Повесть (1896–1904, опубл. 1912)
В холодный ноябрьский вечер 1851 г. Хаджи-Мурат,
знаменитый наиб имама Шамиля, въезжает в немирный чеченский аул Махкет.
Чеченец Садо принимает гостя в своей сакле, несмотря на недавний приказ
Шамиля задержать или убить мятежного наиба. В эту же ночь из русской
крепости Воздвиженской, в пятнадцати верстах от аула Махкет, выходят в
передовой караул три солдата с унтер-офицером Пановым. Один из них,
весельчак Авдеев, вспоминает, как от тоски по дому пропил однажды ротные
деньги, и в который раз рассказывает, что пошел в солдаты по просьбе
матери, вместо семейного брата.
На этот караул выходят посланники Хаджи-Мурата.
Провожая чеченцев в крепость, к князю Воронцову, веселый Авдеев
расспрашивает об их женах, о детях и заключает: «А какие эти, братец ты
мой, гололобые ребята хорошие».
Полковой командир Куринского полка, сын
главнокомандующего, флигель-адъютант князь Воронцов живет в одном из
лучших домов крепости с женой Марьей Васильевной, знаменитой
петербургской красавицей, и ее маленьким сыном от первого брака.
Несмотря на то что жизнь князя поражает обитателей маленькой кавказской
крепости своей роскошью, супругам Воронцовым кажется, что они терпят
здесь большие лишения. Известие о выходе Хаджи-Мурата застает их за
игрой в карты с полковыми офицерами.
Этой же ночью жители аула Махкет, для очистки себя
перед Шамилем, пытаются задержать Хаджи-Мурата. Отстреливаясь, тот
прорывается со своим мюридом Элдаром в лес, где ждут его остальные
мюриды — аварец Ханефи и чеченец Гамзало. Здесь Хаджи-Мурат ожидает, что
ответит князь Воронцов на его предложение выйти к русским и начать на
их стороне борьбу против Шамиля. Он, как всегда, верит в свое счастье и в
то, что на этот раз все удается ему, как это всегда бывало прежде.
Вернувшийся посланник Хан-Магома сообщает, что князь обещал принять
Хаджи-Мурата как дорогого гостя.
Рано утром две роты Куринского полка выходят на
рубку леса. Ротные офицеры за выпивкой обсуждают недавнюю смерть в бою
генерала Слепцова. При этом разговоре никто из них не видит важнейшего —
окончания человеческой жизни и возвращения ее к тому источнику, из
которого она вышла, — а видят только воинскую лихость молодого генерала.
Во время выхода Хаджи-Мурата преследующие его чеченцы мимоходом
смертельно ранят веселого солдата Авдеева; тот умирает в госпитале, не
успев получить письмо матери о том, что жена его ушла из дому.
Всех русских, впервые видящих «страшного горца»,
поражает его добрая, почти детская улыбка, чувство собственного
достоинства и то внимание, проницательность и спокойствие, с которыми он
смотрит на окружающих. Прием князя Воронцова в крепости Воздвиженской
оказывается лучше, чем ожидал Хаджи-Мурат; но тем меньше он доверяет
князю. Он требует, чтобы его отправили к самому главнокомандующему,
старому князю Воронцову, в Тифлис.
Во время встречи в Тифлисе Воронцов-отец прекрасно
понимает, что не должен верить ни одному слову Хаджи-Мурата, потому что
тот всегда останется врагом всему русскому, а теперь всего лишь
покоряется обстоятельствам. Хаджи-Мурат в свою очередь понимает, что
хитрый князь видит его насквозь. При этом оба говорят друг другу совсем
противоположное своему пониманию — то, что необходимо для успеха
переговоров. Хаджи-Мурат уверяет, что будет верно служить русскому царю,
чтобы отомстить Шамилю, и ручается, что сможет поднять против имама
весь Дагестан. Но для этого надо, чтобы русские выкупили из плена семью
Хаджи-Мурата, Главнокомандующий обещает подумать об этом.
Хаджи-Мурат живет в Тифлисе, посещает театр и бал,
все более отвергая в душе образ жизни русских. Он рассказывает
приставленному к нему адъютанту Воронцова Лорис-Меликову историю своей
жизни и вражды с Шамилем. Перед слушателем проходит череда жестоких
убийств, совершаемых по закону кровной мести и по праву сильного.
