Японцы не мастера развлекаться без
надлежащей причины. Они скорее не будут делать того, что связано с
ничегонеделанием. Это не в их привычках. Даже в выходные дни они
стремятся получить законное удовлетворение от собственных достижений.
Любая внезапная пауза вызывает у них резкий испуг перед переменами в
жизни. Спорт на измор Хорошими спортсменами восхищаются. Но
хорошие результаты требуют немалых жертв. Школа предлагает на выбор
разные виды спорта сверх программы: бейсбол, футбол, баскетбол, большой
теннис, настольный теннис, плавание, лыжи, дзюдо, каратэ, кэндо.
Цель педагогов – отнюдь не удовольствие. Спорт должен закалять
характер, воспитывать дисциплину и учить подчинению. Тренировки очень
суровы. Спортивная иерархия беспощадна. Тренер – высший авторитет,
остальные «выстраиваются» по старшинству. Самые молодые носят тяжелую
экипировку и проводят всю подготовительную работу для тренировок и
состязаний. Квинтэссенция японской психологии – экидэн,
эстафетный бег на длинную дистанцию. Свои собственные эстафетные
команды есть в колледжах, университетах и на фирмах. Бегуны выбиваются
из сил, доводя себя до полного изнеможения, чтобы скорее достичь места,
где его ждет сменщик. Насквозь промокший от пота пояс команды передается
от бегуна к бегуну. Это символ единства, он сплачивает команду и
поднимает боевой дух. Эстафета может продолжаться до пяти часов, пока не
финиширует последний бегун. На протяжении всего маршрута стоят толпы
людей, которые машут бегунам и подбадривают их криками. Те, кто не могут
присутствовать лично, смотрят состязание по телевизору, и каждый японец
считает экидэн захватывающим и увлекательным зрелищем. Именно
из-за духа самопожертвования японские компании охотно берут на работу
молодых выпускников вузов, которые провели больше времени на спортивных
площадках, нежели в аудиториях. Те умеют быть вежливыми и
исполнительными, – а это качества, которые ценятся в корпорациях. Однако
ситуация постепенно меняется. Япония входит в новое тысячелетие, и
наниматели начинают искать творческие таланты, а не послушных бойцов. И
еще: по мере того, как спортсмены начинают ценить себя, а не заниматься
самоуничижением и самоотрицанием, успехи Японии на международных
состязаниях становятся все ощутимее. Старшее поколение японцев
играет в гольф или большой теннис. Фирмы и учреждения проводят прекрасно
организованные состязания с подарками победителям и ответными подарками
побежденным. Только нужно очень постараться и не попасть в лунку с
первого раза, поскольку такое везение может стать для вас настоящей
катастрофой: вам придется делать щедрые подарки всем, кто услышит об
этом. Такая практика – отражение групповой психологии: нельзя выделяться
из массы и быть счастливчиком в одиночку. Удачу должны разделить все. Каким бы спортом вы ни занялись, вы должны выглядеть, как
профессионал. Нельзя взять напрокат пару клюшек и пойти играть в гольф в
дачных штанах. Если вы увлеклись велосипедным спортом, то у вас должна
быть экипировка как у победителя международных гонок «Тур де Франс».
