Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 10:55:55
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

21:08:17
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ Ф. И. ТЮТЧЕВА
Лирика Фета по тематике не очень разно­образна. Это в основном темы любви, приро­ды, личностные переживания — темы, кото­рые присущи практически всем поэтам. Но у каждого есть то, что отличает его по­эзию от поэзии других. У Тютчева, напри­мер, преобладающим является философский мотив. У Фета основным мотивом, который встречается практически во всех его стихо­творениях, является мотив огня. Ему в ли­рике противопоставлен мотив воды, моря. Можно встретить мотивы полета, гадания, двоемирия. Мотив огня, как я уже упоминала, основ­ной. Огонь был стихией Фета, так же как у Тютчева стихией была вода.
Наверное, правы были когда говорили, что каждому человеку соответствует своя стихия. Огонь в поэзии Фета имеет свои образы. Это — заря, закат, костер, лампа, звезды. Как видим, это не только то, что в прямом смысле относится к огню, но и то, что отда­ленно напоминает его. Огонь в жизни Фета связан еще и с личностными переживания­ми. Его любимая девушка — Мария Лазич — погибла от уронив горящую спичку на платье. В стихотворении «Весеннее небо гля­дится... » огонь представлен в виде своего ма­ленького собрата — огонька. Этот огонек вы­зывает у нас чувство жалости, но мы знаем, что он может быть частичкой чего-то боль­шого и страшного:
Вдоли огонек одинокий
Трепещет под сумраком липок;
Исполнена тайны жестокой
Душа замирающих скрипок.
В этом стихотворении вводится образ скрипки, которая вызывает в нашем сознании протяжные, печальные мелодии, и это еще больше убеждает нас в чем-то грустном и пла­чущем. Огонь в лирике Фета часто связывается с одиночеством:
Как на черте полночной дали
Тот огонек,
Под дымкой тайною печали
Я одинок...
Эти строки напоминают нам предыдущее стихотворение, в нем чувствуется та же пе­чаль и грусть. Недаром здесь одиночество су­ществует «под дымкой тайною печали». Когда мы говорим о мотиве огня, мы имеем в виду огонь не только, допустим, костра, но и свечи:
...Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела,
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
В этих строчках огонь, свеча сопровожда­ют ритуал гадания. Поэтому огонь здесь вос­принимается как нечто таинственное. Можно предположить, что это сближаются два ми­ра — мир земной и мир небесный. Еще одно стихотворение, где гадание связано с чем-то личным:
...Помню я, старушка няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала
При мерцании свечи.
Слова: «свеча», «ночь», «судьба»... В этот ряд хочется добавить слово «тайна». Навер­ное, и само гадание есть тайна, которую по­стигнуть могут немногие. Тайну судьбы по­эта раскрывает перед нами старушка няня. Но поэт прерывает свое стихотворение, так и не сказав нам, что нагадала няня. В это, мне кажется, вложен философский смысл: зачем знать свою судьбу раньше времени.
Какая ночь! Алмазная роса
Живым огнем с огнями неба в споре,
Как океан, разверзлись небеса,
И спит земля — и теплится, как море.
Здесь рядом с огнем присутствует вода. Эти две стихии — основные в природе. В сти­хотворении они противопоставляются друг благодаря чему от этих строк веет спо­койствием и умиротворенностью. Это спокой­ствие усиливает словосочетание «и теплится, как море». Здесь море — не грозная стихия, но что-то безобидное и очень красивое. В творчестве Фета часто встречается мо­тив полета. До него его использовал Остро­вский в пьесах «Бесприданница» и «Гроза», главные героини которых тоже хотели ле­тать. Но у Фета полет не отвлеченный. Это, например, полет птицы:
Зато, когда пора приспела,
С гнезда ты крылья распустил
И, взмахам их доверясь смело,
Ширяясь, по небу поплыл.
Мотив полета у Фета в разных стихотворениях имеет разное значение. В одних случаях он обозначает приход новой жизни, возвращение, В таких стихотворениях используются образы бабочки, сокола. В других стихотворениях полет — это переход в другой мир, в вечность. Такой полет символизируют грачи, осенние листья, слетающие с деревьев. Сюда можно отнести стихотворе­ния «Опять осенний блеск денницы...», «Ба­бочка». Эти стихотворения яркие, от них ве­ет солнцем, теплом.
