Благодаря глубине реалистического
видения жизни «Финансист» стал одной из вершин американской
реалистической литературы XX века. Роман «Финансист» был направлен
против культа бизнесмена, дельца, который пытались создать буржуазные
литераторы.
Роман Драйзера противостоит апологетической литературе
и неизмеримо возвышается над ней как глубиной раскрытия темы, так и
художественными достоинствами. Витиеватому и вычурному языку романов,
апологетически восхваляющих американского дельца, Драйзер
противопоставляет лишенный всякой выспренности стиль повествования,
некоторой своей громоздкостью ниспровергающий привычные для литературы
изысканной традиции высокопарные шаблоны. Роман «Финансист» сыграл
значительную роль в процессе развития и закрепления в США литературного
английского языка с его специфически американскими особенностями.
Продолжая традиции Марка Твена,. Драйзер вместе с такими писателями, как
Фрэнк Норрис и Джек Лондон, содействовал обогащению литературного языка
элементами живой разговорной речи. Показательно, что и Джек Лондон, и
Теодор Драйзер, и Фрэнк Норрис сотрудничали в прогрессивной печати.
Работа в газетах и журналах способствовала .отказу от искусственности и
надуманности стиля.
«Финансист» занимает почетное место в развитии реалистической литературы США 900-х годов. Все лучшие американские писатели
тех лет гневно осуждали установившееся в конце XIX века господство
монополий во всех сферах общественной, политической и культурной жизни.
Марк Твен, Фрэнк Норрис, Джек Лондон, Эптон Синклер, Линкольн Стеффенс -
все эти замечательные художники внесли свою лепту в развенчание
некоронованных королей «страны желтого дьявола».
Особенно широкую известность в это время
приобрела группа американских литераторов, получивших название
«разгребателей грязи»; они поставили перед собой задачу разоблачать
деятельность трестов и монополий. С позиций буржуазного радикализма эти
писатели, среди которых выделялись Линкольн Стеффенс, Дэвид Грехем
Филипс, Сэмюэл Гопкинс Адаме, Ида Тарбелл, обличали коррупцию в
государственных учреждениях, раскрывали тайны и мошенничества корпораций
и монополий, выносили их на суд общественности в своих сенсационных
романах, рассказах, очерках, статьях, памфлетах. К «разгребателям грязи»
примыкал в начале своего творческого пути Эптон Синклер, с большой
художественной силой рассказавший в романах «Джунгли» (1906), «Столица»
(1907) и «Менялы» (1908) о беспросветных буднях американского
пролетариата и паразитизме финансовых промышленных магнатов.
Развивая реалистические традиции Марка
Твена и Фрэнка Норриса, опираясь на художественный опыт своих
современников Джека Лондона и Эптона Синклера и на богатейшие
обличительные материалы, собранные и обнародованные «разгребателями
грязи», Драйзер в «Трилогии желания» по-новому решает образ капиталиста-миллионера хозяина буржуазной Америки. |