Драма в стихах (1835–1836, опубл. 1842)
Евгений Александрович Арбенин, человек не первой
молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает
переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить
барином. Задумано — сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку
в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчету,
скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя,
влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и
с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не
обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя
«изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена
его, спору нет, ангел, но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски
обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов».
Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается
где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему — Нина). Обещалась
быть до полуночи, сейчас уж час второй…
Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и
целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые
бранятся — только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче
не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел! И
крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды
проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в
дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не
получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и
очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об
амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске,
интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о
маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не
рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет:
золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь
показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но
где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив
дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а
именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого
бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая
припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю,
умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, — безотчетно,
чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности
Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на ее браслет:
несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал
Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные,
и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть!
«Где, Нина, твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по
распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в
процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не
на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у
Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить
зазорно. Пораженный странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское
любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины —
роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность. Не может же
ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку!
Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей
было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно
его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений,
супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим
комнатам.
На другой день Нина отправляется в ювелирный
магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если
удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не
купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской
приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной
Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что
таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а
«сказочка» про якобы потерянный браслет — с намеком, Звездич в миг
преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив
его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный
князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это
именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин
браслет!
Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в
заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего,
отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей
умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании
половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги
скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только
убежден, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся еще и некий
вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и
злодейства» — мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока,
муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить
коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и
порока, то есть задушить Звездича словно кутенка, — спящим, Арбенин не
может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то
изменил в самом его существе.
Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь
князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что — не зная, «быть
может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину
истину и тем самым предотвратить неизбежную, по ее представлению, дрль.
Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает ее, точнее,
слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она
напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у
счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного
волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное
предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное
сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы
шулер и подлец», дает пощечину.
Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина —
это не безнравственный и безбожный князек; Нина это Нина, и Арбенин,
суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет
судьба ему, ее старинному и верному рабу. Судьба же «ведет себя» крайне
коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль,
после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая,
что при любом повороте событий светская ее карьера безнадежно
погублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом
разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по
собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы
вернуть злополучную безделушку ее настоящей владелице, а главное, чтобы
остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж —
злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной
наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном
великосветском балу. Называть веши своими именами князь не решается, а
Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений — злодей? Муж
собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к
какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь
ей отыщу… Она умрет, жить вместе с нею доле я не могу»).
Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешном
офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно
плетется в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене,
подсыпает туда яд. Яд — быстродействующий, верный, в ту же ночь, в
страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят
друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенин в
мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних
комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который
несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину
«несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович
когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своем
горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что
мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче:
«Ты убил свою жену». Арбенин — в ужасе, на некоторое время потрясение
отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в
подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве
доказательства передает Евгению письменное свидетельство баронессы.
Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный
мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу:
«Я говорил Тебе, что ты жесток!»
Неизвестный торжествует: он отмщен вполне. А вот
Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и,
значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишен и
спокойствия, и чести.
А. М. Марченко |