Из мордасовских летописей
Повесть (1856–1859)
Марья Александровна Москалева, благодаря
непревзойденному умению пустить пыль в глаза, «убить» соперницу метким
словом и ловко пущенной сплетней, признана «первой дамой» губернского
города Мордасова. Ненавидя и боясь, все, однако, признают ее влияние. Ее
супруг Афанасий Матвеевич, простоватый и до крайности запуганный женой,
когда-то лишился места «за неспособностью и слабоумием» и живет один в
«подгородной деревне», парясь в бане и попивая чай. У Москалевых всего
сто двадцать душ имения; Марья же Александровна мечтает о блестящей
жизни в «высшем обществе», единственный путь к которой — выгодное
замужество ее двадцатитрехлетней красавицы дочери Зины. Поэтому два года
назад она резко воспротивилась любви девушки к скромному учителю вскоре
умершего маленького брата. Красивый и образованный молодой человек был
всего лишь сыном дьячка, получал грошовое жалованье в уездном училище,
но считал себя великим поэтом с большим будущим. Зина, несмотря на отказ
матери на их брак, продолжала видеться и переписываться с Васей. После
какой-то ссоры самолюбивый юноша в припадке мщения передал городским
сплетникам одно из ее любовных писем, что грозило скандалом. Спасая
репутацию дочери, Марья Александровна заплатила двести рублей своей
приживалке Настасье Петровне за кражу письма у недоброжелателей. «Честь»
Зины была спасена. Раскаявшийся Вася в отчаянии выпил смесь табака с
вином, чем вызвал у себя чахотку. Сейчас он при смерти. Оскорбленная
Зина все это время, однако, «терзается» и помогает деньгами матери
больного.
Не видя лучшей партии, старшая Москалева не прочь
выдать «перезревающую» дочь за двадцатипятилетнего Павла Александровича
Мозглякова. У него всего сто пятьдесят душ и «немного пусто в голове»,
но «недурные манеры», отличные костюмы и «большие надежды» на место в
Петербурге. Мозгляков «влюблен до безумия» и уже сделал предложение.
Равнодушная к нему Зина не отвечает окончательным отказом, а просит две
недели на раздумье. Нетерпеливый юноша, однако, пользуется случаем
появиться у Москалевых раньше. Надеясь угодить претендующей на роль в
свете Марье Александровне, он привозит в ее дом богатого и знатного
князя К., которого только что «спас» из сугроба во время дорожного
происшествия.
Семь лет назад К. полгода провел в мордасовском
«обществе», покорив дам великосветской любезностью и спустив остатки
состояния. Уже без копейки, князь получил вдруг известие о новом богатом
наследстве — имении Духаново близ Мордасова с четырьмя тысячами душ — и
уехал в Петербург для его оформления. По скором возвращении он, не
заехав в город, безвыездно поселился в Духанове под присмотром некоей
Степаниды Матвеевны, распоряжающейся в имении и не пускающей к старику
родственников, в том числе Мозглякова, который состоит с князем в очень
дальнем родстве, но называет eго дядюшкой. Говорят, другие наследники
хотели взять слабоумного князя под опеку и даже поместить в сумасшедший
дом. И вот, благодаря «счастливому» случаю, он через шесть лет снова у
своих «друзей» в Мордасове.
Этот «еще не бог знает какой старик» так
«износился», что «весь составлен из <…> кусочков»: со стеклянным
глазом, вставными зубами, накладными волосами, в корсете, с протезом
вместо одной ноги, с пружинками для расправления морщин и т. п. Большую
часть дня он просиживает за своим туалетом, одет как модный юноша и все
разговоры сводит к любовным похождениям. Уже бессильный, он сохраняет
сластолюбивые привычки, делая комплименты, восхищаясь «формами», «жадно
лорнируя» «заманчивых» особ женского пола. Всегда недалекий, он в
последние годы совсем выжил из ума: путает людей и обстоятельства, не
узнает знакомых, несет вздор. И все же Марья Александровна горда его
«аристократическим» обществом, возвышающим ее над другими претендентками
на первенство в городе. Она льстит и притворно сочувствует
простодушному и незлобивому старичку.
