Общественное положение Стремление
австрийцев к стабильности приобретает форму ностальгии по тем временам,
когда иерархическая система точно определяла место каждого человека — с
низшей по высшую ступень — на общественной лестнице. До свержения в
1918 году Габсбургской династии все искали покровительства при дворе.
Чтобы преуспеть в этой жизни, следовало заручиться Protektion, т. е.
поддержкой лица, которое рекомендовало бы вас на более высокую
должность. Вот отсюда и пошла одержимость австрийцев титулами и формами
обращения, выполняющими двойную функцию: они значительно повышают
общественное положение человека в глазах окружающих и производят
впечатление на тех, кто мог бы посодействовать этому человеку в его
делах. Хоть дворянские титулы по закону давно отменены, в стране
осталось немало профессиональных званий. Самые причудливые и старинные
встречаются среди государственных служащих, скажем, гофрат (надворный
советник — первый придворный совет был создан в Австрии еще в 1498
году). Из 19 званий, упомянутых в телефонном справочнике государственных
чиновников за 1910 год, не менее пятнадцати и по сей день в ходу. И
пусть государственные институты постепенно уступают свое поле
деятельности частному сектору и из памяти стираются официальные титулы,
звание гофрата останется, пожалуй, на слуху еще у многих поколений
австрийцев. Официальное обращение (по званию, не по имени)
получило широкое распространение во всех слоях общества. Утверждают,
будто шоферы государственных предприятий и учреждений имеют право на
получение потрясающего звания Fabrmeister (мастер вождения), правда, при
условии, что в течение нескольких лет у них на работе не будет
серьезных аварий. К званиям серьезно относятся не только в
чиновничьей среде, но и в мире ученых. Даже если этим самым ученым
нечего предъявить миру, кроме магистерского звания, то и тогда на их
дверной табличке выгравировано «Господин/госпожа магистр Шмидт», а в
случае с инженером — впечатляющее «Дипломированный инженер Йонс». Диплом
доктора философии дает право на ношение столь желанного звания «Doktor»
(а оно, уж поверьте, предоставляет человеку огромные преимущества, в
том числе и возможность получить в ресторане столик, заранее заказанный
другим посетителем). Стоит вам начать называться «Dozen?» (доцентом,
преподавателем университета), и вы обретаете право добиваться
профессорства. Впрочем, вам долго придется довольствоваться лишь званием
помощника профессора, пока вы, наконец, втоптав в грязь всех своих
конкурентов, не займете профессорской должности. Последнее звание
вознесет вас на столь недосягаемую высоту, что даже носильщики в
гостинице (самый точный барометр общественного положения в Австрии)
будут лебезить перед вами, а вашу голову, когда вы снизойдете до того,
чтобы обратиться из телевизионной студии к народу, будет окружать
слабый, но заметный нимб. Женщина-профессор в Австрии явление
редкое, так что пусть вас не вводит в заблуждение титул «госпожа
профессор» — он закрепляется обществом за почтенными супругами
профессоров. Наоборот не бывает, ибо в мужском шовинистически
настроенном мире австрийских ученых социально раздавленный супруг
госпожи профессора вряд ли осмелится именовать себя «господин
профессор». Можно, конечно, избежав всех неприятностей и хлопот,
связанных с карабканьем по служебной (и общественной) лестнице, заняться
предпринимательством и разбогатеть. В подтверждение того, что ваша
персона пополнила собой ряды богачей, нужно построить виллу в
благодатном краю, израсходовав при этом астрономическую сумму. (Кстати,
затеянное одним вице-канцлером строительство роскошной виллы закончилось
для него плачевно, ибо министерство по налогам и сборам
заинтересовалось источником его доходов.) Если обладания виллой
недостаточно для поднятия вашего веса в обществе, можно купить должность
почетного консула в какой-нибудь забытой богом и людьми африканской
стране. Работенка не пыльная, зато как прекрасно будет смотреться ваше
звание на почтовой бумаге! Важным показателем положения в
обществе является автомобиль, особенно если это «Мерседес», «Ауди» или
«БМВ». Даже семьи с ограниченными средствами обычно приобретают самые
престижные (из тех, что они могут себе позволить) машины; гастарбайтеры
(иностранные рабочие), потратившись на здоровенные подержанные (порой
весьма подержанные) «Мерседесы», с ревом носятся по дорогам между Веной и
своей отчизной, прихватив с собой жену, детей и, зачастую, весь
домашний скарб. Австрийцы знают цену всем автомобилям — от
дешевых до непристойно дорогих моделей. Вот почему владельцы «Лад» и
пешеходы (которых и людьми-то трудно назвать) с готовностью судят о том,
чего вы добились в жизни, по марке вашей немецкой машины. Богатство и успех У
среднего австрийца к успеху и деньгам двойственное — и это еще мягко
сказано — отношение. И причиной тому не только зависть, но и глубоко
укоренившийся скепсис (зиждущийся на том, что каждый венский
вагоновожатый воображает, будто ему известно, как управлять трамвайным
депо). Если кто-то добился успеха, то его обычно первым делом
спрашивают: «Кто тебя проталкивает?» Конечно, он может возразить, что
достиг своего положения благодаря таланту и энергии. Но ему тут же
поспешат сообщить, что кругом полно специалистов, не менее, а часто даже
более пригодных для этой должности. И это действительно так. В
Австрии много высокообразованных специалистов, страна же невелика, так
что здесь вряд ли найдется работа в управленческом звене для всех
способных людей. Здесь то, «кого ты знаешь», столь же важно, как и то,
«что ты знаешь». Следовательно, неудовлетворенное честолюбие является
для значительной и весьма крикливой части местного населения хроническим
заболеванием. Скудные возможности карьерного роста вкупе с
постоянной необходимостью защищать свой тыл привели в прошлом к тому,
что в общественной жизни возобладал принцип «победителю достается всё», в
результате чего среди простых смертных распространился цинизм. Многие
стали считать, что в борьбе за должности и деньги все средства хороши.
