Купеческие ценности Голландцы в глубине
души купцы. Несколько столетий преуспевания на этом поприще убедили их в
том, что все в мире держится на торговле. Лицемерный девиз "Handel is
bandel" ("Торговля — это всего лишь торговля") не отражает истинных
взглядов местных жителей. Продавая ртуть на золотые прииски в Южную
Америку, они сожалеют об отравившихся ею шахтерах, а, расширяя
взлетно-посадочные полосы в аэропорту, — о вредном воздействии на
окружающую среду топлива реактивных самолетов. Когда в XVII веке
торговца обвинили в поставках оружия неприятелю, он возразил: "А как бы
мы с ними воевали, если б не торговали?" Подобная логика считалась
приемлемой тогда, считается она таковой и ныне — когда в очередной раз
поднимают вопрос о продаже оборудования в Ирак. За спиной
усердного торговца стеной стоит протестантская трудовая этика. Голландцы
убеждены, что все они от рождения жалкие грешники и что этот мир создан
для труда и страданий. Даже собственную страну они создали
своими руками, отвоевав землю у моря. Недаром же ходит поговорка "Землю
сотворил Бог, а Голландию — голландцы". Потом в награду за свое терпение
они непременно должны попасть на небо. Впрочем, вряд ли тяжкий труд на
земле зачтется им в посмертной жизни — голландцы уверены, что им
придется вкалывать до седьмого пота и наверху. Их любимые пословицы:
"Arbeid adelt" ("Труд облагораживает") и "Лень до добра не доведет". Кальвин жив и здравствует поныне Протестантские
ценности настолько прижились на голландской почве, что житель
Нидерландов в большинстве случаев бывает поражен, узнав, что 35 %
населения Голландии официально принадлежат к римско-католической церкви.
Юго-восточные области издавна служили прибежищем католиков, на
остальной же территории Нидерландов (в том числе и во всех крупных
городах) преимущественно проживают протестанты. Однако на протяжении
последних столетий дух кальвинизма был в этой стране столь крепок, что
даже римско-католическая церковь поддалась ему. Католики стали столь же
трудолюбивы и привержены трезвому образу жизни, сколь и протестанты. Во
время оно католиков терпели (а как же иначе?), но молиться им
приходилось вдали от посторонних глаз, за затворенными дверьми, в
похожих на обыкновенный дом церквях. И до сих пор кажется, будто
голландские католики, хоть у них теперь есть свои школы и собственная
телевизионная станция, живут за крепким протестантским фасадом. Впрочем,
это не мешает им сотрясать основы Ватикана: они сплачивают вокруг себя
раскольников, требующих терпимого отношения к разводам и
противозачаточным средствам, а также жен для священнослужителей. Лишь
в воскресный день голландцы откладывают работу, не мучаясь угрызениями
совести. По воскресеньям они обычно играют в теннис, смотрят футбол или
выгуливают собак. А деревенские жители всем скопом отправляются в
церковь. Крестьяне, шествуя парами в шляпах и лучших воскресных нарядах,
бросают испепеляющие взоры на легкомысленных сограждан, которые в это
время катаются на велосипедах или подстригают лужайки. Грозящий перст Дух
терпимости постоянно борется за душу голландцев с духом кальвинизма.
Число голландцев, посещающих церковь, значительно сократилось. Впрочем,
им нет в том особой надобности. В голове каждого жителя Нидерландов
словно возвышается небольшая кафедра, с которой проповедник, грозя
перстом, мечет обличительные громы и молнии. Лень и неумеренность — вот
их главная мишень. Не позволить совести забыться летаргическим сном —
вот их предназначение. Зачастую этого внутреннего проповедника выпускают
для того, чтобы поучить уму-разуму других. Грязные окна,
не-gezellig поведение (которое, как правило, демонстрируют нагрузившиеся
пивом оболтусы и немецкие туристы) и расточительность напоказ — все это
так и подмывает голландцев отчитать виновников. Однако сохранение
респектабельности — вот в первый черед назначение vermanende vinger
(голл. "грозящий перст"). Это стремление казаться добропорядочным,
степенным членом общества идет из глубины души, и противиться ему никто
не в силах. Даже торговцы коноплей, и те создали собственную ассоциацию,
осуществляющую контроль качества и следящую за тем, чтобы ее члены
вовремя платили налоги. Голландцы не погрозят нарушителю
спокойствия перстом лишь в двух случаях: когда долг велит им проявить
терпимость либо когда представляется возможность получить финансовую
прибыль. Столпы общества Опорами голландского истеблишмента
являются не отдельные лица, а общественные институты. Веками голландское
общество покоилось на двух столпах (zuilen): протестантской и
римско-католической церквах. Затем, не так уж и давно, эту стройную
систему нарушило вмешательство социализма и этнических проблем. В
Нидерландах, как и встарь, университеты, профсоюзы, телевизионные каналы
и политические партии подразделяются на протестантские и католические.