В шутку Мозгляков предлагает Настасье Петровне выйти
замуж за «полупокойника», чтоб вскоре стать богатой вдовой. Та не
прочь. Однако «идея» «загорелась… в голове» и у самой хозяйки. Когда
Мозгляков увозит «дядюшку» по визитам, с непременным обещанием вернуться
к обеду, Марья Александровна приступает к разговору с дочерью.
Зина, девушка «упорного романтизма» и «сурового
благородства», вначале наотрез отказывается от «низости»: «выйти
<…> за калеку, чтоб вытащить из него его деньги и потом <…>
каждый час желать его смерти..!» Но мать пускает в ход все свое
«гениальное» красноречие, незаурядное искусство обольщения, то рисуя
поэтические картины путешествия по Испании, то подвиги христианского
милосердия по отношению к беспомощному старику, то возможность на деньги
князя вылечить любимого Васю и, овдовев, выйти за него замуж. Зина хоть
и с презрением, но соглашается. Но «грязь» и «смрад» мать должна взять
на себя. Теперь главное — тайна, чтобы козни ревнивых дам не разрушили
план. Тем временем подслушивавшая их Настасья Петровна, оскорбленная
нелестными отзывами о себе, решает мстить.
Вскоре Москалева узнает о «перехвате» князя
соперницами, почти разгадавшими ее намерения. Она бросается к экипажу и
чуть ли не силой возвращает старика к себе. После обеда Мозгляков весьма
кстати собирается на чай к крестному. Но на пороге его тайно удерживает
Настасья Петровна и ведет подслушивать «комедию» обольщения.
В «салоне» трое: старик, Зина и мать. Она заставляет
дочь дважды спеть романс, который будит в князе страстные воспоминания.
Искусно направляемый хозяйкой, подвыпивший и расчувствовавшийся
бонвиван делает Зине предложение. Довольная Марья Александровна уводит
«раскисшего» гостя наверх, «полежать».
Потрясенный «коварством» Москалевых Мозгляков
вбегает к Зине и устраивает ей сцену. Девушка высокомерно осаживает
экс-жениха. Тот готов мстить, но подоспевшая Марья Александровна
посредством изощреннейшей демагогии «усмиряет» его. Мозгляков уходит,
уверенный в любви Зины и будущей блестящей жизни с ней после смерти
князя.
Москалева решает немедленно увезти старичка в
деревню, где и обвенчать с Зиной. Она летит за мужем, необходимым сейчас
для «представительства» перед князем. Афанасий Матвеевич получает
строгие инструкции молчать и «саркастически» улыбаться в ответ на любые
вопросы. По возвращении в город Марья Александровна находит у себя в
«салоне» незваных гостей — с десяток дам, источающих зависть, злобу и
насмешки под притворной любезностью. Их цель — сорвать планы хозяйки.
Тем временем Мозгляков, по здравом размышлении
понявший «иезуитство» Марьи Александровны, возвращается к Москалевым,
тихонько подымается к только что проснувшемуся «дядюшке» и убеждает
полоумного в том, что предложение Зине — всего лишь его «очаровательный»
сон.
В «салоне» Марья Александровна решает обезоружить
«врагов» смелой «выходкой»: публично объявляет о предложении князя Зине.
Однако поддерживаемый «племянником» старик упорно отрицает, что это
было «наяву», а не во сне. Опозоренная хозяйка, забыв о приличиях, грубо
бранит «нагадившего» Мозглякова. Все злобно хохочут. Зина, со своей
стороны, обливает гостей презрением и, откровенно рассказав об интриге,
просит прощения у князя. Вновь очарованный ею Мозгляков раскаивается в
обмане «дядюшки». Тем временем разгорается безобразная перебранка между
дамами, в которой крепко достается и князю. В ужасе он уезжает в
гостиницу, где на третий день умирает.
Зина, вызванная Васиной матерью, проводит эти дни с
умирающим учителем. Ее репутация подорвана окончательно. Однако
Мозгляков «возобновляет» свое предложение. Получив отказ, уезжает в
Петербург. Продав имущество, уезжают из Мордасова и Москалевы. Через год
Зина выходит замуж за пожилого генерала, губернатора «отдаленного
края», где становится первой дамой. Марья Александровна вместе с дочерью
блистает в «высшем обществе». Обе они едва узнают случайно заехавшего в
их места Мозглякова.
О. А. Богданова |