Запретные темы Шведы считают себя народом
самых широких взглядов, едва ли не самыми свободомыслящими людьми на
свете. Они уверяют, что только в Швеции можно без всякого стеснения
обсуждать абсолютно любую тему, будь то секс, деньги, кровосмешение или
эвтаназия. Но не принимайте эти уверения целиком за чистую монету,
поскольку, например, рассуждать о чертах характера других народов (за
исключением норвежцев) абсолютно недопустимо. Что касается самой
Швеции и населяющего ее народа, то шведы охотно рассуждают на эти темы,
позволяя себе весьма критические и строгие суждения. Но позволяют себе
это лишь тогда, когда находятся в своем собственном кругу И если вдруг
окажется, что в их шведскую компанию затесался иностранец, то разговор
тут же перейдет в иное русло: речь пойдет о совершенстве шведов и об
абсолютном отсутствии у них каких-либо отрицательных черт, и о
достоинствах шведского образа жизни. Особенным неприятием пользуются
любые попытки иностранцев рассказывать шведские анекдоты о самих шведах.
Попробуйте на какой-нибудь шведской вечеринке повеселить общество,
скажем, такой вот историей: Один человек спрашивает товарища: "Как ты думаешь, чем питаются каннибалы-вегетарианцы?". Тот отвечает: "Шведами, конечно". После этого можете быть уверены: в этот дом вас больше не пригласят. Язык жестов Единственной
ситуацией, в которой можно увидеть шведа отчаянно жестикулирующим, это
когда он пытается отбиться от ос, осаждающих место, облюбованное им для
пикника, или отгоняет в лесу охочих до его диетической крови комаров. Одна
из самых крупных проблем, которые шведам приходится постоянно решать, —
это что делать с собственными руками и куда их девать. Раньше за столом
руки можно было занять сигаретой или ножкой бокала, но когда курение и
употребление алкоголя вышли из моды, а рукам по-прежнему требовались
какие-то приключения, острота проблемы вновь усилилась. Наверное, именно
поэтому от юных шведов строго требуют держать руки на поверхности стола
и в пределах прямой видимости. Любителей всевозможных
конференций и всяких публичных говорилен отправляют на эти тусовки
отчасти и для исследования вопроса о том, что надо делать с руками.
Скрещивать руки на груди нехорошо, потому что такая поза выглядит
слишком оборонительной, подпирать руками бока — тоже поза неподходящая,
слишком уж агрессивная. Манера держать руки в карманах считается слишком
вызывающей. Те шведы, которые считаются овладевшими мастерством
справляться с руками, обычно сопровождают беседу каскадом
нескоординированных телодвижений и жестов, похожих на те, что люди
бывалые видели у исполнителей индонезийских танцев. Ругательства Однажды
на одном официальном обеде в шведском посольстве жену присутствовавшего
там шведа, канадку по национальности, спросили, говорит ли она
по-шведски. "Да, конечно. Я учусь шведскому у моего мужа", — ответила
она и для вящей убедительности добавила к сказанному: "Satans djavalar i
helvete!". Услышав это, посол поперхнулся шампанским, а оживленная было
до того момента беседа тотчас же затихла, сменившись леденящей душу
тишиной. Всему виной была фраза, произнесенная по-шведски героиней этой
истории, фраза, которая всего-то и означала: "Дьяволята чертовы в
пекле!". Поскольку шведы не очень религиозны и в основном
настроены агностически, может показаться весьма удивительным, что самые
употребительные и крепкие шведские ругательства — это слова, связанные с
понятиями, пришедшими из религии: небесами и адом, — а не замешенные на
сексе или прочей анатомии с физиологией. При всем своем прохладном
отношении к религии, шведы сохраняют убеждение в том, что все неладное
происходит исключительно из-за вмешательства нечистой силы, и,
чертыхаясь и называя жителей преисподней по имени, согласно проверенному
лютеранскому обычаю, их можно поставить на место. Формы обращения Как
и в большей части языков, в шведском существуют две формы обращения к
собеседнику: вежливая, на «вы» (ni), и неформальная,
дружески-фамильярная — на «ты» (du). Как только получили широкое
распространение автомобили, а вместе с ними участились и
дорожно-транспортные происшествия, пробки и прочие подобные
неприятности, употребление формы «вы», сопровождающееся угрожающим
покачиванием указательным пальцем, стало основным способом нанесения
оскорбления. Личное местоимение, ранее носившее строго официальный
характер и предельно вежливый подтекст, приобрело резко агрессивную
окраску и во избежание лишних конфликтов оказалось в 50-е и 60-е годы
практически вытесненным из обычного обихода. Но поскольку в
разговоре между не слишком близкими людьми нужно было соблюдать
некоторую вежливую дистанцию, пришлось прибегать к ухищрениям. Так,
например, в оборот вошли формы, использующие некую форму пассивного
залога или третьего лица. Вопрос "Не собираетесь ли вы в этом году в
Акапулько?" мог звучать примерно так: "Как обстоит в этом году дело с
поездкой в Акапулько?" (Ответ на такой вопрос мог бы быть дан и в таком
духе: "Нет, в Акапулько я не ездил в прошлом году. В этом году я не
поеду на Гавайи".) К 70-м годам шведы несколько устали от этой
синтаксической пытки и, пользуясь наступлением демократической
эгалитарной волны, повсеместно начали обращаться друг к другу на «ты».
Однако более пожилые люди так и не сумели приспособиться к подобному
панибратству и относились к тем, кто «тыкал» всем подряд, с нескрываемым
презрением. К 80-м годам, когда эгалитарная волна спала, «ni» как
вежливое обращение с прежним своим значением стало возвращаться в
языковой оборот. Время и уменьшение числа ДТП все-таки сделали свое, и
уважительная форма обращения на «вы» была реабилитирована и
восстановлена в правах.
|