Повесть (1873)
На постоялом дворе укрываются от непогоды несколько
путников. Один из них утверждает, что «всякого спасенного человека…
ангел руководствует», и его самого ангел водил. Последующий рассказ он
произносит, стоя на коленях, потому как все случившееся — «дело весьма
священное и страшное».
Маркуша, «незначительный человек», рожденный в
«старой русской вере», служит каменщиком в артели Луки Кириллова, самой
чудной иконой в которой считается изображение ангела. На Днепре артель
строит вместе с англичанами каменный мост и три года живет «мирственным»
духом и «преизящество богозданной природы» ощущает. Но после того как
невежественный и напоминающий «верблуда» Марой изобретает особенный
способ разбивать прочнейшие болты, о староверах идет слава. Пимен
Иванов, который, в отличие от «настоящих степенных староверов», не
чуждается общения с чиновниками, встречается с женой «немаловажного
лица», которая просит у староверов вымолить ей дочь. Пимен ничего
староверам не рассказывает ни об этом, ни о последующих поручениях, но
все они исполняются. Расплатившись с Пименом деньгами «на свечи и
масло», барыня выражает желание посмотреть на ангела-хранителя, и Пимену
приходится обо всем рассказать староверам. Наутро после приезда барыни
жена Луки Кириллова, тетка Михайлица, рассказывает, что ночью ангел
сошел с иконы. В это время муж барыни, за которого Пимен «молитвует»,
получает взятку от «жидов», но те его обманывают и еще больше отданного
назад требуют. Барыня требует этих денег у староверов. Староверы таких
денег не имеют, и на их жилище нападают жандармы, «запечатывают» иконы, в
том числе и лик ангела, сургучом, увозят и сваливают в подвал. Икона с
ангелом приглядывается архиерею, и ее ставят в алтаре. Староверы решают
хранителя подменить — «скрасть и распечатать», а «к исполнению сей
решимости» избирают рассказчика этой повести и благонравного отрока
Левонтия.
Между тем по Пимену вдруг «пегота пошла», а на
староверов нападает «сугубая тоска», а вместе с ней болезнь глаз,
излечить которую сможет только икона-хранительница. Такое благочестие
трогает старшего среди англичан Якова Яковлевича, которому Маркуша
объясняет, что художник из города не сможет точную копию исполнить,
представить «тип лица небожительный». И икона та строгановского рисунка,
а он сильно отличается от других писаний. А сегодня «высокого
вдохновения тип утрачен» и «в новых школах художества повсеместное
растлеяние чувства развито и суете ум повинуется». «Писание не всякому
дано уразуметь, и изображенная небесная слава очень при этом помогает о
деньгах и всей славе земной думать не иначе как о мерзости перед
господом». Сами же староверы молят «христианския кончины живота и
доброго ответа на страшном судилище». Англичанин и его жена такими
речами настолько растроганы, что дают Маркуше денег, и он с
«среброуздым» Левонтием отправляется на поиски изографа.
Доходят они до Москвы, «древлего русского общества
преславной царицы», но и ею не утешаются, считая, что старина в Москве
не на «добротолюбии и благочестии, а на едином упрямстве» зиждится. А
мастера в художестве неаккуратны, все друг перед другом величаются или,
«шайками совокупясь», по трактирам вино пьют и свое художество хвалят «с
кичливою надменностию». На Маркушу нападает скука, а Левонтий боится,
что его «соблазн обдержать может», и изъявляет желание повидать
безгневного старца Памву и понять, какова «благодать» господствующей
церкви. На все протесты Маркуши о том, что церковные «кофий» пьют и
зайцев едят, Левонтий отвечает своей образованностью. Из Москвы путники
идут в Суздаль искать изографа Севастьяна, и по дороге, выбранной
Маркушей, теряются. Левонтий выглядит больным и отказывается идти. Но
появившийся из леса небольшой старичок призывает его встать и ведет
путников в свое жилище. Маркуша понимает, что это и есть Памва
безгневный.
Памва выпускает душу из Левонтия, «как голубя из
клетки», и отрок умирает. Маркуше нельзя обвинить старца: «неодолим сей
человек с таким смирением», но он решает, что «если только в церкви два
такие человека есть, то мы пропали, ибо сей весь любовью одушевлен».
Когда Маркуша идет по лесу, ему вновь является Памва и говорит: «Ангел в
душе живет, но запечатлен, а любовь освободит его». Маркуша бежит от
старца и встречает изографа Севастьяна, с которым возвращается в артель.
Чтобы проверить умение изографа, Яков Яковлевич просит его написать
икону своей жене, Севастьян узнает, что англичанка молится о детях, и
пишет икону такой тонкостью «мелкоспопического» письма, о которой
англичане не слыхивали. Но скопировать портрет англичанки в перстень
отказывается, чтобы не «унизить» своего художества.
Яков Яковлевич просит владыку вернуть на время
ангела в артель, чтобы позолотить на запечатленном ангеле ризу и
украсить венец. Но архиерей отдает лишь ризу. Севастьян объясняет
англичанину, что необходима подлинная икона. Тот сначала изографа
выгоняет, но потом сам вызывается совершить кражу и договаривается,
чтобы, пока всенощная у архиерея идет, копию написали, старую икону со
старой доски сняли, подделок вставили, и Яков Яковлевич смог ее опять на
окно поставить, как будто ничего не бывало. Англичанин берет с собой
сильного духом ковача Мароя, чтобы тот всю вину на себя взял и «смерть
претерпел», если староверы обманут. Договор держится на основе
«взаимоверья».
«Акция» проходит успешно, но Севастьян отказывается
накладывать печать на копию, и это приходится сделать англичанке. В это
время трогается лед, и, чтобы вовремя переправиться на другой берег,
Лука, под пение старообрядцев, переходит реку по мостовой цепи. Марой
видит над ним свечение и охрану ангелами. На копии иконы исчезает
сургуч, и Лука бросается с повинной к архиерею, который отвечает, что
староверы «со своего ангела печать плутовством свели, а другой сам с
себя ее снял и тебя сюда привел». Прошенные архиереем староверы «тела и
крови Спаса за обеднею приобщаются». А вместе с ними и Маркуша, который
после встречи со старцем Памвой «имеет влечение воедино одушевиться со
всею Русью».
На удивление путников по поводу исчезнувшей печати
Маркуша рассказывает, что печать англичанки была бумажной и выпала.
Против того, что все случилось обыкновенным манером, староверы не
спорят: «все равно, какими путями господь человека взыщет, лишь бы
взыскал». Маркуша поздравляет всех с Новым годом и просит прощения
Христа ради за себя, невежу.
Ю. С. Чупринина |