Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.05.2024, 01:22:08
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

19:32:01
ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
 Конфликт Чацкого и фамусовского обще­ства — художественное воплощение главного конфликта эпохи. Столкновение «века нынеш­него» с «веком минувшим», лагеря феодальной реакции, защитников самодержавно-крепост­нического строя с лагерем передовой дворян­ской молодежи, сторонниками свободомыслия, просвещения, демократических реформ отра­жено в комедии «Горе от ума» в образах Чац­кого, Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Хлес-товой и других персонажей.
В произведении. исторически точно воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи. Крити­ки отметили достоверность деталей быта и со­циальной психологии московского дворянства: «Запечатленные им исторические процессы были схвачены глазом художника почти что с научной точностью». Герои не просто озвучи­вают политические идеи. Это полнокровные, узнаваемые образы, их внутренний мир, харак­теры раскрываются в процессе развития кон­фликта с художественной убедительностью. Современники даже узнавали в действующих лицах комедии реальных людей, настолько психологически верны были портреты героев. Но Грибоедов все же не списывал с натуры своих персонажей, он не журналист, а худож­ник, и однозначных прототипов у героев коме­дии нет.
Автор изобразил не отдельных людей, а а прекрасное знание жизни и талант драматурга сделали их близкими к действи­тельности. Чацкий — человек умный, образованный, с обостренным чувством собственного досто­инства и сознанием общественного долга. Он принадлежит к лучшей части дворянства, поставившей целью жизни демократическое преобразование общества, к тем, кого призы­вал Пушкин: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы». В его образе Грибоедов воспел «самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвы­шенной юности» (Герцен). Чацкий пропове­дует независимость личности («вольнее вся­кий дышит и не торопится вписаться в полк шутов»), безупречно честную службу во благо общества, должное тем, «кто служит делу, а не лицам». Общественная деятельность, безусловно, увлекает у которого уже была «с министром связь» (правда, закончилась она разрывом).
Неукротимая жажда деятельности на пользу отечеству вступает в противоречие с необходимым для службы и карьеры подхалимством: «Слу­жить бы рад, прислуживаться тошно». Высо­кое понимание чести и долга было свойствен­но всей передовой дворянской молодежи то­го времени. Свободный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимое и гордое достоинство вместо лести — эти моральные принципы Чацкого требовали иного служения. К тому же понятие патриотизма у героя неразрывно связано с вольнолюбием, демократическими преобразованиями, ненавистью к крепостни­кам-самодурам, а «отечества отцы», «граби­тельством богаты», занимали ключевые посты в чиновничьих структурах. Поэтому служеб­ная карьера Чацкого, несмотря на блестящий ум, безупречную логику, великолепную речь, не состоялась.
Даже осуждающий его свобо­домыслие, неуважительное отношение к ав­торитетам Фамусов воздает должное дело­вым качествам Чацкого:
...Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти - был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой. . .
И славно пишет, переводит.
Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом...
Антинародная политика правительства, семейственность, протекционизм в чиновничьих структурах («Ну как не порадеть родному карьеризм — все это вызывало резкое неприятие прогрессивной дворянской молодежи и демонстративный отказ от унизительной службы. В частности, один из прототипов Чацкого Чаадаев отказался от блестящей карьеры и занялся философией и историей России.
Реакционно-крепостничес­кое дворянство воспринимало негативно отказ от сотрудничества с властью как проявление оппозиционности политике государства: блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а главное, Фамусов восхищается нравами и образом жизни вельмож «века минувшего», добиваю­щихся обманом «степеней известных». Об­разец для него — Максим Петрович, кото­рый когда нужно, «сгибался вперегиб» и в результате добился значительного служеб­ного положения. Рабская мораль Фамусова, его философия наслаждения жизнью зо­лоте едал; сто человек к услугам») вызвали едкую насмешку и гневный протест Чацко­го. Он защищает разум, просвещение, благо­родство:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.
