Немцы одержимы многими вещами, это у них такой вид
развлечения. Состояние собственного здоровья и состояние общества
являются излюбленными темами, которые обсуждаются взахлеб и подробно. И
то, и другое, по убеждению немцев, находится в полном упадке. Достаточно
взглянуть на обложку популярного общественно-политического журнала
«Шпигель», чтобы получить представление о том, как проявляется
вышеуказанное помешательство. «Импотенция растет?», «Чем больна
Германия?», «Немецкий роман умер?» – таковы типичные анонсы на обложке.
Внутри журнала темы будут рассмотрены серьезно и тщательно, с
привлечением мнения экспертов (ни один уважающий себя немец не доверяет
никому, кроме эксперта). Прочитав 10 или 15 страниц, вы после
краткого анализа этих статей, вне всякого сомнения, придете к не слишком
уверенному выводу, что все летит в преисподнюю. Вы проникнетесь
сознанием того, что немцы пребывают в состоянии кризиса, и вы будете
правы. Немцы живут в постоянном напряжении, балансируя на грани
невозможного. Кризис будоражит им кровь. Немецкие автомобили Автомобили
– еще одна страсть немцев. Немцы любят свои машины больше всего на
свете. В отличие от итальянцев, у которых на первом месте стоят дети,
немцы предпочитают держать детей взаперти, чтобы они не мешали машинам
носиться по улицам в свое удовольствие. Немецкие машины ухожены,
укомплектованы и вымыты до блеска. Только абсолютно бесчувственный
сухарь (или иностранец) позволяет себе ездить в грязном автомобиле. И он
может быть уверен, что всюду, где бы он ни появился, его будут
сопровождать неодобрительные и испепеляющие взгляды. Автомобиль
для немца не просто показатель его общественного положения, он – частица
его самого. Это даже не вопрос жизни и смерти, это гораздо серьезнее. Владелец
«опеля» смотрит на владельца «BMW» сверху вниз, а «порше», по общему
мнению, свидетельствует о сомнительном положении его владельца.
Естественно, тон задают величественные, солидные, благородные
«мерседесы», развозящие по всей стране в своем чреве драгоценный грузы:
господ профессоров, господ докторов и господ директоров. Можете не
сомневаться, что ваш автомобиль расскажет о вас больше, чем ваш кошелек. Даже
великие исторические события нашли свое символическое отражение и
запечатлелись в народной памяти в связи с автомобилями. Так, крушение
коммунизма навсегда связано в сознании немцев с «трабантами» (широко
известными как «трабисы»), которые первыми прорвались через отверстия в
Берлинской стене. Это жалкое маленькое средство передвижения,
похожее на миксер на колесиках, кажется воплощением всего плохого, что
было в бывшей ГДР. Его двухпоршневой двигатель, изрыгающий столб черного
дыма и не генерирующий фактически ни одной лошадиной силы, является
убедительной метафорой, олицетворением восточной экономики и
промышленности. Крошечный бесформенный кузов символизирует унылое
единообразие и обезличенность общественного строя ушедшего в небытие
социалистического государства. Не осталось ничего: ни территории, ни
статуса, ни пресловутой хваленой микротехники, с которой связывались
надежды на достижение столь желанного превосходства (Vorsprung). У
немцев всегда вызывала искреннее недоумение та нежность, которую
британцы проявляли к этим миниатюрным заводным монстрам. Ни один немец
никогда не стремился купить их или надолго привязаться к ним. В то время
как многие коллекционеры старых автомобилей мечтают заполучить хотя бы
один такой экземпляр, потому что уж точно никогда больше не будет
подобной машины, немцы относятся к ним как к историческому хламу,
который ассоциируется у них со всем, что напоминает о бывшей Германской
Демократической Республике.
|