События происходят в первой половине XIX в., в
вымышленном приволжском городке Калинове. Первое действие — в
общественном саду на высоком берегу Волги. Местный механик-самоучка
Кулигин беседует с молодыми людьми — Кудряшом, приказчиком богатого
купца Дикого, и мещанином Шапкиным — о грубых выходках и самодурстве
Дикого. Затем появляется Борис, племянник Дикого, который в ответ на
расспросы Кулигина рассказывает, что родители жили в Москве, дали ему
образование в Коммерческой академии и оба умерли во время эпидемии. Он
же приехал к Дикому, оставив сестру у материнской родни, чтобы получить
часть наследства бабушки, которое Дикой должен ему отдать согласно
завещанию, если Борис будет к нему почтителен. Все его уверяют: на таких
условиях Дикой никогда не отдаст ему денег. Борис жалуется Кулигину,
что никак не может привыкнуть к жизни в доме Дикого, Кулигин
рассказывает о Калинове и завершает свою речь словами: «Жестокие нравы,
сударь, в нашем городе, жестокие!»
Калиновцы расходятся. Вместе с другой женщиной
появляется странница Феклуша, хвалящая город за «бла-а-лепие», а дом
Кабановых за особую щедрость к странникам. «Кабановы?» — переспрашивает
Борис: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем», —
поясняет Кулигин. Выходит Кабанова в сопровождении дочери Варвары и сына
Тихона с женой Катериной. Она ворчит на них, но наконец уходит,
разрешив детям пройтись по бульвару. Варвара отпускает Тихона тайком от
матери выпить в гостях и, оставшись вдвоем с Катериной, беседует с ней о
домашних отношениях, о Тихоне. Катерина рассказывает о счастливом
детстве в родительском доме, о своих горячих молитвах, о том, что она
переживает в храме, воображая ангелов в солнечном луче, падающем из
купола, мечтает раскинуть руки и полететь и, наконец, признается, что с
ней происходит «неладное что-то». Варвара догадывается, что Катерина
кого-то полюбила, и обещает по отъезде Тихона устроить свидание. Это
предложение приводит Катерину в ужас. Появляется сумасшедшая барыня,
грозящая тем, что «красота-то в самый омут ведет», и пророчит адские
муки. Катерина страшно пугается, а тут еще «гроза заходит», она торопит
Варвару домой к образам молиться.
Второе действие, происходящее в доме Кабановых,
начинается разговором Феклуши с горничной Глашей. Странница
расспрашивает о домашних делах Кабановых и передает баснословные
рассказы о дальних странах, где люди с песьими головами «за неверность» и
т. п. Появившиеся Катерина и Варвара, собирающие Тихона в дорогу,
продолжают разговор об увлечении Катерины, Варвара называет имя Бориса,
передает от него поклон и уговаривает Катерину спать с ней в беседке в
саду после отъезда Тихона. Выходят Кабаниха и Тихон, мать велит сыну
строго наказывать жене, как жить без него, Катерину унижают эти
формальные наказы. Но, оставшись наедине с мужем, она умоляет его взять
ее в поездку, после его отказа пытается дать ему страшные клятвы в
верности, но Тихон и слушать их не хочет: «Мало ли что придет в голову…»
Вернувшаяся Кабаниха приказывает Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон
уезжает. Варвара, уходя гулять, сообщает Катерине, что они будут
ночевать в саду, и дает ей ключ от калитки. Катерина не хочет его брать,
потом, поколебавшись, прячет в карман.
Следующее действие происходит на скамейке у ворот
кабановско-го дома. Феклуша и Кабаниха беседуют о «последних временах»,
Феклуша говорит, что «за грехи наши» «время в умаление приходить стало»,
рассказывает о железной дороге («змия огненного стали запрягать»), о
суете московской жизни как дьявольском наваждении. Обе ждут еще худших
времен. Появляется Дикой с жалобами на свою семью, Кабаниха упрекает его
за беспорядочное поведение, он пытается ей грубить, но она это быстро
пресекает и уводит его в дом выпить и закусить. Пока Дикой угощается,
приходит присланный семьей Дикого Борис, чтобы узнать, где глава
семейства. Выполнив поручение, с тоской восклицает о Катерине: «Хоть бы
одним глазком взглянуть на нее!» Вернувшаяся Варвара велит ему ночью
приходить к калитке в овраге за кабановским садом.