Лыжи тоже требуют своего «прикида» – как у мастера сверхскоростного
спуска, а воскресная партия в теннис не может состояться без пары
фирменных ракеток и сшитых по последней моде шорт, рубашки и головной
ленты. Вложения в любой вид спорта так значительны, что лишь немногие
бросают спорт после нескольких тренировок, даже если им все
разонравилось: слишком уж велики затраты, чтобы выглядеть «на уровне». Игра соло При
том что японцы отличаются невероятной стадностью, некоторые вещи они
предпочитают делать в одиночку. Например, забавляться с караоке. Караоке–
одно из немногих чисто японских изобретений, которое стоит на 4-ом
месте среди излюбленных занятий японцев (первое – рестораны, второе –
путешествия по стране, третье – вождение автомобиля). Кара означает
пустой, а оке (правильнее: окэ) – сокращение от слова
«оркестр». Без певца оркестр пуст, а это прекрасный повод схватить
микрофон и присоединиться. Никто вас не услышит, так что вы можете
упиваться блаженством в полном одиночестве. Компьютерные игры – еще одно «сольное» развлечение. И все же обе эти забавы меркнут рядом с патинко,
супер-сольным времяпрепровождением у игровых автоматов. Хотя некоторые
предпочитают залы, предлагающие розовые кресла специально для парочек,
большинство играет в одиночку. Многочисленные ряды японцев и японок всех
возрастов и внешних данных, великолепных в своем отрешении, сидят перед
игровыми автоматами практически без движения. Все их существо
сконцентрировано на управлении рычагами. Глаза горят, лица абсолютно
бесстрастны, время замерло. Настоящее мастерство игры состоит в
умении определить, какой из автоматов в каком игральном зале и в какое
время дня даст вам наилучший шанс. Одни убеждены, что лучше всего играть
сразу после открытия, чем и объясняются очереди перед залами патинкос
утра пораньше – до 10 часов утра. Другие верят, что новые автоматы
послушнее старых, и это придает большую популярность только что
открывшимся новеньким залам. У каждого игрока есть своя формула успеха и
свой метод. В настоящее время в Японии около 18 тысяч залов с
игровыми автоматами. В 1995 году их владельцы заработали больше, чем
хозяева сети игральных автоматов в Дании, Норвегии и Финляндии вместе
взятые. Постоянное общение с другими, ощущение членства в группе
настолько психологически тяжело, что японцы ищут «сольной» деятельности,
где бы они зависели только от себя, – хотя бы ментально, если не
физически, – и могли забыть о своих социальных обязанностях. Неважно,
что выигрывают они всего лишь пакетик моющего средства или кассету с
песнями Фрэнка Синатры. Моя машина – моя крепость Для японца его
машина – его крепость, и это отнюдь не преувеличение. Покупка нового
дома в Японии обходится в такую баснословную сумму, что люди идут на
компромисс, покупая вместо дома машину. Японский бизнесмен может жить в
крошечной арендуемой квартирке, где-нибудь у черта на куличках, но при
этом будет гордиться собственным «БМВ» последней модели – тогда он хотя
бы наполовину счастливый человек. Многие годы подавляющее
большинство японцев предпочитало машины белого цвета – цвета
девственности – как воплощение чистоты. Теперь вкусы стали более
разнообразными, но любовь к сверкающим, без единого пятнышка машинам –
будь они красными, черными, или зелеными, – жива. (Первое, на что японцы
обращают внимание за границей, так это жалкий внешний вид автомобилей.
Японскому глазу они кажутся невымытыми, скверно покрашенными и абсолютно
неухоженными. Сердце японца страдает при виде этих бедняжек.) Помимо
технических качеств, производители автомобилей уделяют немало внимания
нуждам самих водителей. Например, рычаг, регулирующий положение сиденья,
который позволяет мягко откатываться вперед или назад, расположен сбоку
от сиденья. Это особенно важно для женщин, которые не любят
наклоняться, чтобы достать металлическую ручку регулировки, помещенную
между ног. Средства информации Японцы – настоящие телеманы. У некоторых портативные телевизоры установлены даже в машине. Качество
телепрограмм сильно варьируется. NHK - японское Би-Би-Си – страдает в
поисках своего лица, так как пытается угодить всем и каждому. Частные
телеканалы жестоко конкурируют друг с другом за право быть первым среди
равных, в целом без особых результатов. Телереклама потрясающе