Сегодня местные жители, пожалуй, не видят между ними большой разницы,
однако попытка уничтожить это деление привела бы к ужасающей катастрофе.
И особенно противятся всяческим переменам сельскохозяйственные районы. В
любой небольшой деревушке рядом стоят протестантская, католическая и
обычная школы. И хотя учеников на все местные учебные заведения не
хватает, здесь скорее предпочтут закрыть их, чем объединить. Как
ни странно стремление zuilen отмежеваться друг от друга соседствует с
верой голландцев в такую добродетель, как терпимость. Эти две
взаимоисключающие мировоззренческие позиции не только не вступают друг с
другом в ожесточенную борьбу, но и помогают сохранять gezelligbeid в
неприкосновенности. Более того, мысль о zuilen действует весьма
успокаивающе. Став членом одного из zuilen, вы избавляетесь от
соприкосновения с тем, что, по вашему мнению, является для вас чем-то
чужеродным. Отныне у вас есть все основания поздравить себя с
причастностью хоть и к отдельному, но необходимому элементу общества.
Кстати, именно потомки голландских поселенцев в Южной Африке, извратив
саму эту мысль, создали апартеид. Богатство и успех Погоня за
богатством — излюбленное времяпрепровождение голландцев. Накопление
денег — вот главная добродетель, трата же их — порок. Недаром с
голландского слово «scbuld» переводится одновременно как «долг» и
«вина». Внушительный счет в банке — доказательство того, что вы не
страшитесь в земной юдоли тяжкого труда; правда, известно об этом лишь
вам одному. Хвастаться своими сокровищами, по мнению голландцев, —
признак дурного вкуса. Обсуждение же того, кто сколько зарабатывает,
совершенно не приветствуется. Когда в одном популярном журнале
опубликовали имена десяти самых богатых людей в Нидерландах, то редакции
пришлось через неделю после выхода номера в свет приносить извинения
одному миллионеру: оказывается, они преувеличили размер его состояния.
(Правда, тому тоже пришлось с сожалением сделать заявление, что он по
богатству занимает лишь где-то четырнадцатое место.) Впрочем,
голландцы не отказывают себе в приобретении материальных благ. Нет
ничего зазорного в том, чтобы окружить себя degelijke spullen —
добротными, нужными и надежными вещами. Они могут даже быть модными, но
ни в коем случае не претенциозными. Скромный «мерседес» не вызовет
нареканий, зато на «роллс-ройс» неодобрительно покосятся. Даже самые
роскошные дома в Голландии обращены к улице неброским узким фасадом,
зато за ним, вдали от посторонних глаз, скрываются просторные покои и
уединенный парк. Классы Голландцы гордятся тем, что у них
эгалитарное, бесклассовое общество. Да, в Нидерландах есть королева, но
воспринимается она скорее как живое олицетворение burgelijke
(респектабельных буржуазных) ценностей, нежели как особа голубых кровей.
Гражданам Голландии не приходится склоняться перед ней в поклоне или
приседать в книксене. Ее корона — не атрибут власти, а просто символ. Крошечная
горстка отпрысков древних фамилий вкупе с лучшими выпускниками
старинных университетов, образуя небольшой, существующий автономно круг
бывших однокашников, занимает ключевые посты в деловом мире, крупных
банках и дипломатическом корпусе. Вся остальная Голландия, относящаяся к
постоянно разрастающемуся среднему классу, потешается над снобами и
вполне довольна собой. Здесь и специалисты с университетскими дипломами,
смотрящие по кабельному телевидению англоязычные программы, и работяги,
глотающие суп и журналы с чувственными красотками. Однако, в отличие от
англичан, и те, и другие говорят на одном и том же языке, прекрасно
понимают друг друга и играют по одним и тем же правилам.
|