Вторая сцена представляет ночное гулянье молодежи,
на свидание к Кудряшу выходит Варвара и велит Борису подождать —
«дождешься чего-нибудь». Происходит свидание Катерины и Бориса. После
колебаний, мыслей о грехе Катерина не в силах противиться проснувшейся
любви. «Что меня жалеть — никто не виноват, — сама на то пошла. Не
жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса). Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
Все четвертое действие, происходящее на улицах
Калинова, — на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески,
представляющей геенну огненную, и на бульваре, — идет на фоне
собирающейся и наконец разразившейся грозы. Начинается дождь, и на
галерею входят Дикой и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого
дать денег на установку солнечных часов на бульваре. В ответ Дикой его
всячески бранит и даже грозит объявить разбойником. Стерпев брань,
Кулигин начинает просить денег на громоотвод, Тут уж Дикой уверенно
заявляет, что от посланной в наказание грозы «шестами да рожнами
какими-то, прости Господи, обороняться» грех. Сцена пустеет, затем на
галерее встречаются Варвара и Борис. Она сообщает о возвращении Тихона,
слезах Катерины, подозрениях Кабанихи и выражает опасение, что Катерина
признается мржу в измене. Борис умоляет отговорить Катерину от признания
и исчезает. Входят остальные Кабановы. Катерина с ужасом ждет, что ее,
не покаявшуюся в грехе, убьет молнией, появляется сумасшедшая барыня,
грозящая адским пламенем, Катерина не может более крепиться и прилюдно
признается мужу и свекрови в том, что «гуляла» с Борисом. Кабаниха
злорадно заявляет: «Что, сынок! Куда воля-то ведет; <…> Вот и
дождался!»
Последнее действие снова на высоком берегу Волги.
Тихон жалуется Кулигину на свое семейное горе, на то, что мать говорит о
Катерине: «Ее надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась!» «А я ее
люблю, мне ее жаль пальцем тронуть». Кулигин советует простить
Катерину, но Тихон объясняет, что при Кабанихе это невозможно. Не без
жалости говорит он и о Борисе, которого дядя посылает в Кяхту. Входит
горничная Глаша и сообщает, что Катерина исчезла из дома. Тихон боится,
как бы «она с тоски-то на себя руки не наложила!», и вместе с Глашей и
Кулигиным уходит искать жену.
Появляется Катерина, она жалуется на свое отчаянное
положение в доме, а главное — на страшную тоску по Борису. Ее монолог
заканчивается страстным заклинанием: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя,
люблю тебя! Откликнись!» Входит Борис. Она просит его взять ее с собой в
Сибирь, но понимает, что отказ Бориса вызван действительно полной
невозможностью уехать вместе с ней. Она благословляет его в путь,
жалуется на гнетущую жизнь в доме, на отвращение к мужу. Навсегда
простившись с Борисом, Катерина начинает в одиночестве мечтать о смерти,
о могиле с цветочками и птицах, которые «прилетят на дерево, будут
петь, детей заведут». «Опять жить?» — с ужасом восклицает она. Подойдя к
обрыву, она прощается с уехавшим Борисом: «Друг мой! Радость моя!
Прощай!» и уходит.
Сцена заполняется встревоженным народом, в толпе и
Тихон с матерью. За сценой слышен крик: «Женщина в воду бросилась!»
Тихон порывается бежать к ней, но мать его не пускает со словами:
«Прокляну, коли пойдешь!» Тихон падает на колени. Через некоторое время
Кулигин вносит тело Катерины. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что
хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь
перед судией, который милосерднее вас!»
Бросаясь к Катерине, Тихон обвиняет мать: «Маменька,
вы ее погубили!» и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи,
падает на труп жены. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на
свете да мучиться!» — этими словами Тихона завершается пьеса.
А. И. Журавлева |