изобретательна, хотя далеко не всегда отличается изысканным вкусом. Японцы
также читают массу газет. Большинство семей имеет свою любимую газету,
которую им доставляют к входной двери каждое утро; в среднем показатель
по стране – 1, 2 газеты в день. В Японии пять основных газет большого
формата, причем у каждой есть утренний и вечерний выпуск. В них можно
найти все и на любой вкус: письма, стихи, романы с продолжением, статьи
по искусству, литературе, кулинарии, музыке, а также о театре, спорте,
моде, общественных проблемах, экономике, политике, международном
положении и, конечно же, газетные утки и скандалы. В сезон цветения
вишни – в апреле или мае – газеты ежедневно публикуют данные о победном
марше цветения сакуры, чтобы люди могли планировать свои поездки для ханами
(любования цветущей вишней) с точностью до дня. Малоформатные
бульварные газетенки и спортивные ежедневники тоже вполне
профессиональны, хотя не слишком нравственны в мире подавляющей
политической корректности. Такие издания покупают в киосках и,
просмотрев, оставляют в электричке. Путешествия по белу свету Путешествие
за границу, особенно на Запад – событие, исполненное для японца особого
смысла. Они жадно хватаются за любую возможность. Ведь это шанс
выскользнуть из сетей непрестанного общения и постоянного, бдительного
внимания домашних и отправиться в страны с божественными оперными
театрами, знаменитыми музеями и огромными просторами, на которых легко
дышится. Ну, правда, не безгранично огромными – ведь всегда хочется
иметь рядом родственную душу. Тогда можно наслаждаться обоими мирами
сразу – привычной поддержкой и временным раскрепощением. Все
больше молодых пар играют свадьбы за границей. Гавайи и Австралия
возглавляют список, но Америка и Италия также пользуются популярностью.
Менее 1% японцев исповедуют христианство, но это же так шикарно –
обвенчаться в церкви или часовне, особенно за рубежом! А какая экономия!
Ведь отъезд – превосходный предлог, чтобы не приглашать на свадьбу
никого из сослуживцев. Даже непосредственного начальника. Еще
один повод для путешествий – возможность полакомиться. Японцы обожают
экзотическую еду и напитки. Журналы и телевидение охотно рассказывает об
опыте смелых молодоженов, соблазняя новых кандидатов. Вам расскажут в
деталях о каждом укромном местечке, куда еще не ступала нога японца.
После чего в подобные экзотические места устремляются все. Итак,
японец отправляется за границу, экипированный всем необходимым (об этом
позаботится его мама), – в первую очередь всевозможными путеводителями
типа «Как ходить по земному шару», плюс вырезками из журналов, например
«Фигаро-Джапон», где четко и ясно написано, что нужно есть, где
остановиться и что смотреть. Японцы просто обожают инструкции. Если
достаточно прилежно изучить всю информацию, то обнаружится, что все
давным-давно для вас открыто. «Мировой рецепт» правильного странствия по
миру готов, остается только строго его придерживаться, не подвергая
критике и сомнению. Изучение маршрута нужно завершить до отъезда, самое
позднее в самолете. Как только вы прибыли в пункт назначения, нельзя
терять ни секунды на чтение туристической литературы – ведь вы приехали
не читать, а смотреть, изучать, фотографировать и, разумеется, покупать. Если
вы странствуете, чувство долга обязывает вас купить какие-нибудь
сувениры вашим знакомым. Эти презенты, зачастую съедобные, называются омиягэ.
Приобретать их обязательно, где бы вы ни оказались – в Японии или за
морем. Даже если вы едете в однодневную командировку на скоростном
экспрессе «Синкансен», все равно продавщицы будут катать по проходу тележки с амиягэ
из тех мест, где поезд даже не делает остановки. Ничего не скажешь:
веская причина для покупки сувенира коллегам – проскочить какой-нибудь
полустанок на скорости 100 миль в час! При выборе сувенира не так
важно качество, как цена. Слишком дорогой сувенир обяжет одариваемого
отдариться столь же дорогим подарком, когда придет его черед
путешествовать. В этом причина популярности пустяковых вещиц,
производящихся в массовом порядке. Туристам все равно, пригодятся ли
людям пять одинаковых маленьких брелочков или кошельков, которые они
приобрели. Ведь нужно просто соблюсти обычай и не поставить никого,
включая себя, в неловкое положение.
|