«Свое» и «чужое» в жизни японца По
отношению к иностранцу японцы могут вести себя так, как никогда не
поступят с японцем. За границей они с легкостью сделают такое, чего ни
за что не позволят себе на родине. А все потому, что у них четко
разграничены понятия «учи» (то, что внутри, – «свое») и «сото»
(то, что вовне, – «чуждое»). Чтобы пользоваться уважением и заботой
окружающих, иными словами, иметь достойный статус среди японцев, вы
должны быть учи – «своим». В противном случае вам особенно не на что рассчитывать: ведь вы чужак, сото,
а потому в лучшем случае заслуживаете снисходительного пренебрежения.
Вас просто не замечают. Для японцев иностранцы – безусловно, сото в подавляющем большинстве случаев. Япония – учи, заграница – сото,
поэтому за морем вы вправе вести себя как угодно. Ведь дома об этом все
равно никто не узнает. Меткая поговорка гласит: «Никто не вспомнит о
том, что случилось в пути». Япония – островная страна, окруженная
бурным, опасным морем, а потому японцам веками удавалось сохранять
чистоту нации. Свою гомогенность, расовую однородность они, безусловно,
считают огромным плюсом; многие фразы начинаются со слов: «Мы, японцы…» –
как будто все японцы думают и поступают абсолютно одинаково. Географические
условия Японских островов искони влияли на характер их обитателей. Из
древнейших дошедших до нас хроник (около 6 века н.э.) ясно, что
население в ту эпоху было уже достаточно большим, во всяком случае, для
уединенной отшельнической жизни оставалось не так уж много шансов. В 10
веке Киото, древняя столица Японии, являлся весьма крупным городом,
возможно, даже входил в первую тройку самых больших городов мира. Японцы
всегда жили очень скученно, так что сама идея индивидуальности,
независимости от соседа, от других людей начисто стерлась из сознания
нации. Только входящему в категорию учи японец
доверит свои сокровенные тайны. С просто знакомыми он ограничится
разговорами о погоде. Смешение «жанров» невозможно ни при каких
обстоятельствах. Например, японец всегда сделает вид, что не замечает
незнакомого человека в углу лифта или коридоре. Дверь захлопнется перед
носом, острый локоть двинет кого-то под дых, а тяжелый кейс оставит на
коленях соседей внушительные синяки, – и никто даже не извинится. Но
если вы знакомый, а тем более, клиент, то перед вами расстелют ковровую
дорожку. К подобным метаморфозам сами японцы относятся как к должному. Учи и сото
разделяют мир на удобные подконтрольные сектора. Это способ
самосохранения. Конечно, японцам с детства внушают мысль о необходимости
заботиться и любить друг друга, но ведь невозможно же заботиться и
искренне любить решительно всех и всегда, так что возникает вопрос
приоритетов. И учи, конечно же, главнее. Это же так естественно, что чужие проходят в последнюю очередь! Японцы
– стадные гомо сапиенсы. Они просто не способны жить в одиночку,
полагаясь только на себя. Если вы достаточно независимы, чтобы плевать
на мнение и действия окружающих, то различия учи – сото
не имеют особого значения. Но если условием выживания является членство
в какой-либо" общественной группе, то быть «своим» у «неправильных»
людей просто катастрофично. Так что «свое» и «чужое» для японца – весьма
и весьма серьезные понятия. Взгляд на других Для японцев все неяпонцы – гайдзин. А иностранцам никогда не удастся стать такими же, как японцы. Термин
«комплекс иностранца» в ходу на Японских островах. Ведь иностранец –
это типичный европеец с длинными ногами и, как правило, светловолосый и
голубоглазый. Многие годы в противоположность западному недоумению: «Ну
почему они не могут быть такими как мы?», – японцы вопрошали себя: «Ну
почему мы не можем быть такими же как они?». Многие японцы красят волосы
в каштановый цвет и носят контактные линзы, делающие их глаза голубыми.
А некоторые японки даже пользуются специальным кремом, чтобы их соски
приобрели более нежный розовый оттенок. Западные актеры, модели и
рок-звезды, считающиеся верхом внешней привлекательности, раскручиваются
средствами массовой информации для рекламы всего, чего угодно: от
автомобилей до микстуры от кашля. Это стильно и престижно – иметь
западную внешность. Производители вовсю используют этот психологический
фактор для повышения продаж, и любые новые товары представляются широкой
публике как «уже приобретшие популярность» в Европе и Америке. Любовь
японцев к Америке имеет глубокие корни. На вопрос: «Кем бы вы предпочли
родиться, если бы появились на свет заново?» – 30% опрошенных ответили:
«Американцем». Английский язык просочился в каждую щелочку их
повседневной жизни, хотя и в весьма специфичном, японизированном виде.