В стихотворении «На кресле отвалясь, гля­жу на потолок...» показан полет грачей по кру­гу. Круг — это символ вечности. Здесь подра­зумевается смерть, но смерть не как конец, пустота, а как вечность. Символом смерти у Фета является и пчела, с которой поэт тоже связывает мотив полета.
Любовная тема в лирике Фета имеет глу­боко личностный характер. Любовь связана с девушкой поэта, Марией Лазич, которая ос­тавалась для Фета единственной любимой. К этому циклу можно отнести стихотворения «Ты отстрадала, я еще страдаю...», «Дома сни­лись мне вопли рыданий твоих... » и другие.
Ты душою младенческой все поняла,
Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
Эти строки — из стихотворения что в переводе с латинского означает «второе я». Любимая поэта навсегда останет­ся вместе с ним. К любовной лирике можно отнести стихо­творение «Вакханка». Фета всегда тянуло к прекрасному, гармоничному, чего не хватало в реальной жизни. Поэтому в своем творчестве в поисках гармонии и красоты он обращается к античным временам.
В стихотворении «Вакхан­ка» описывается страстная и красивая девушка: Закинув голову, с улыбкой апъяненья, Прохладного она искала дуновенья, Как будто волосы уж начинали жечь Горячим золотом ей розы пышных плеч. Поэзия Фета неповторима и многогранна. Ее можно читать и перечитывать, и каждый раз в ней обязательно найдешь что-то новое и важное, которое раньше не смог заметить. Поэтому она вечно молодая и прекрасная.
 
2 ВАРИАНТ
 Наверное, нет человека, который, прочи­тав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и ко­смическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое, что мы видим в мире, та­кими необычными словами, что оно предста­ет перед нами совсем в другом свете. Только Тютчев может сравнить «кроткую улыбку увяданья» со «стыдливостью страданья» ра­зумного существа (стихотворение «Осенний вечер»), дождевые капли с людскими слезами «Слезы людские, о слезы людские...»).
 Лирика Тютчева разнообразна и неповто­рима, но вся она проникнута философским смыслом. Эту философскую мысль мы видим в описании природы, в темах родины и люб­ви. Природа в лирике Тютчева живая и не­повторимая, она имеет свои образы. Весна — время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. На эту тему написаны сти­хотворения «Весенняя гроза», «Вешние во­ды».
Весна всегда чиста и прекрасна:
Весенней негой утомлен,
Я впал в невольное забвенье;
Не знаю, долог ли был сон,
Но странно было пробужденье.
Осень — время покоя, время ухода и про­щания, время размышлений:
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест...
Недаром именно осенью Тютчев пишет свое знаменитое стихотворение «Умом Рос­сию не понять...». Весна у Тютчева — это не только настоя­щее. Она имеет протяженность: бегут веш­ние воды, проясняются небеса; муза весны напрямую связана с будущим. Осень напол­нена пустотой и земным мотивом. Осень — это вечность:
А там, в торжественном покое,
Разоблаченная с утра,
Сияет Белая гора,
Как откровенье неземное.
Природа у Тютчева всегда прекрасна. По­эт всматривается в нее, прислушивается к ее звукам и пытается понять и постичь все ее душевные тайны. И тогда можно почувство­вать слияние человека и природы (стихотво­рение «Так, в жизни есть Как и всякий русский поэт, Тютчев много стихов посвятил родине. Признавая величие живой души в природе, он подобным образом видел ее и в России.
Тютчев считает, что Рос­сия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Поэт не только любил Россию, он верил в нее: «.„в Россию можно только верить». Вера в Россию была созна­тельно выработанным убеждением (стихотво­рение «На взятие Варшавы»). В своей борьбе с братским народом Россия руководствова­лась прежде всего необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы:
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленную рать.
Тютчев полагал, что Россия должна дер­жаться единства, основанного на духовных началах:
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, Свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?
.. душ и пустота.
Что гложет ум и сердце ноет,
-Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа...
Судьба России зависит не от исхода вну­тренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условия для ис­полнения ее космической миссии есть внут­ренняя победа добра над злом.
