Повесть (1888)
Из уездного города N-ской губернии июльским утром
выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович
Кузьми-чев, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский («маленький
длинноволосый старичок») и племянник Кузьмичева мальчик Егорушка девяти
лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и
родной сестрой Кузьмичева, поступать в гимназию в большой город.
Кузьмичев и о. Христофор едут продавать шерсть, Егорушку захватили по
пути. Ему грустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он
плачет, но о. Христофор его утешает, говоря обычные слова о том, что
ученье — свет, а неученье тьма. Сам о. Христофор образован: «Пятнадцати
лет мне еще не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все
равно как по-русски». Он мог сделать неплохую церковную карьеру, но
родители не благословили на дальнейшее ученье. Кузьмичев же против
лишнего образования и считает отправку Егорушки в город капризом сестры.
Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.
Кузьмичев и о. Христофор пытаются догнать обоз и
некоего Варламова, знаменитого в уезде купца, который богаче многих
помещиков. Они приезжают на постоялый двор, хозяин которого, еврей
Моисей Моисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком (ему он отдает
пряник, предназначенный для больного сына Наума). Он «маленький
человек», для которого Кузьмичев и священник — настоящие «господа».
Кроме жены и детей в его доме живет его брат Соломон, гордый и обиженный
на весь мир человек. Он сжег свои деньги, доставшиеся в наследство, и
теперь оказался приживальщиком брата, что причиняет ему страдание и
подобие мазохистского наслаждения. Моисей Моисеич его ругает, о.
Христофор жалеет, а Кузьмичев презирает. Пока гости пьют чай и
пересчитывают деньги, на постоялый двор приезжает графиня Драницкая,
очень красивая, благородная, богатая женщина, которую, как говорит
Кузьмичев, «обирает» какой-то поляк Казимир Михайлыч: «…молодая да
глупая. В голове ветер так и ходит».
Догнали обоз. Кузьмичев оставляет мальчика с
обозчиками и отправляется с о. Христофором по делам. Постепенно Егорушка
знакомится с новыми для него людьми: Пантелеем, старообрядцем и очень
степенным человеком, который ест отдельно от всех кипарисовой ложкой с
крестиком на черенке и пьет воду из лампадки; Емельяном, старым и
безобидным человеком; Дымовым, молодым неженатым парнем, которого отец
посылает с обозом, чтобы он не избаловался дома; Васей; бывшим певчим,
простудившим себе горло и страдающим от невозможности больше петь;
Кирюхой, ничем особенно не примечательным мужиком… Из их разговоров на
привалах мальчик понимает, что все они прежде жили лучше и пошли
работать в обоз из-за нужды.
Большое место в повести занимают описание степи,
достигающее художественного апофеоза в сцене грозы, и разговоры
обозчиков. Пантелей по ночам у костра рассказывает страшные истории,
якобы из своей жизни в северной части России, где он работал кучером у
разных купцов и всегда попадал с ними в приключения на постоялых дворах.
Там непременно жили разбойники и резали купцов длинными ножами. Даже
мальчик понимает, что все эти истории полупридуманные и, возможно, даже
не самим Пантелеем, но почему-то он предпочитает рассказывать их, а не
реальные события из своей явно непростой жизни. Вообще, по мере
продвижения обоза к городу, мальчик как бы заново знакомится с русским
народом, и очень многое кажется ему странным. Например, Вася обладает
таким острым зрением, что может видеть животных и то, как они ведут себя
далеко от людей; он ест живого «бобырика» (сорт мелкой рыбы типа
пескаря), при этом лицо его приобретает ласковое выражение. В нем есть
что-то звериное и «не от мира сего» одновременно. Дымов мучается от
избытка физической силы. Ему «скучно», и от скуки он делает много злого:
зачем-то убивает ужа, хотя это, по словам Пантелея, большой грех,
зачем-то обижает Емельяна, но затем просит прошения и т. п. Егорушка его
не любит и боится, как слегка побаивается всех этих чужих для него
мужиков, кроме Пантелея.
Подъезжая к городу, они наконец встречают «того
самого» Варламова, о котором столько упоминалось прежде и который к
концу повести приобрел некий мифологический оттенок. На самом деле — это
пожилой купец, деловой и властный. Он знает, как обращаться и с
мужиками, и с помещиками; очень уверен в себе и своих деньгах. На его
фоне дядя Иван Иванович кажется Егорушке «маленьким человеком», каким
Моисей Моисеич казался на фоне самого Кузьмиче-ва
По дороге во время грозы Егорушка простудился и
заболел. О. Христофор в городе лечит его, а дядя очень недоволен, что ко
всем хлопотам добавляется еще и забота об устройстве племянника. Они с
о. Христофором выгодно продали шерсть купцу Черепахину, и теперь
Кузьмичев жалеет, что часть шерсти продал еще дома по более низкой цене.
Он думает только о деньгах и этим сильно отличается от о. Христофора,
который умеет сочетать необходимый практицизм с мыслями о Боге и душе,
любовью к жизни, знаниям, почти отцовской нежностью к мальчику и проч.
Из всех персонажей повести он самый гармоничный.
Егорушку пристраивают у старой подруги его матери
Настасьи Петровны Тоскуновой, которая отписала частный дом зятю и живет с
маленькой внучкой Катей на квартире, где «много образов и цветов».
Кузьмичев будет платить ей за содержание мальчика десять рублей в месяц.
Он уже подал документы в гимназию, скоро должны быть приемные экзамены.
Подарив Егорушке по гривеннику, Кузьмичев и о. Христофор уезжают.
Мальчик почему-то чувствует, что о. Христофора он больше не увидит.
«Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда,
как дым, все то, что до сих пор было пережито; он опустился в
изнеможении на лавочку и горькими слезами приветствовал новую, неведомую
жизнь, которая теперь начиналась для него… Какова-то будет эта жизнь?»
П. В. Басинский |