Японская система образования как блины печет
молодых людей, прекрасно разбирающихся в математике и технике. В 1994
году 95, 7% юношей и девушек пошли учиться в колледжи. Около 40% молодых
японцев и 20% японок поступили в университеты. Тем не менее официальное
образование в Японии не стимулирует творческое воображение. Школа – это
место, где большинство учеников получает определенный набор фактов и
определенный уровень знаний в определенный отрезок времени. Школа – это ад В
обществе, где каждый должен быть похож на всех, малейшее отличие
становится поводом для издевательств и преследований: например, неуспехи
в спорте или провал на экзамене, или даже факт проживания с семьей за
границей. Издевательства (идзим)– настоящая проблема в
Японии, особенно в школах. Ученики компенсируют свое напряжение тем, что
избирают жертву среди своих школьных товарищей и превращают ее в объект
для насмешек и физических мучений. В 1995 году было отмечено 60 тысяч случаев идзим
в начальной, средней и высшей школе. Порой травма оказывалась столь
сильной, что школьники отказывались посещать класс. Оскорбления,
насмешки, бойкот, вымогательство – список не слишком приятен. Учителя
тоже позволяют себе оскорблять учеников, причем иногда в физической
форме. Нередко жертвы школьных садистов кончают жизнь самоубийством. Пытаясь предотвратить идзим, некоторые школы стали возвращать ученикам экзаменационные работы, не проставляя оценок. Экзамены – это ад Попасть
в университет – вот к чему стремятся все японские дети. Университетское
образование – необходимое условие для получения хорошей работы. Как
только цель определена, все начинает прокручиваться назад. Чтобы
попасть в хороший университет, нужно ходить в хороший колледж. Чтобы
попасть в хороший колледж, нужно ходить в хорошую среднюю школу. Хорошая
средняя школа невозможна без хорошей начальной школы, а хорошая
начальная школа подразумевает специальный детский сад. В специальный
детский сад невозможно попасть без специального (и очень дорогостоящего)
обучения в многочисленных частных заведениях (дзюку), которые существуют для одной единственной цели – протащить детей через все вступительные экзамены. Поскольку
подобное вспомогательное обучение на каждом уровне образования является
насущной потребностью и средством достижения заветной цели, его уже
сложно считать вспомогательным. Дети, которые намерены заниматься
серьезным делом, в альтернативной школе так сильно обгоняют школьную
программу, что им нет нужды слушать разглагольствования учителей на
обычных занятиях. В классе они делают домашнее задание для дзюку. Или спят, поскольку у них не хватает сил на посещение двух школ ежедневно. Если
вы провалились на экзаменах в университет, несмотря на подобную
24-часовую подготовку, альтернативная школа мгновенно становится
основной. В дзюку есть ежедневные курсы для молодых
абитуриентов, намеревающихся вновь сдавать экзамены в университет на
следующий год, а также через год. Вы обречены посещать дзюку, пока не добьетесь поставленной цели. Университет – это стартовая площадка Повторные
попытки поступления в вуз стоят затраченный усилий, ибо однажды вы
наконец попадаете в университет – и ада больше не существует. Японский
университет с лихвой вознаградит за пролитые ради него пот и слезы.
Экзамены во время сессий – по большей части формальность. От докладов
тоже требуется форма, а не содержание. Можно целыми днями играть в
теннис и все равно получить диплом. Студенты университетов с
мобильными телефонами в руках бегают с мероприятия на мероприятие:
занимаются спортом, музыкой, искусством, театром, ходят на всевозможные
курсы, подрабатывают на стороне. Дружеские связи, которые заводятся в
этой стране академического безделья, частенько поддерживаются всю жизнь,
а романы частенько кончаются браком. Но это не совсем рай. В
реальности это стартовая площадка, на которой вы ожидаете запуска в мир
взрослой Японии. Если вы выбрали неверную траекторию, она может снова
вернуть вас в ад. |