Чацкий клеймит позором ненавистный ему крепостнический строй, где одни ведут паразитический образ жизни, незаслуженно присваивая себе труд других, а проявляющие благородство, прямодушие являются изгоя­ми. Издевательства над личностью совер­шенно непереносимы в цивилизованном об­ществе, тем более что пресловутые «отечест­ва отцы» заслужили свое привилегированное положение не умом и преданностью интере­сам общества:
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзъяхнашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве...
С негодованием Чацкий относится и к пре­клонению перед всем иностранным. «Умный, бодрый наш народ» для героя — это богатые традиции национальной культуры, самобыт­ный, выразительный русский язык. «Тоска и оханье, и стон» аристократов, выражающих восхищение перёд иностранной культурой и пренебрежение к своему родному, русскому, свидетельствуют о духовной неполноценнос­ти, ограниченности фамусовского общества. Чацкий мечтает об освобождении дворянства от этой постыдной зависимости:
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанъя;
Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
В равной степени герой борется как за пробуждение чувства личного достоинства в человеке, так и за воспитание чувства наци­ональной гордости в русском народе. Разум, идейное воздействие — вот что, по мысли Чацкого, сможет изменить жизнь. Но он пе­реоценивал силу слова и недооценивал кре­пость «века минувшего». Консерваторы все­ми силами цепляются за тот образ жизни, который позволяет на законных основаниях пользоваться плодами чужого труда. За ма­лейшую провинность Фамусов готов отпра­вить своих крепостных на каторжные работы в Сибирь: «И как недосмотрел? И как ты не­дослышал? В работу вас, на поселенье вас!».
При малейших посягательствах на незыбле­мость своего положения реакционное дворян­ское общество консолидируется, давая рез­кий отпор отщепенцу, подавляя его количе­ственным превосходством. Неотъемлемый «атрибут» фамусовского общества — полковник Скалозуб. Образ его карикатурен, но исторически верен. В начале 20-х годов многие передовые офицеры, отли­чившиеся в победных походах Отечественной войны, ушли в отставку, выражая недоволь­ство аракчеевским режимом. На смену им при­шли ограниченные и рабски преданные само­державию карьеристы. Именно этот тип вопло­щен в образе Скалозуба. Цель службы для него не в защите отечества, а в получении звания генерала, в достижении богатства и знатности. Уровень образованности «золотой мешок» с гордостью декларирует сам:
Я школы Фридриха, в команде - гренадёры,
Фельдфебеля — мои Вольтеры.
Собственное невежество его нисколько не смущает. Он искренне убежден, что достоин­ство человека составляет не ум, а богатство и положение в обществе. Скалозуб считает, что образование приносит только вред: Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз-два; А книги сохранят так: для больших оказий.
Рядом с Фамусовым и Скалозубом стоит образ Молчалина. У него те же жизненные ценности, но значительно меньше возможно­стей «достигнуть степеней известных». Од­нако беспредельный карьеризм (Молчалин именно «прислуживается») позволяет счи­тать его кандидатом в процветающие чинов­ники. Жизненные принципы Молчалина аб­солютно адекватны социальной психологии фамусовского общества, где его считают пер­спективным воспитанным молодым челове­ком, и, если бы не досадная оплошность, его непременно ждала бы прекрасная карьера. Молчалин стал символом рабского молчания, культивируемого в России в 20-е годы девят­надцатого века, а его жизненная фия — воплощением приспособленчества:
Во-первых, угождать всем людям без изъять
-Хозяину, где доведется жить, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Несмотря на моральное превосходство Чацкого, почувствовавшее опасность своему благополучию фамусовское общество обре­кает героя на одиночество. «Мучителей тол­па, в любви предателей, в вражде неутоми­мых» изгоняет его, но Чацкий считает, что опыт пропаганды передовых взглядов в не­восприимчивом ко всему новому обществе не пропал даром. Несмотря на незыблемость ба­стионов крепостнического лагеря, Чацкий не одинок: демократические идеи бродят в об­ществе, внушая страх сторонникам «века ми­нувшего».
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 1131 | Добавил: tineydgers | Теги: школьное сочинение, сочинение по русской литературе, повесть, лучшие сочинения, Роман, скачать бесплатно, писатель, без регистрации, банк сочинений | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0