После изнуряющего занятия в спортивном зале японец обязательно выпьет
банку «Pocari Swea», чтобы восстановить в организме водный баланс.
Проголодавшись, он отправится перекусить в ресторанчик фаст-фуд под
названием «Happy More». Став безработным, побежит в местное отделение
биржи труда «Hello Work». Соседи на азиатском континенте в
последнее время тоже начали интересовать японцев. Как британцы говорят,
что хотят съездить на каникулы в Европу, так и японцы рассматривают
континентальную Азию скорее как объект для экзотического путешествия,
нежели целостный мир, к которому они сами принадлежат. Однако постепенно
отношение меняется: японцы носят азиатскую национальную одежду,
лакомятся континентальной кухней и занимаются бизнесом и прочими вещами,
имеющими отношение к Азии. Школы иностранных языков множатся,
как грибы после дождя. Каждая радиостанция дважды в день (кроме
воскресенья) передает двадцатиминутный урок иностранного языка – в том
числе английского, французского, немецкого, итальянского, испанского,
русского, а также китайского и корейского. Вследствие столь
усердной учебы и обилия путешествий японцы решили, что знают окружающий
мир много лучше, чем иностранцы когда-либо узнают Японию. А потому любой
иностранец, говорящий по-японски и выказывающий восхищение перед
японской культурой, немедленно получает прозвище «ханна гайдзин»
– странный иностранец. Все японцы убеждены, что иностранцам их не
понять, а вот японцы способны изучить иностранцев – надо только хорошо
потрудиться. Взгляд на себя Если вы умудрились получить
незамедлительный и недвусмысленный ответ на вопрос: «Какими японцы видят
себя?», – значит, ваш собеседник не настоящий японец. Ибо зачем
облекать в слова то, что понятно и без объяснений? Кому нужны эти четкие
демаркационные линии? В японском сознании одно понятие незаметно
перетекает в другое. Слишком четкие определения – источник
потенциального риска разойтись во мнениях. В Японии не любят прямых
вопросов так же, как и прямых ответов. Крайне редко японец скажет вам
четкое «да» или четкое «нет». Нормальной реакцией будет скорее «Ма» или «Ма-ма»,
что в переводе означает что-то вроде «Ну-у, как бы это сказать…»,
«Пожалуй, что да…» или «Более или менее». А потому японцы воспринимают
вопрос: «Каково это – быть японцем?» – как вызов. Многие японцы доживают
до глубокой старости, так и не задавшись этим вопросом. Один
японский чиновник весьма своеобразно объяснил разницу между японцами и
европейцами. Он сравнил японцев с аналоговыми, а европейцев – с
цифровыми устройствами. Механические часы дают правильную информацию
только тогда, когда вы рассматриваете в едином комплексе большую
стрелку, маленькую стрелку и циферблат. Ни одна из указанных
составляющих сама по себе не скажет вам, который сейчас час. Более того,
по механическим часам вы можете определить, что в данный момент
половина четвертого, а вот через пять минут будет без двадцати пяти
минут четыре. Чтобы часы исправно показывали время, стрелка должна
логически и регулярно совершать вращение на циферблате. Японцы
воспринимают себя как части механических часов, которые всегда в
гармонии между собой и движутся по жизненному курсу в соответствии с
законами логики. Электронные же часы сообщают точное время в данный
конкретный момент, однако эта информация никак не связана с предыдущей
или последующей информацией и совершенно дискретна. Благоприятный имидж Несмотря
на стремление не выделяться внешне, в душе большинство японцев одержимо
своеобразной гордыней. Они лезут из кожи вон, чтобы казаться
аккуратными, трудолюбивыми, способными оправдать возложенное на них
доверие, каким бы трудным ни оказалось задание. Но идеал – это скрытая
мудрость и проницательный ум. «Мудрый ястреб прячет свои когти», –
гласит пословица. Оборотная сторона гордыни – самоуничтожение. Именно
до такой стадии они доводят себя в работе, спорте и даже в
развлечениях. Когда мир покритиковал японцев за чрезмерное трудолюбие,
они создали телевизионные программы, объясняющие, как надо развлекаться
во время выходных, и эти передачи по выходным прилежно смотрела вся
страна. Из страха показаться бездельниками многие японцы
отказываются брать отпуск. Чтобы вынудить своих работников
воспользоваться положенным отпуском, отчаявшиеся боссы изобрели
единственный способ заставить служащих отдохнуть хотя бы несколько дней в
году. Они вообще закрывают фирму на какое-то время, обрекая десятки
тысяч трудоголиков на унылые, полные безысходной тоски и ужаса перед
призрачным увольнением «каникулы».
|