Появившись примерно в начале XIII в. в
Италии (сонет - от итал. Sonet (песенка), в основе слово Son (звук)),
этот жанр очень быстро приобрел канонические правила, сформулированные в
1332 г. падуанским юристом Антонио да Темпо, позднее неоднократно
уточнявшиеся и ужесточавшиеся.
Наиболее устойчивые структурные признаки
классического сонета: . стабильный объем - 14 строк; . четкое членение
на четыре строфы: два четверостишия (катрена) и два трехстишия
(терцета); . строгая повторяемость рифм - в катренах обычно две рифмы
четырежды, в терцетах другие три рифмы дважды или две рифмы трижды); .
устойчивая система рифмовки - более предпочтительная "французская”
последовательность: abba abba ccd eed (или ccd ede), "итальянская”: abab
abab cdc dcd (или cde cde); . постоянный размер - обычно это наиболее
распространенный в национальной поэзии размер: пяти- или шестистопный
ямб в русской, немецкой, голландской, скандинавской поэзии; пятистопный -
в английской; одиннадцатисложный стих - в Италии, Испании и Португалии;
так называемый александрийский стих - двенадцатисложный с цезурой
посредине - в классическом французском сонете. Кроме того сонетный канон
содержит еще и некоторые другие более или менее универсальные
требования: . каждая из четырех частей (катренов и терцетов) должна
обладать, как правило, внутренней синтаксической законченностью и
цельностью; . катрены и терцеты различаются интонационно - на смену
напевности первых приходит динамичность и экспрессия вторых; . рифмы
предпочтительно должны быть точными и звонкими, причем рекомендуется
регулярная смена мужских рифм (с ударением на последнем слоге); . крайне
нежелательно повторение в тексте одинаковых слов (за исключением
союзов, местоимений и проч.), если это не продиктовано сознательным
замыслом автора.
Тематика сонетов крайне разнообразна - человек с его деяниями, чувствами и духовным миром; природа, которая его окружает; выражение внутреннего мира человека через образы
природы; общество в котором существует личность. Сонетная форма
одинаково успешно используется в любовно-психологической и философской, в
описательной, пейзажной, политической лирике. Через нее прекрасно
передаются как нежные чувства, так и гневный пафос, острая сатира. И все же специфика формы прежде всего обусловлена универсальной приспособленностью к передаче ощущения диалектики бытия.
В работе Иоганнеса Р. Бехера "Философия
сонета, или Маленькие наставления по сонету” наиболее подробно раскрыто и
обосновано определение сонета как диалектического жанра.
По мнению Бехера, сонет отражает
основные этапы диалектического движения жизни, чувства или мысли от
тезиса, через антитезис к синтезу (положение - противоположение - снятие
противоположностей). В классической форме сонета первый катрен содержит
тезис, второй - антитезис, терцеты (секстет) - синтез. Но "отношения
между положением и противоположением бывают исключительно сложными, и,
возможно, на первый взгляд - незаметными, так же как и снятие обеих
противоположностей в заключительной части”.
Все основные требования сонетного
канона прочно связаны с диалектическим характером этой поэтической формы
и возникли в поисках наиболее совершенного способа воплотить
диалектическое содержание. Тем не менее способы передачи форм движения
человеческой мысли, реализующих ее внутреннюю диалектику, бесконечно
разнообразны в сонете. Сонетный канон не столь неподвижен, как это может
показаться с первого взгляда. К неканоническим формам сонета относятся,
например "хвостатые сонеты” (сонеты с кодой - дополнительным стихом,
одним или несколькими терцетами), "опрокинутый сонет” - начинается
терцетами и завершается катренами, "безголовый сонет” - отсутствует
первый катрен, "хромой сонет” - четвертые стихи катренов короче
остальных и т.п.
Сама история сонетной формы глубоко
диалектична: внутренняя стабильность и устойчивость канона сочетается с
постоянным его движением и совершенствованием.
"Шекспировский” сонет до сих пор многие
словари относят к жанру сонета условно, называя английской рифмовкой.
Хотя первые английские поэты, заинтересовавшиеся этим жанром, вероятно, и
не осознавали, что дерзко нарушают сонетный канон.
Поэты Томас Уайет и Генри Говард, граф
Серрей, создавали свои сонеты в 1530 годах. Несомненно, что стимулом для
них послужило знакомство с сонетами Петрарки и его итальянских
последователей. Кроме того, они неоднократно бывали во Франции. Таким
образом, их сонеты строились по схеме: abba abba cdd cee. Но в первых
изданиях разбивка на катрены и терцеты чаще всего не обозначалась,
поэтому вскоре эта схема стала восприниматься как сочетание трех
катренов и двустишия: abba abba cddc ee. Серрей делает еще один шаг в
нарушение классического канона - в двенадцати из шестнадцати сонетов он
разбивает стихотворение на три четверостишия с перекрестной рифмой и
заключительное двустишие с парной рифмой: то есть не ограничивается
секстетом, как французские поэты и Уайет, но перестраивает всю структуру
сонета.
Употребление парных рифм в конце сонета и
перекрестных рифм в катренах исследователи объясняют влиянием
английской баллады, а также отчасти тем, что английский язык
относительно беден на рифмы. К тому же, наличие "сонетного ключа”
(заключительного двустишия с парной рифмой) отвечало вкусам английских
поэтов, их пристрастию к эпиграмматической завершенности стихотворения.
Рука Шекспира сделала нормой то, что
было лишь робкой попыткой у его предшественников. Тот тип сонета,
который ввел в английскую поэзию Серрей, получил название
"шекспировского” и после Шекспира стал национальным английским вариантом
канона. |