С описанием того же, что и в романах
Ивана Мелело, периода начинаются «Липяги» Сергея Крутилина (1964), «Все
как-то очень свежо, и по содержанию, и в смысле формы»,— сказал о
«Липягах» Валентин Овечкин1. В книгу входишь как в сад, где обдает тебя
свежестью. Автор умеет рассказать, как «лопается панцирная кожица
янтарных, тугих желудей», сделать почти видимой картину собирания
дубовых листьев в предзимнем лесу. В широко намеченную пан
...
Читать дальше »
|
Остро неотвязные вопросы колхозной жизни
ставят герои повести «Хлеб — имя существительное» Михаила Алексеева
(1964). Перед нами проходят, дополняя, а иногда в тем-то оспаривая друг
друга, восьмидесятилетний сторож Кузьма Никифорович Удальцов, по
прозвищу Капля; инвалид последней войны, в прошлом отличный столяр, а
ныне сельский почтальон Николай Евсеевич Зулин; кузнечных дел мастер и
вечный депутат Акимушка Акимов; секретарь партийно
...
Читать дальше »
|
Когда говорят о гофмановском образе или сюжете Эрнеста Теодора Амадея Гофмана,
прежде всего имеют ввиду причудливое соединение элементов реальности с
фантастической игрой авторского воображения. В отличие от ранних
романтиков, которым окружающий мир рисовался лишь неким отсветом мира
надреального, Гофман
воспринимал действительность как объективную реальность. Однако этот
мир представляется ему иррациональным, так как невозможно обре
...
Читать дальше »
|
Рильке был убежден в том, что границы «внешней» жизни постоянно сужаются, она испытывает перманентную редукцию; поэт
переносит акцент на «внутреннюю» жизнь, куда, по его мнению, уходит
мир, ведь «внутреннее пространство» намного шире «внешнего». И без толку
требовать от стихотворения «суммы технолога», инструкций, «руководства к
действию» в такой сложной околице - тем паче, что речь идет о вещах
«невыразимых». Рильке лишь намекает на
...
Читать дальше »
|
В цикле «Дуэнезские элегии» поэт
осуществил попытку высказать «невыразимое», выйти за пределы
«словесного ландшафта» (идея, безусловно, утопическая, как и мечты об
«абсолютном стихе»), создать собственную мифологию. Первую элегию Рильке
написал в январе 1912 г., гостя в замке Дуэно, что принадлежал княгине
Марии Турн-Унд-Таконс (она переводила элегии на итальянском языке), а
последнюю, десятую, поэт закончил в феврале 1922 г. Несмотр
...
Читать дальше »
|
Тема женской свободы и равноправия,
идеал полнокровной, яркой, не ущемленной условностями жизни были
свойственны творчеству всех Бронте. Критика не раз отмечала, как
созвучна современности и тема борьбы за эмоциональное и гражданское
равноправие женщины. Именно в творчестве Шарлотты Бронте и ее сестер
возникает в английской литературе XIX века образ
новой женщины в противовес утверждавшемуся буржуазно-викторианскому
идеалу «кр
...
Читать дальше »
|
Английская чопорность не могла простить
автору, тем более женщине, следующих фраз: «Раздражение его дошло до
последней степени; он схватил меня за руку и крепко обнял меня. Он,
казалось, пожирал меня пламенными взглядами. Физически я была в его
объятиях в такой же опасности, как и соломенка, носящаяся над тягой и
пламенем ночи, но нравственно я вполне владела собой и во мне было ясное
сознание моего близкого спасения». За эту фразу Q
...
Читать дальше »
|
Характер Рочестера задуман глубоко и
обрисован яркими красками, но узость и ограниченность идей Шарлотты
Бронте не позволили ей поставить этот характер
на ту высоту, с которой он бы мог служить обществу вехой на пути его
развития. Рочестер - жертва общественных условий, но он считает себя в
праве стать выше их. В этом Рочестер - полная противоположность Джейн,
потому он слабее ее, потому в их единоборстве она одерживает верх.<
...
Читать дальше »
|
Благодаря глубине реалистического
видения жизни «Финансист» стал одной из вершин американской
реалистической литературы XX века. Роман «Финансист» был направлен
против культа бизнесмена, дельца, который пытались создать буржуазные
литераторы.
Роман Драйзера противостоит апологетической лит
...
Читать дальше »
|
В «Американской трагедии» достигается та
удивительная художественная цельность, которая отличает истинные
произведения искусства. И заглавие романа, и его композиция, и пейзаж, и
авторские отступления, и логика развития характеров, и их психология в
«Американской трагедии» раскрывают взаимосвязь общества - Америки и
личности - Клайда Гриффитса, и ответственность американского общества за
трагедию простого американца Клайда Гриффитса.
...
Читать дальше »
|
Книга начинается и кончается сценой
сумерек и проповеди родителей Клайда на улицах крупного
капиталистического города США. Этот символ сумерек подчеркивает и
типичность судьбы Клайда, и трагизм американской действительности.
Глубоко символична сцена гибели Роберты на озере Большой Выпи. Со
встречи на озере началась их близость. И теперь все ему напоминает о той
прогулке: «над головой плывет такое же пушистое облачко, как то, что
плы
...
Читать дальше »
|
Место действия большинства произведений
Киплинга - Индия. В отличие от условной экзотики неоромантиков Киплинг
показал Индию, сохранив этнографическую достоверность и многообразие ее
ландшафта, ее обычаев и нравов. Киплинг говорит и о детской смертности, и
о печальной доле женщин, и о царившем в Индии голоде (например, в
рассказах «Маленький Торба», «Лиспет» и «Вильям-победительница»).