Возникло даже такое явление, как Amterkumulierung (занятие сразу
нескольких должностей, и, соответственно, получение жалованья из
нескольких мест). В результате разоблачения махинаций в политических
кругах стало известно, что Национальный банк Австрии превратился в
своеобразную кормушку, и на должности назначались люди определенных
политических взглядов. Выяснилось также, что управляющий банком имел
жалованье, по сравнению с которым зарплата главы Федерального резервного
банка Нью-Йорка просто мелочь. Не один директор получал от банка щедрое
вознаграждение за непонятно какую работу, а те, кого после
произведенной реорганизации попросили забрать свои вещи из рабочих
столов, не смогли даже вспомнить, где те стоят. Народ, побывавший
в двух мировых войнах в стане побежденных, прошедший через пекло
гражданской войны, перенесший гиперинфляцию и несколько крахов фондового
рынка (и всё при жизни трех поколений), можно простить за то, что он
ведет себя несколько настороженно. История двадцатого века в какой-то
мере объясняет, почему австрийцы с таким фанатичным упорством,
превратившись в самых крупных в мире вкладчиков, до недавнего времени
держали свои деньги на анонимных банковских счетах, по которым
выплачивался до смешного низкий процент. Так продолжалось до тех
пор, пока в ЕС не отменили анонимные счета. Несмотря на минимальные
проценты, анонимность, Spdrbuch (использовалось не имя, а пароль),
давала среднему австрийцу возможность как натянуть нос властям, так и,
следуя раз и навсегда принятому решению, держаться подальше от
многообещающих, но рискованных затей. Иммигранты Живущих
по соседству южных славян можно встретить в Австрии, как правило,
только в качестве гастарбайтеров. Они оседают в Вене, где работают на
стройках либо в сфере обслуживания. Иностранцы составляют около 16%
населения Вены, где проживает одна пятая часть австрийцев. Больше всего
(чуть ли не половина) среди гастарбайтеров югославов, затем идут турки и
поляки. Многие работают в Австрии уже немало лет, и на страже их
интересов стоит федерация работодателей. Сомнения, оправданные
или нет, относительно того, чем на самом деле занимаются в Австрии
«иностранцы», льют воду на мельницу крайне правых политиков. Проводя
кампанию устрашения, запугивая обывателей байками об этнической мафии,
рассказывая о том, что чужеродцы торгуют на улицах наркотиками, и
уверяя, что их присутствие способствует процветанию теневой экономики,
они набирают политические очки и завоевывают голоса избирателей. Однако
рядовые австрийцы против присутствия в стране гастарбайтеров, кажется,
не возражают, во всяком случае, пока вставить окно им стоит вдвое
дешевле, чем у рабочих-соотечественников. При этом атмосфера
баров и закусочных пропитана неприязнью к иностранцам. Посетители
ворчат, что Tschuschen (презрительная кличка, данная представителям
балканских народов) с их Tschuschen-Koffer (чемоданами Tschuschen, т. е.
