", занимающееся воссозданием
знаменитых баталий гражданских войн 1642–1646 гг., Общество по
предотвращению незапланированных полетов над Атлантикой. Существуют
также общества различных коллекционеров и энтузиастов — Общество
любителей эфемеров (Эфемеры — однолетние растения, все развитие которых
происходит в очень короткий срок (несколько недель); встречаются в
степях, полупустынях и пустынях — прим. пер.), Общество любителей
художественного выпиливания, Британское общество коллекционеров пуговиц.
Но сколь бы ни была достойной причина их создания, все-таки основу
настоящего английского клуба составляет, прежде всего, конкретная
общественная группировка, члены которой чувствуют себя комфортно, имея
возможность общаться исключительно друг с другом и ощущая необычайное
родство душ — хотя на самом деле ничего подобного ощущать вовсе не
обязаны. Класс Эта потребность "быть вместе" проявляется и в преданности англичан
классовой системе, которой постоянно грозит уничтожение, но которая
упорно остается центральным, определяющим моментом жизни английского
общества. Для англичан важность существования классов вряд ли можно
переоценить, а уж отменить их попросту невозможно! Англичанин
воспринимает свой класс как очень большой клуб, членом которого он
является. Причисления к тому или иному классу англичане
добиваются с помощью различных сложных маневров и затем, попав в эти
замкнутые общественные группировки, чувствуют себя вполне комфортно и
тут же принимают на вооружение самые различные, недоступные для
остальных и порой взаимоисключающие правила и обычаи, отныне питая ко
всем «аутсайдерам», а также другим группировкам, нечто вроде фобии. Согласно
английской традиции, общество должно состоять из трех основных классов.
В старину это были: аристократия, купцы и трудящиеся. Однако, в связи с
непреодолимым ростом купечества (или среднего класса), аристократия и
трудящиеся были как бы вытеснены за рамки, а средний класс решил
разделиться на верхний, средний и низший. Но в последней четверти
XX века все общество вновь претерпело коренные изменения и разделилось
на пять основных социальных групп, обозначенных по порядку буквами
алфавита: верхние эшелоны — буквами AB, а средние — буквами ВС. Самый
нижний слой также подразделен на группы D и Е. Те, кто попадают в группу
D, считают себя недооцененными и лишенными многих привилегий, а потому
презирают всех остальных. Ну а тех, кто принадлежит к группе Е, в расчет
обычно вообще не принимают. Таким образом, невероятно много англичан, а
точнее, подавляющее большинство, оказываются в группе ВС. Те, кто попал
в подгруппу С, постоянно стремятся перейти в подгруппу В, а члены
подгруппы В лишь в кошмарных снах видят свое возвращение в подгруппу С. Из-за
этого представители данного класса никогда не знают покоя. Они
прекрасно понимают, что при любых жизненных обстоятельствах должны
производить "соответствующее" впечатление — то есть такое, которое
отвечает их представлениям о том, что о них думают другие и как эти
другие воспринимают то, что носят, говорят, едят и пьют представители
иного класса, а также — где они живут и с кем общаются. И хотя
англичане уверенно признают, что для их общества весьма желательна куда
большая социальная подвижность, в целом они все же явно предпочитают
заключать браки внутри своего класса, "среди равных". В таком случае не
возникает необходимости спорить понапрасну, хорошо или плохо украшать
стены уточками из фарфора, и стоит ли пользоваться ножами для рыбы. Умение отвести другому "соответствующее место" Ничто
так сильно не огорчает англичанина, как неспособность отвести кому-то
"соответствующее место". Или, что еще хуже — ошибиться в отношении его
социального положения. Если англичанин не уверен в своих выводах, то
может прибегнуть к целой серии довольно жестоких тестов. По
акценту здесь мгновенно определяют социальную принадлежность того или
иного человека. Так, растягивание гласных и медлительность речи давно не
считаются недостатками и обычно именуются "оксфордским акцентом" или
"произношением Би-Би-Си" и даже дают определенные преимущества тем, кто
так говорит. Еще большее значение имеет ваш лексикон. Англичане
сразу отличают тех, кто в полдень намеревается съесть "ланч", а не
"обед", и полакомиться "пудингом", а не "сладким" или "третьим блюдом";
тех, кто сидит в "гостиной", а не в "комнате отдыха" или "зале", и на
"софе", а не на "диване", и ходит в "уборную", а не в "туалет".
Существует масса подобных словечек, позволяющих одной общественной
группе чем-то отличаться от другой. Поведение за обеденным столом
предоставляет еще одну возможность для подобной классификации. Особое
значение имеет то, как тот или иной человек держит вилку и нож.
Некоторые держат то и другое крепко, чуть ли не сжимая их в кулаке.
Другие — свободно, как барабанные палочки, приподняв вверх их ручки.
Стоит посмотреть, как те и другие едят, например, горошек. Даже
наблюдая, как кто-то есть суп, можно определить, к какому классу
относится этот человек. Так, например, некоторые, следуя старинной
морской традиции, всегда наклоняют тарелку от себя, чтобы суп не
пролился им на колени в случае внезапно налетевшего шторма.
|