Киплинг развенчивает показную экзотику в «Городе
...
Читать дальше »
|
"У нас в Мичигане! представляет
значительный интерес в нескольких отношениях. Прежде всего, речь пойдет о
частном синтезе, в котором впервые в творчестве писателя практически
воплощается «принцип айсберга». Некто Уаймен, Смит и Джим собираются на
несколько дней на охоту: «Лиз и миссис Смит четыре дня готовили им в
дорогу еду. Лиз хотела приготовить что-нибудь повкусней для Джима, но
так и не собралась, потому что боялась попросить у
...
Читать дальше »
|
Ради денег потерял человечность,
уважение, свою душу. Затрагивая золото, перестает контролировать себя и
теряет ум; грабит, унижает людей, которые попали в переделку, становится
властителем и режиссером их судеб. Хитроумный, недоступный человеческим
страстям делец, живет в убогой комнате старого пасмурного дома, камин
едва тлеет, угарная лампа на облезлой подставке. Гобсек
понимает, в каком обществе он живет, и деньги нужны ему для т
...
Читать дальше »
|
Бороться, искать, найти и не сдаваться.
А. Теннисон. Небольшой по объему стих Р. Киплинга «Если» вобрал у себя
одну из главных идей его творчества - формирование идеологии личности,
господство идеи высшего морального сорта. Такое мировоззрение, которое
показывает автор
в своем стихе методом метафоры, начал формироваться у него с детства.
Так, учась в пансионе, еще мальчиком он испытал издевательств и унижений
со стороны воспит
...
Читать дальше »
|
Джонатан Свифт, английский писатель
ирландского происхождения, родился в 1667 году. Детство Джонатана было
сложным. Потеряв отца еще до своего рождения, он жил у дяди без
надлежащей родственной опеки и ласки. Получив степень бакалавра искусств
в Дублинском Тринити-колледже, юноша переезжает в Англию. Становление
Свифта как личности происходило на фоне бушующих политических изменений и
переворотов в стране. Бедняк, сирота, он настойчи
...
Читать дальше »
|
Они сильны как духом, так и телом. Даже Гамлет,
один из самых интеллектуальных героев европейской ренессансной
литературы, отлично владеет шпагой, превосходя в этом искусного
фехтовальщика Лаэрта. На первый план Шекспир неизменно выдвигает
человека, становящегося средоточием трагических событий. Шекспир
продолжал ценить нравственные идеалы, утверждавшие высокую земную миссию
человека. трагедии "Гамлет” (1601) начинается новый этап тв
...
Читать дальше »
|
В комедии Ростана человек
возникает как слияние, синтез противоположных стихий. Главным способом
типизации становится объединение и гиперболизация полярных качеств
личности. Так, Кристиан красивый, но глупый; у Роксаны чрезмерно
развитый ум, вместе с тем спят чувства и т.д. Тот самый принцип Ростан
взял за основу, создавая образ Сирано де Бержерака. Главный герой пьесы - поэт и воин, его остроты и веселые затеи граничат с шутовством,
...
Читать дальше »
|
Саади, чьи произведения целиком
заслуженно вошли в казну мировой литературы, родился в Ширазе в начале
XII ст. Отец Саадии умер, когда будущему поэту исполнилось лишь десять
лет. В своей сиротской жизни Саади, очевидно, пришлось испытать немало
горя и унижений. Тем не менее, каким-то образом ему все же
посчастливилось устроиться стипендиатом в знаменитое багдадское Мадрасе
«Низамийе». Здесь он слушал лекции известных историков, филол
...
Читать дальше »
|
Появившись примерно в начале XIII в. в
Италии (сонет - от итал. Sonet (песенка), в основе слово Son (звук)),
этот жанр очень быстро приобрел канонические правила, сформулированные в
1332 г. падуанским юристом Антонио да Темпо, позднее неоднократно
уточнявшиеся и ужесточавшиеся.
Наиболее устойчивые структурные признаки
классического сонета
...
Читать дальше »
|
Центральные положительные герои драмы -
Фердинанд и Луиза. Оба они принадлежат к тому поколению людей XVIII
века, которое было воспитано на литературе сентиментализма на «Новой Элоизе» Руссо, «Памеле» и «Клариссе» Ричардсона, «Страданиях молодого Вертера» Гете.
Этого нельзя забывать при оценке характеров и доступков положительных
героев молодого Шиллера. Их действиями часто руководит не столько разум,
сколько сердце, не расчет, а силь
...
Читать дальше »
|
Хемингуэевский синтез здесь
многозначительно проявляется в тех моментах, которые вообще остались за
пределами рассказа. Тончайшие невидимые нити сообщают душевной драме
американки «всеобщий» характер.
Молодой супруге плохо в Италии, это несомненно. Но почему же она
приехала туда, почему не возвращается на родину, если на чужбине плохо?
Кто она такая? Как жила раньше? Как будет жить дальше? На все эти
вопросы р
...
Читать дальше »
|
Многих
писателей и критиков занимало «чудо» хемиигуэевского диалога, о котором
И. Эренбург, например, писал: «…диалог в книгах Хемингуэя остается для меня загадкой … Герои Хемингуэя говорят … коротко, как бы
незначительно, и вместе с тем каждое слово раскрывает душевное состояние
человека. Когда мы читаем его романы или рассказы, нам кажется, что
именно так говорят люди. А на самом деле это не подслушанные фразы, не
стенографическая
...
Читать дальше »
|
|