полиэтиленовыми сумками) стали привычным зрелищем на Sudbahnhof (Южном
вокзале). И все же австрийцам приходится признать, что эти трудяги
выполняют ту грязную работу, которой они сами чураются. Приезжавшие
в XIX веке в Вену чехи в основном становились каменщиками (их прозвали
Ziegelbehm, т. е. «богемские каменщики»). Мнение местных жителей об их
образе жизни отразилось в языке, в котором появились новые слова,
например, tschechern, т. е. «пить по-чешски» (употреблять спиртные
напитки в непомерных количествах), и tschecherl (так называли грязную
ложку либо неряшливо ведущего себя за столом человека). Впрочем, именно у
чехов австрийцы научились готовить свои знаменитые клецки. Совершенно
безобидный император Фердинанд (как говорят, страдавший слабоумием),
когда его отослали в Прагу, произнес фразу, породившую сомнения в его
бесхитростности, а именно: «Я император, и я буду есть клецки». Несмотря
на то, что дети иммигрантов заполонили все школьные дворы, Вена, как и
встарь, исправно переваривает в своем чреве всё новые орды иностранцев.
Благодаря полученному в Австрии образованию, славянские дети будут
владеть двумя языками, и их потом станет невозможно отличить от венцев,
которые когда-то уже прошли через то же самое и чьи фамилии включены
теперь в телефонный справочник Вены. (Уже в 1787 году было заявлено, что
ни одна венская семья «не в состоянии указать предков — исконных венцев
более чем в трех поколениях».) Гуго Винер, знаменитый артист
кабаре, в своем скетче иллюстрирует процесс ассимиляции. Действие
разворачивается в Бюро по делам иммигрантов. Двое чиновников беседуют с
турком, обратившимся в их ведомство за продлением вида на жительство.
При помощи тщательно продуманных жестов и на ломаном немецком они задают
ему вопросы: женат ли он? есть ли у него работа? где он живет? Кто-то
из сжалившихся посетителей хочет помочь им, но один из чиновников велит
ему не лезть не в свое дело. Совершенно очевидно, что турок не понимает
ни их жестов, которые только путают его, ни вопросов, построенных в
нарушение всех правил синтаксиса. Наконец появляется еще один чиновник и, не зная, что здесь
происходит, быстро задает турку те же самые вопросы на чистом венском
диалекте. К удивлению двух первых чиновников, турок также быстро и на
довольно беглом немецком отвечает на них. «Бог ты мой! — восклицает один
чиновник. — А мы-то, чтобы он лучше понял, пытались объясняться с ним
по-турецки!» Религия В Австрии, как и в
других католических странах, набожность сосуществует с богатством,
причем всё устроено так, что христианские заповеди не мешают австрийцам
преуспевать, а заботы о мирских интересах — оставаться добрыми
христианами. Напоминанием об их обязанностях перед церковью
гражданам служит церковный налог. Его взимают по следующему принципу: вы
платите до тех пор, пока не возьмете на себя труд (и весьма тяжелый)
отказаться от него. Когда в среде налогоплательщиков засомневались в
желательности и даже этичности подобной системы, церковных иерархов
охватила паника. Замелькавшие на экранах телевизоров епископы принялись
рассказывать своим прихожанам о том, какую полезную работу проводит
церковь в сфере благотворительности и сохранения памятников культуры.
Однако их совершенно справедливые возражения оказались не в силах
уничтожить корень проблемы, т. е. растущую непопулярность института, не
учитывающего мнения своей полумиллионной паствы, просившей о позволении
принимать участие в выборе епископов, о рукоположении в священнический
сан женщин, об отмене навязываемого священникам обета безбрачия и о
«положительной оценке» церковью половой жизни. Верующие много
столетий делили богатые запасы своего терпения и послушания между
церковью и монаршим семейством. Когда их совесть вступала в клинч с
официально проводимой линией, они прибегали к тактике «внутренней
эмиграции» — и в результате, избежав ввязывания в идеологическую борьбу,
счастливо доживали свой век в спокойном и тихом углу. Однако
ныне на «острове счастливых», как некогда самодовольно называли
австрийцы свой край, царят совсем другие умонастроения. Привычка
назначать на высшие церковные должности епископов-ретроградов вышла
церкви боком. Для многих свободомыслящих католиков последней соломинкой
стал скандал, в котором оказался замешан сам кардинал — архиепископ
Вены. Когда его обвинили в том, что он приставал с сексуальными
домогательствами к вверенным его пасторскому попечению мальчикам,
церковь, следуя древнему иезуитскому правилу «Was nichtsein darf, nicht
sein kann» («Чего могло не быть, того, пожалуй, и не было»), сначала всё
отрицала. Затем, когда жалобщики стали плодиться, точно кролики, сего
господина, чьи моральные качества были поставлены под большой знак
вопроса, тайно перевели в Германию, в женский монастырь. Новый
архиепископ вознамерился сгладить острые углы и уменьшить нанесенный
церкви вред, однако его шаги к примирению обычно тут же пресекаются
кем-то из не склонных к компромиссу церковников. Пока церковь будет
извергать из своих чресел на свет божий распущенных священников, у
многих «счастливых», судя по всему, не будет иного занятия, кроме как
ругать «остров».
|