Тютчев — современник Пушкина, но взгляды этих двух поэтов на поэзию совер­шенно разные. В поэзии Пушкина преобла­дают эмоции, чувства, впечатления. Тютчев же постигает начала и основания бытия, фи­лософские начала мира. Но тютчевская по­эзия имеет религиозный характер, корни которого исходят из христианских сюжетов. Вот как рисует поэт сценарий окончания мира:
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
Тютчев не только стремится познать бы­тие, он одновременно отвечает на его вопро­сы. Бытие для Тютчева — это вечность, Бог, и этот Бог наблюдает за нами. Его глаза — звезды, его сила велика:
Он милосердый, всемогущий,
Он, греющий своим лучом,
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.
Поэзия — это не просто чистая филосо­фия. У нее есть свои образы и категории. Эти категории Тютчев рисует в виде симво­лов, знаков:
Есть близнецы - для земнородных
Два божества - то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он...
Философские начала связаны с хрис­тианским мотивами в лирике. Эти христи­анские начала часто выливаются в любовь к Богу: Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил он,
Чтоб я ему еще молиться мог.
Это стихотворение написано под впечат­лением любви к Денисьевой. Замечательным стихотворением на христианский мотив яв­ляется «И в Божьем мире то ж бывает...». Оно проникнуто светлой надеждой. Именно «в Бо­жьем мире» Тютчев обретает успокоение. Он ищет и находит свою дорогу к Богу. Уже говорилось, что Тютчев мыслит об­разами. Это как земные, нам понятные обра­зы, так и образ Вечности — хаос. Тютчев представляет хаос как землю и противопос­тавляет ее небу, космосу.
Образ хаоса прояв­ляется в виде тьмы, океана, души, бездны, ночи. Критик Лаврецкий отозвался об образе тютчевского хаоса: «Хаос, по Тютчеву, бесформенная и безличная, темная, слепая, неорганизованная и зыбкая, как библейские во-
ды, кипящая дурная основа Мира. Из этой грубой ткани созидается риза красочный, многообразный мир форм... » Мотив хаоса присутствует в стихотворении «Последний катаклизм».
В стихотворении «Безумие» хаос способен принимать различную форму, в сти­хотворении «29-е января» он выражается «в безвременной тьме». Хаос может прини­мать форму моря: И бунтует и клокочет, Хлещет, свищет и ревет. При этом Тютчев противопоставляет хаос — море состоянию покоя, где покой — утес:
Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,
Но, спокойный и надменный...
Во всех этих стихах хаос подразумевает­ся.
В стихотворении «Сон на море» поэт на­зывает его своим именем:
..Я в хаосе звуков лежал оглушен,
Но над хаосом звуков носился мой сон...
О Тютчеве как о поэте мы не будем иметь полное представление, если не скажем еще об одной его теме — теме любви. Любовь Тютче­ва — это не чувства, переживания или состо­яние души. Любовь показана во взаимосвязи с космосом и хаосом.
В стихотворении «Пре­допределение» Тютчев говорит о любви как о «поединке роковом»:
Любовь, любовь — гласит преданье
Союз души с душой родной —
Их соединение, сочетанье,
И... поединок роковой...
В стихотворении «Близнецы», любви про­тивопоставляется самоубийство. Любовь бы­вает разной: взаимной и неразделенной. И не всегда любовь приносит радость и счастье. Бывает как раз наоборот. Самоубийство и Любовь здесь такие же образы, как Смерть и Сон:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Говоря о тематике произведений Тютчева, надо помнить, что в его лирике трудно выде­лить какие-то самостоятельные темы. И лю­бовь, и поэзия, и философия — все слито во­едино и существует в неразрывном виде. Среди стихотворений о любви выделяются те, в которых отражена любовь самого поэта к Денисьевой.
Одно из таких автобиографи­ческих стихотворений — «О, как убийствен­но мы любим...». Здесь поэт как бы подводит итог всей любви: это великое чувство, но оно, к сожалению, не вечно. Любовь нужно беречь и охранять, иначе она погибнет: «Год не прошел — спроси и сведай, что уцелело от Тютчевская поэзия — это сильный порыв к истине, душевное человеческое устремле­ние, состояние души самого поэта. Она пре­красна и незабываема.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 1300 | Добавил: tineydgers | Теги: школьное сочинение, по русской литературе, сочинение по русской литературе, повесть, лучшие сочинения, Роман, скачать бесплатно, писатель | Рейтинг: 5.0/2
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0