Лорис-Меликов наблюдает и за мюридами Хаджи-Мурата. Один из них,
Гамзало, продолжает считать Шамиля святым и ненавидит всех русских.
Другой, Хан-Магома, вышел к русским только из-за того, что легко играет
своею и чужими жизнями; так же легко он может в любой момент вернуться к
Шамилю. Элдар и Ханефи без рассуждения повинуются Хаджи-Мурату.
Пока Хаджи-Мурат находится в Тифлисе, по
распоряжению императора Николая I в январе 1852 г. предпринимается набег
в Чечню. В нем принимает участие и недавно перешедший из гвардии
молодой офицер Бутлер. Он ушел из гвардии из-за карточного проигрыша и
радуется теперь хорошей, молодецкой жизни на Кавказе, стараясь сохранить
свое поэтическое представление о войне. Во время набега разорен аул
Махкет, штыком в спину убит подросток, бессмысленно загажены мечеть и
фонтан. Видя все это, чеченцы испытывают к русским даже не ненависть, а
только гадливость, недоумение и желание истребить их, как крыс или
ядовитых пауков. Жители аула просят Шамиля о помощи,
Хаджи-Мурат переезжает в крепость Грозную. Здесь ему
позволяют иметь сношения с горцами через лазутчиков, но он не может
выезжать из крепости иначе как с конвоем казаков. Его семья содержится в
это время под стражей в ауле Ведено, ожидая решения Шамиля о своей
участи. Шамиль требует, чтобы Хаджи-Мурат вышел к нему назад до
праздника байрама, в противном случае угрожает отдать мать его, старуху
Патимат, по аулам и ослепить любимого сына Юсуфа.
Неделю Хаджи-Мурат живет в крепости, в доме майора
Петрова. Сожительница майора, Марья Дмитриевна, проникается уважением к
Хаджи-Мурату, чье обхождение заметно отличается от грубости и пьянства,
принятых среди полковых офицеров. Между офицером Бутлером и
Хаджи-Муратом завязывается дружба. Бутлера охватывает «поэзия особенной,
энергической горской жизни», ощутимая в горских песнях, которые поет
Ханефи. Особенно поражает русского офицера любимая песня Хаджи-Мурата — о
неотвратимости кровной мести. Вскоре Бутлер становится свидетелем того,
как спокойно Хаджи-Мурат воспринимает попытку кровной мести ему самому
со стороны кумыцкого князя Арслан-Хана,
Переговоры о выкупе семьи, которые Хаджи-Мурат ведет
в Чечне, не имеют успеха. Он возвращается в Тифлис, затем переезжает в
небольшой городок Нуху, надеясь хитростью или силой все же вырвать семью
у Шамиля. Он числится на службе у русского царя и получает пять золотых
в день. Но теперь, когда он видит, что русские не торопятся освобождать
его семью, Хаджи-Мурат воспринимает свой выход как страшный поворот в
жизни. Он все чаще вспоминает детство, мать, деда и своего сына. Наконец
он решает бежать в горы, ворваться с верными людьми в Ведено, чтобы
умереть или освободить семью.
Во время верховой прогулки Хаджи-Мурат вместе со
своими мюридами безжалостно убивает конвойных казаков. Он рассчитывает
перейти реку Алазань и таким образом уйти от погони, но ему не удается
верхом пересечь залитое весенней водой рисовое поле. Погоня настигает
его, в неравном бою Хаджи-Мурат смертельно ранен.
Последние воспоминания о семье пробегают в его
воображении, не вызывая более никакого чувства; но сражается он до
последнего дыхания.
Отсеченную от изуродованного тела голову
Хаджи-Мурата возят по крепостям. В Грозной ее показывают Бутлеру и Марье
Дмитриевне, и они видят, что посиневшие губы мертвой головы сохраняют
детское доброе выражение. Марья Дмитриевна особенно потрясена
жестокостью «живорезов», убивших ее недавнего постояльца и не предавших
его тело земле.
История Хаджи-Мурата, присущие ему сила жизни и
несгибаемость вспоминаются при взгляде на цветок репейника, в полном
цвету раздавленный людьми посреди вспаханного поля.
Т. А. Сотникова |