Я старался показать в Обмове», — писал Гончаров, — как и отчего у нас люди превращаются... в «кисель» — климат, среда, протяжение — захолустья, дремотная жизнь — и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». С главным героем Ильей Ильичом Обломовым мы впервые встречаемся на Гороховой улице, в одном из больших домов. Перед нами «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи.... С лица беспечность переходила в полы всего тела. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли согнать с лица мягкость...» Прекрасный, говорящий сам за себя портрет. Можно составить характеристику героя, не читая книги. Мне, например, после этих строк было уже ясно, что наш герой — человек добрый, мягкий, но до бесконечности ленивый и безвольный. Жизнь Обломова прослеживается в романе с семилетнего возраста до смерти, поэтому мы видим его становление, постепенную деградацию и полный распад личности. Вот перед нами маленький Илюша. Это живой, подвижный мальчик. Не внимая запретам матери, он бежит то к сеновалу, то на скотный двор или пытается забраться на голубятню. Он хочет все делать сам, но родственники кричат: «Куда? Зачем? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?» Условия, в которых воспитывается Обломов, не располагают к действию, к труду. Автор подчеркивает, что в Обломовке была одна забота — пища: «Об обеде совещались целым домом... Всякий предлагал свое блюдо... Какие запасы были там варений, солений, печений!» Зато стремление к знаниям не поощрялось. И наш герой совсем не интересовался науками. В классе он отсиживал положенное время, кое-как делал домашнее задание, но сверх того — ни строчки. Я уверена, что если бы этот живой и впечатлительный мальчик жил в других условиях, из него вышел бы полноценный человек. А что из него получилось в результате такого воспитания, мы видим на протяжении всего романа. Первая часть — это история одного дня. Обломов дремлет, просыпается, вспоминает о каком-то деле, дремлет дальше, обдумывает шаги, которые изменили бы к лучшему дела в поместье. Но это только мысли, туманные, расплывчатые. Нужно переехать на новую квартиру... Но Илья Ильич приходит в ужас от любого перемещения. Большой диван, удобный халат, мягкие туфли — спутники всей его жизни. И только «на диване он испытывал чувство мирной радости... и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаги». Жизнь для Обломова — вечный праздник. В таком духе его воспитывали с детских лет. Он — барин. Сознавая это, он не пытается что-либо изменить. Даже любовь к замечательной девушке, преобразившая Обломова на некоторое время, не спасла его. Поразмыслив немного, Илья Ильич отказывается от женитьбы на Ольге, так как это может лишить его покоя и сна. Видя постепенное нравственное и физическое умирание друга, Штольц хочет отправить его за границу. «Теперь или никогда», — говорит он. Эта фраза заставила Обломова думать о своей судьбе целый день. И он машинально написал пальцем «обломовщина». Обломовщина, как призрак, становится на пути у героя. И он делает попытку преодолеть себя. Но тщетно. Постепенно рвутся нити, связывающие Обломова с жизнью. Он простился «с толпой друзей, продал лошадей». Все реже стал выходить из дому, женился на женщине, которая не помешает ему пребывать и далее в состоянии бездействия. Узнав об этом, Штольц говорит: «Погиб!» А на тревожный вопрос Ольги: «Да что там происходит?» — бросает: «Обломовщина». Что же такое «обломовщина»? Обломовщина, по мнению русских критиков, — это бесхарактерность, безволие, равнодушие, презрение к труду и эгоизм. Все эти черты, безусловно, присутствуют в характере Обломова. Добролюбов расширил трактовку обломовщины: «Если я вижу теперь помещика, толкующего о правах человека и о необходимости развития личности, — я уже с первых слов его знаю, что это Обломов. Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он Обломов». От себя хочу лишь добавить: прошло более ста лет, а Обломовы не перевелись. Их можно встретить и на улице, и на любом рабочем месте, и даже в Верховной Раде. Значит, роман И. А. Гончарова и сейчас не менее актуален, чем в 1858 году.
|