Повесть (1852)
12 августа 18.. г. десятилетний Николенька Иртеньев
просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра.
После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведет Николеньку и его брата
Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с
отцом, отдающим в своем кабинете хозяйственные указания приказчику.
Николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он
любуется ими, делая для себя точные наблюдения: «…в одной улыбке состоит
то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу,
то оно прекрасно; если она не изменяет его, то лицо обыкновенно; если
она портит его, то оно дурно». Для Николеньки лицо матушки — прекрасное,
ангельское. Отец, в силу своей серьезности и строгости, кажется ребенку
загадочным, но бесспорно красивым человеком, который «нравится всем без
исключения». Отец объявляет мальчикам о своем решении — завтра он
забирает их с собой в Москву. Весь день: и учеба в классах под надзором
расстроенного от полученного известия Карла Иваныча, и охота, на которую
берет детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время
которых Николенька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, — все
это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания
с родным домом. Николеныса вспоминает счастливое время, проведенное в
деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и
подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех
противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.
На другой день в двенадцатом часу коляска и бричка
стоят у подъезда. Все заняты приготовлениями к дороге, и Николеныса
особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед
расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья собирается в
гостиной вокруг круглого стола. Николеныса обнимает мать, плачет и ни о
чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Николеныса
машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы
доставляют ему «удовольствие и отраду». Он думает о маменьке, и любовью к
ней проникнуты все воспоминания Николеныси.
Уже месяц отец с детьми живут в Москве, в бабушкином
доме. Хотя Карл Иваныч тоже взят в Москву, детей учат новые учителя. На
именины бабушки Николеныса пишет свои первые стихи, которые читают
прилюдно, и Николеныса особенно переживает эту минуту. Он знакомится с
новыми людьми: княгиней Корнаковой, князем Иван Иванычем, родственниками
Ивиными — тремя мальчиками, почти ровесниками Николеньки. При общении с
этими людьми у Николеныси развиваются главные его качества: природная
тонкая наблюдательность, противоречивость в собственных чувствах.
Николень-ка часто оглядывает себя в зеркале и не может представить, что
его кто-то может любить. Перед сном Николеныса делится своими
переживаниями с братом Володей, признается, что любит Сонечку Валахину, и
в его словах проявляется вся детская неподдельная страстность его
натуры. Он признается: «…когда я лежу и думаю о ней, бог знает отчего
делается грустно и ужасно хочется плакать».
Через полгода отец получает из деревни письмо от
маменьки о том, что она во время прогулки жестоко простудилась, слегла, и
силы ее тают с каждым днем. Она просит приехать и привезти Володю и
Николенысу. Не медля, отец с сыновьями выезжают из Москвы. Самые
страшные предчувствия подтверждаются — последние шесть дней маменька уже
не встает. Она даже не может попрощаться с детьми — ее открытые глаза
ничего уже не видят… Маменька умирает в этот же день в ужасных
страданиях, успев лишь попросить благословения для детей: «Матерь божия,
не оставь их!»
На другой день Николенька видит маменьку в гробу и
не может примириться с мыслью, что это желтое и восковое лицо
принадлежит той, кого он любил больше всего в жизни. Крестьянская
девочка, которую подносят к покойнице, страшно кричит в ужасе, кричит и
выбегает из комнаты Николенька, пораженный горькой истиной и отчаянием
перед непостижимостью смерти.
Через три дня после похорон весь дом переезжает в
Москву, и со смертью матери для Николеньки заканчивается счастливая пора
детства. Приезжая потом в деревню, он всегда приходит на могилу
матушки, недалеко от которой похоронили верную до последних дней их дому
Наталью Савишну.
В. М. Сотников |