Про успешно действующие космические корабли и станции
говорят, что их системы — системы жизнеобеспечения и прочие —
функционируют нормально. Про Швейцарию тоже можно сказать, что все
системы и подсистемы ее общественного устройства работают хорошо — в
этом-то и кроется причина ее успешного развития. Самоотверженно и упорно
трудиться, проявляя превеликое усердие, прилежание и производительность
— этого еще недостаточно, считают швейцарцы. Нужно, чтобы
безукоризненно и четко работали все поддерживающие существующий
социальный уклад нормы, правила, институты и установления. Ни
один швейцарец никогда не возьмется за дело — будь то работа, бизнес или
досуг — пока как следует не «обставится» соответствующими справками,
разрешениями, сертификатами, заключениями экспертов и прочими
документами. Все эти бумаги должны обустроить его отношения с окружающим
миром — как одушевленным, так и неодушевленным — так, чтобы все
задуманное успешно осуществилось, чтобы все прошло, как говорится, без
сучка без задоринки. Швейцарец должен быть подготовлен ко всем
неожиданностям. И все существующие в стране службы и институты контроля
должны ему в этом помочь. Ну, например, каждый зарегистрированный в
Швейцарии автомобиль после трехлетней эксплуатации подлежит
обязательному — и весьма строгому — техосмотру буквально каждый винтик
машины при этой процедуре подвергается тщательнейшей проверке.
Естественно, скрупулезные швейцарцы, чтобы без проблем получить заветный
талон, столь же тщательно к такой проверке готовятся. Именно поэтому их
автомобили, даже состарившись, вряд ли выйдут из строя. Проверки на дорогах Езда
на машине по швейцарским дорогам — улицам, шоссе, автобанам — это тоже
своего рода система — система правил, как писаных, так и неписаных. А
весь процесс автомобильного движения по дорогам просто вписан в эту
систему. Никакого места для проявления индивидуальности здесь нет. Даже
превышение скорости подчинено негласному регламенту: автотранспорт
движется синхронно — на 5 километров в час быстрее, чем это предписывают
официальные правила (при превышении в 6 км/час автоматически включаются
контрольные видеокамеры службы движения). Ехать медленнее — значит
стать, мягко говоря, объектом критики со стороны других водителей,
особенно следующих позади. В таких случаях они начинают, как здесь
говорят, «наступать на хвост» тому, кто тормозит колонну — то есть
просто прижимаются к нему поближе, заставляя прибавить скорость.
Единственный способ самовыражения, который позволяют себе в остальном
вполне законопослушные швейцарские автолюбители, — это отношение К
ремням безопасности. В городах ими пользуются только 52 процента
водителей — большинство, но небольшое. А в италоязычной и франкоязычной
частях страны, где жители более склонны к индивидуализму,
«непривязанных» (а, может быть, «отвязанных») водителей еще больше, чем
видно из среднего по стране показателя. Отлавливание водителей, не
пользующихся ремнями безопасности — хороший источник пополнения доходов
казны. Полиция постоянно охотится на нарушителей и исправно взимает с
них штрафы. Штрафы, надо сказать, весьма немалые. Вот так, с
одной стороны — дорожная полиция, с другой — собратья-водители. Так что
доля человека за рулем в Швейцарии далеко не легка. Кроме того, для
получения водительских прав швейцарским автолюбителям приходится пройти
очень сложные испытания. Более того, они и впоследствии — с интервалом в
несколько лет — многократно сдают автоэкзамены. Каждый экзамен состоит
не только из практической части, которая проходит непосредственно за
рулем, но и ответов в письменном виде. И даже при такой серьезной
подготовке и при, казалось бы, врожденной дисциплинированности
швейцарцев автомобильные аварии отнюдь не редкое явление на швейцарских
дорогах. По-видимому, под давлением сдерживающих факторов водители порой
делаются слишком нервозными и нетерпеливыми. Многие велосипедисты в Швейцарии считают мостовую слишком опасной, и
если на улице нет специальных велосипедных дорожек, они иногда выезжают
на тротуар. При этом они рискуют заплатить 40 франков штрафа. А пешеход,
посягнувший на велосипедную полосу, потеряет 10 франков, если
полицейский его засечет. Еще один источник пополнения казны
власти видят в выпуске официальных формуляров и их продаже, а также в
выдаче справок. Ну, вот, скажем, удостоверение для ни в чем не повинного
гражданина, на котором была бы засвидетельствована его невиновность.
Такой документ может требоваться либо для приема на государственную
службу, либо для того, чтобы снять жилье в приличном месте, либо,
наконец, просто чтобы повесить в рамочке на стенку. Стоит такой
сертификат невинности от 15 до 20 франков. В нем указывается, например,
что держатель сертификата не имеет судимости или приводов в полицию, то
есть у него нет уголовного прошлого. По крайней мере, пока еще он не
попался.
|