Бельгия считается страной с давними культурными
традициями, да вот беда: нация по своей молодости еще не успела сделать
на этом поприще заметных шагов, которые бы снискали бельгийскому (не
фламандскому или валлонскому, а именно бельгийскому) искусству
известность и признание во всем мире.
Впрочем, сами бельгийцы не
сильно расстраиваются из-за этого обстоятельства. Они, вполне
довольствуясь тем, что смотрят по японским телевизорам американские
фильмы, водят французские машины и читают переведенные с английского
любовные романы, и не требуют для своей культуры более заметного места
на мировой сцене, чем то, которого эта культура заслуживает. Декоративное искусство Время
от времени из-под кровли опрятных одноэтажных городских домиков, из
благополучных сонных предместий или из затерянных в сельской глуши
деревень появляется, нарушая привычный уклад, непревзойденный гений, и
размеренная жизнь бельгийцев озаряется блеском вдохновения, великих
исканий и находок. Бельгия подарила миру художников-сюрреалистов
Рене Магритта и Поля Дельво. Если выбирать из этой пары, то живопись
Поля Дельво — обнаженные фигуры женщин, полулежащих в лунном свете на
трамвайных остановках, — больше соответствует бельгийскому духу. В
конце XIX века Бельгия стала одной из главных площадок развития
авангардного искусства. Здесь проходили выставки Сезанна, в то время как
дома его ругали и обзывали сумасшедшим. Здесь же творили
художники-символисты Жан Дельвиль, Леон Фредерик, Фердинанд Кнопф и Леон
Спилиаерт, которые создали немало загадочных, эмоционально насыщенных
полотен, черпая вдохновение в мрачноватых бельгийских ландшафтах. Лет за
двадцать до «пришествия» экспрессионизма Джеймс Энсор, родители
которого были родом из Бельгии и Англии, писал маслом причудливые,
неистовой силы картины с не менее странными названиями, например,
"Скелеты, спорящие из-за маринованной селедки". Именно бельгиец,
введя революционный по своей природе стиль «модерн», совершил переворот в
архитектуре. В 1893 году Виктор Орта построил в Брюсселе первый в мире
дом в стиле «модерн». Его мастерская и дом (ныне музей) — наглядные
доказательства несравненного гения архитектора, все помыслы которого
были заняты разработкой проектов прекрасных зданий обтекаемой формы. До
Первой мировой войны все в Бельгии были буквально помешаны на «модерне».
Этому «безумию» в свое время отдали дань ряд маститых архитекторов, в
том числе Анри ван де Вельде. Он основал в Веймаре школу искусств, позже
получившую название Баухаус. К сожалению, множество зданий в стиле
«модерн», когда мода на него прошла, было снесено, но кое-что
сохранилось до сих пор. И нет, как говорится, худа без добра — у
бельгийцев появилось новое увлечение: теперь они рыскают по всей стране в
поисках домов в стиле «модерн». Под маской добропорядочного
гражданина в каждом бельгийце скрывается экстравагантная натура, — и
пусть они не расходуют понапрасну свой пыл, отрицая этот несомненный
факт. Стоит взглянуть на установленные в общественных местах памятники,
свидетельство их склонности к причудливым, а порой и непристойным
изображениям, и все становится ясно. Да и чему тут удивляться, ведь
визитной карточкой бельгийцев, и в частности брюссельцев, фактически
стали «Атомиум» (диковинная стометровая железная модель молекулы,
воздвигнутая ко Всемирной выставке 1958 года) и фонтан "Писающий
мальчик" (небольшая бронзовая скульптура голого мальчика, пускающего
струйку воды в чашу. Каждый день его переодевают в один из 500 прекрасно
скроенных костюмов, преподнесенных в дар городу разными обществами и
иностранными правительствами. Сшитый по особому заказу костюм не мешает
мальчику отправлять свои функции фонтана). Бельгийцы никогда не
поднимают шумихи по поводу своей культуры. Она есть, и этого с них
довольно. Тот же, кто слишком кичится собой в искусстве, вызывает у них
подозрение. И они ни капельки не обмирают по своим «звездам». Магритт,
один из немногих при жизни ставших легендой художников, в своем
стремлении не выделяться из толпы доходил до крайней эксцентричности.
Он, как простой служащий, каждый день завтракал, надевал шляпу и пальто,
вешал на руку зонт, целовал перед уходом жену, затем огибал свой
квартал, возвращался домой, вешал обратно зонтик, шляпу и пальто,
поднимался по лестнице в мастерскую, надевал рабочую блузу и начинал
писать картины. Полицейские и комиксы Список выдающихся
бельгийских писателей включает в себя Мориса Метерлинка, Эмиля Верхарна,
Шарля де Костера, Мишеля де Гельдерода и Хюго Клауса, самое известное
произведение которого носит название "Печаль Бельгии". Все они почти не
известны за пределами Бельгии. Впрочем, стоит только заговорить о
массовой литературе, как память услужливо подсказывает нам два всемирно
известных имени. Во-первых, это, разумеется, Жорж Сименон, который, не
выпуская ни на секунду трубку изо рта, написал свыше 300 романов.
