Успех – это еще не все. Социальный статус – вещь
привнесенная. Что оззи ценят по-настоящему, так это приятное
времяпрепровождение. Жизнелюбивое австралийское общество
превратило это занятие в некую разновидность искусства. В погоне за
наслаждениями всех опережают серферы. У этих людей одна цель в жизни.
Серфинг. А между серфингом они пьют, едят, спят, любят и, что совершенно
неизбежно, работают. Таков идеал австралийца. С другой стороны,
он же является проклятием любого оззи, которому приходится иметь дело с
заядлыми серферами. Если на море есть подходящая волна, то вся работа
сразу встает. Этот парадокс сказывается на всех сферах жизни общества. Но общий подход к делу таков: «Не дрейфь, крошка! Все будет в ажуре!» Одомашнивание и пригороды Прирученный оззи – явление ужасное. Само по себе это понятие заключает в себе противоречие. С
появлением приплода эти нагоняющие тоску существа добровольно оседают в
пригородах. Как это ни смешно звучит, но единственная причина,
вынуждающая оззи обзаводиться потомством, заключается в том, что дети
обеспечивают социальное оправдание подобного деяния. У каждого
оззи есть свой дом. Вернее, у них есть купчая, оформленная на их имя, и
счет в строительном банке. Дом – категория не вечная. Оззи постоянно
продают и перепродают дома в зависимости от соотношения цены и размеров
дома. В стране со столь развитым духом индивидуальности и
бунтарства эта извращенная тяга к пригороду совершенно необъяснима.
Может, это вызвано особым отношением австралийцев к природным
особенностям их страны? Вокруг каждого города веером на многие
мили раскинулись сплошные пригороды. Эти образчики современной
«девственной», тщательно «обиндивидуаленной» природы, без сомнения,
являют собой самые непривлекательные места на земле. Основным
видом воскресных развлечений для легких на подъем или бездетных семей
является экскурсия по выставленным на продажу домам. В каждом новом
пригороде, скрывшись от посторонних глаз, располагаются «центры
развития», предлагающие новые дома. Каждый центр кишит менеджерами по
продажам, готовыми помочь вам навсегда заточить себя в пригороде. У
каждой семьи перед домом (бунгало) стоит два автомобиля. А также целая
коллекция велосипедов, прицепов, караванов, лодок и всего, чем тешат
себя его жильцы. Интерьер их мало заботит. Все внимание –
«экстерьеру». Дворик, мангал, садик и бассейн, если вы можете позволить
себе дополнительную лужайку, являются доказательством того, что здесь
живет семья. Вовсе не случайно, что австралийцы приглашают гостей
домой на ужин по большей части так, чтобы еще при дневном свете с
гордостью провести их по садику и показать свои последние достижения:
неказистую площадку для барбекю, кривую дорожку из каменных плиток или
новую клумбу. В течение недели оба супруга работают, чтобы
погасить заем. Дети целыми днями в школе и возвращаются домой только для
того, чтобы шляться по округе до тех пор, пока родители не заманят их
домой какой-нибудь «мыльной оперой». Эмоциональная разгрузка
наступает в субботу, между поездкой по магазинам с целью пополнить
недельный запас продуктов и мытьем машин. Дети занимаются спортом (хотят
они того или нет), причем в это занятие оказывается втянутой вся семья. Взрослые
выпускают пар, подбадривая своих чад. Это «болельное» скоморошество –
единственное реальное участие пригородных оззи в спортивных
мероприятиях. Детский спорт дает отцу семейства возможность
пообщаться со своим отпрыском. Тут даже работа отступает на второй план.
Теперь он целую неделю будет бубнить о том, что сыграть надо было не
так, а так. Ведь он очень грамотный болельщик. В воскресенье
утром наступает «садовое» время. Это подразумевает поездку в питомник и в
торговые центры DIY (напоминающие по ассортименту магазины «Сделай сам»
и «Все для сада и огорода»). Пригородная жизнь крутится вокруг этих
огромных заведений. Самое замечательное то, что после их посещения
времени заниматься своим участком уже не остается. Нынешние
жители пригородов предпочитают засаживать свои дворики местными
растениями. Потрясающие лужайки с разноцветными кустарниками и цветами
перемежаются со стилизованным бушем. И австралийцам не кажется абсурдным
то, что, подчеркивая всегда и везде свое родство с природным бушем, они
живут в искусственной среде. В воскресенье после обеда – спорт по
телевизору. Пригород – это проклятье австралийца. Навязчивые идеи Вода Есть
у оззи один бзик настолько навязчивый, что они даже его скрывают. Это –
вода. Но разве можно их в этом винить? Все они живут по берегам рек,
озер либо моря. Кстати, известное нам из австралийских фильмов словечко «биллабонг»
на языке аборигенов означает всего-навсего старицу реки. Но, похоже,
кинопродюсеры, завороженные звучанием этого слова, об этом просто
забывают и вставляют его где нужно и где не нужно. На самом же деле это
слово употребляется только в фильмах, снятых для экспорта, и в песне
«Вальсирующая Матильда». Оззи, живущие на океанском побережье,
тоже нуждаются в бассейне. Логика здесь чрезвычайно проста: тот, кто
живет на побережье, больше чем кто-либо может позволить себе иметь
плавательный бассейн. Пиво Всем известно, что второй бзик
австралийцев – это пиво. Его пьют все оззи без исключения, но особенно в
этом преуспевают мужчины. Они возвели употребление пива в культ.
Спросите у любого мужчины, нет ли у него проблем с алкоголем, и он вам
тут же ответит: «С алкоголем? А у нас что, уже все кончилось?» Бары
до сих пор являются преимущественно мужскими заведениями. Женщинам там
рады при условии, что они ведут себя по-мужски. Питейные заведения,
особенно строго «мужские», могут застать неподготовленного
путешественника врасплох. Как оскорбление будет воспринято, если он
возьмет сдачу со стойки бара, пока не допьет свой стакан – это считается
выражением вопиющего недоверия к стоящим рядом с ним. Если в баре вы
перевернете стакан и поставите его на стойку, то это будет воспринято
как вызов всем присутствующим. Если вы намерены захватить с собой
в гости несколько бутылочек пива, то воспринимайте вопрос «что вы
пьете?» как простую вежливость. Если же вы хотите выпить вина, особенно
белого, то лучше делать это дома, наедине с собой. Считается, что белое
вино здесь пьют только женщины и «слабаки». Однако австралийская
статистика опровергает это расхожее мнение: из каждых четырех проданных
бутылок вина три содержат именно белое. Пиво здесь всегда пьют
холодным. Чем холоднее, тем лучше. Бзик пить пиво ледяным объясняет,
почему оззи пьют его из маленьких стаканчиков: чтобы оно не успело
согреться, пока его держат в руках. «Тинни» (банки пива) и «стабби» (бутылочки в 375 мл) держатся в полистироловых охлаждающих емкостях, называемых «эски»
(от слова «эскимос»). «Эски» стали своеобразными единицами измерения.
Ни один уважающий себя оззи не поедет на рыбалку меньше чем с двойным
«эски» (то есть вмещающим 48 «стабби»). «Пивной» живот – предмет
гордости. Ежегодный конкурс-смотр «пивных» животов на Золотом Берегу
(естественно, в Квинсленде – где же еще?) собирает столько мужских туш,
что вам и не снилось. Постаревшие загорелые герои горделиво взбираются
на подиум. В этом состязании в течение нескольких лет участвовал даже
член правительства штата.
|