(Инспектор Мегрэ фигурирует в 76 из них.) Его произведения были
переведены на 87 языков, и он до сих пор является одним из наиболее
читаемых писателей в мире. Второе известное имя — Эрже, создатель
рассказов в картинках, или bande dessinee. (Его настоящее имя Жорж
Реми. Псевдоним получился из его переставленных инициалов ЖР — РЖ —
Эрже). Его самый известный персонаж — юный Тентен, разъездной репортер,
воплощение истинно бельгийского духа и идеалов бельгийского народа. Bandes
dessinees — это для бельгийцев вполне серьезно. В Бельгийском центре
комиксов (музее рассказов в рисунках) взрослые люди, словно приклеенные,
целыми днями сидят на стульях и переворачивают листы старых подшивок
комиксов. Ни смех, ни хихиканье не нарушают торжественной, благоговейной
тишины этого святилища. Телевидение Большинство бельгийских
семей принимают по кабельному телевидению более 30 каналов — из Франции,
Нидерландов, Германии, Британии и Люксембурга. Многие смотрят их, ибо
продукция, предлагаемая местными, бельгийскими, телеканалами, особого
восторга не вызывает. Государственные теле— и радиокомпании
подразделяются, как и следовало ожидать, на две категории: в одних
вещание ведут на французском языке, в других — на фламандском и
голландском. И им никогда не сойтись. Уровень новостных передач,
обзорно-аналитических программ и документальных фильмов на удивление
высок, зато развлекательные программы явно подкачали. По телевизору
только и показывают, что разжигающие в людях алчность и зависть игры,
американские фильмы, древние телесериалы и комедии, где все персонажи по
ходу действия обязательно прячутся в платяном шкафу под грудой
собственного нижнего белья. Бельгийских телезрителей (и в этом им
крупно повезло!) не доводят до белого каления рекламными передачами,
зачастую не дотягивающими до профессионального уровня. Нечасто увидишь и
постановки британских киностудий, замахивающихся на большое кино. В
таких фильмах за пресным сюжетом, в сотый раз пережевывающим
какой-нибудь классический роман, проглядывает желание англичан лишний
раз разрекламировать свои автомобили. Практичных же бельгийцев больше
интересуют технические характеристики машины, а не тот факт, что после
ее приобретения у них якобы резко повышается шанс завести любовную
интрижку на стороне. Каждая телестудия снабжает рекламные блоки
собственными заставками, столь же изысканно утонченными и
запоминающимися, как бегемот в кордебалете. Несмотря на все это, бельгийцы проводят у экрана телевизора уйму
времени. Впрочем, если поставить их перед выбором — либо «ящик», либо
вечеринка с едой и выпивкой, то решение будет не в пользу телевизора. Ночная жизнь Основной
формой вечернего развлечения жителей Бельгии является застолье, и
оттого их не так-то легко увлечь чем-то новым. Впрочем, Брюссель
славится несметным числом танцевальных площадок, а Антверпен —
оживленной клубной жизнью, столь стремительно меняющейся, что не успеет
название клуба появиться в каком-нибудь периодическом издании,
печатающем списки увеселительных заведений, а он, глядь, уже и вышел из
моды. Современные бары тоже находятся под влиянием безжалостных
капризов моды. На этой неделе бар набит "под завязку", и мелодия
рэгтайма, исполняемая посаженным здесь "для атмосферы" пианистом, тонет в
общем шуме и гаме; на следующей же — можно различить каждую взятую
ноту. Экспрессионизм, постмодернизм, ретро 50-х годов, минимализм — все
эти стили в оформлении и музыке служат одному: привлечению в бар
посетителей. В подобных местах оживление достигает своего пика по
пятницам и субботам. И совсем другую картину можно увидеть в
старых танцевальных кафе (cafesdansants). Здесь пожилые джазисты в
серебристых костюмах исполняют для вдов сентиментальные мелодии, бывшие
популярными в дни их молодости, а жиголо в ярких испанских нарядах
приглашают вдовушек на танец. Жак Брель Для большинства
бельгийцев это единственный великий певец и сочинитель, остальные
бельгийские музыканты в счет не идут. Отталкиваясь от традиций народных
песен и мюзик-холла, Брель, как фокусник из шляпы, извлекал на свет
божий песни потрясающей силы и разного настроя — смешные, жестокие,
сатирические, мечтательные, романтические, — находившие у всех отклик и в
то же время выражавшие саму душу бельгийского народа. Бельгийцы со
слезами на глазах говорят о его концертах, на которых они побывали в
юности, а, услышав по радио в очередной раз «Amsterdam» или "Ne те
quitte pas" ("Не покидай меня"), застывают на месте, позабыв о своих
делах. Песня "Le Plant Pays" ("Этот равнинный край"), где образ
Бельгии выражен языком метеосводки — классический портрет страны. Вот
третья строфа этой песни: Здесь небо так низко, что в него переходят каналы, Здесь небо так низко, что понимаешь собственную незначительность, Здесь серое небо сливается с водой, Здесь небу за его угрюмость даруют прощенье, Здесь северный ветер дует повсюду, Здесь, прислушайся, повсюду слышно его завыванье, Этот равнинный край — моя родина.
|