Путевые впечатления. Повесть (1845)
Встреча казанского помещика Василия Ивановича,
дородного, основательного и немолодого, с Иваном Васильевичем, худым,
щеголеватым, едва прибывшим из-за границы, — встреча эта, случившаяся на
Тверском бульваре, оказалась весьма плодотворна. Василий Иванович,
сбираясь обратно в казанское свое поместье, предлагает Ивану Васильевичу
довезти его до отцовской деревеньки, что для Ивана Васильевича, сильно
издержавшегося за границею, оказывается как нельзя кстати. Они
отправляются в тарантасе, причудливом, неуклюжем, но довольно удобном
сооружении, причем Иван Васильевич, предполагая целью изучение России,
берет с собою основательную тетрадь, кою собирается заполнять путевыми
впечатлениями.
Василий Иванович, уверенный, что они не
путешествуют, а просто едут из Москвы в Мордасы через Казань, несколько
озадачен восторженными намерениями молодого своего попутчика, который по
пути к первой станции обрисовывает свои задачи, вкратце коснувшись
прошедшего, будущего и настоящего России, порицает чиновничество,
дворовых крепостных и русскую аристократию.
Однако станция сменяет станцию, не одаряя Ивана
Васильевича свежими впечатлениями. На каждой нет лошадей, всюду Василий
Иванович упивается чаем, всюду часами приходится ждать. По пути у
дремлющих путешественников срезают пару чемоданов и несколько коробов с
гостинцами для жены Василия Ивановича. Опечаленные, уставшие от тряски,
они уповают на отдых в порядочной владимирской гостинице (Иван
Васильевич предполагает Владимиром открыть свои путевые заметки), но во
Владимире их ждет дурной обед, номер без постелей, так что Василий
Иванович спит на своей перине, а Иван Васильевич на принесенном сене, из
коего выскакивает возмущенная кошка. Страдая от блох, Иван Васильевич
излагает товарищу по несчастью свои взгляды на устройство гостиниц
вообще и их общественную пользу, а также рассказывает, какую гостиницу в
русском духе мечтал бы он устроить, но Василий Иванович не внемлет, ибо
спит.
Ранним утром, оставив в гостинице спящего Василия
Ивановича, Иван Васильевич выходит в город. Спрошенный книгопродавец
готов вручить ему «Виды губернского города», и почти задаром, но не
Владимира, а Царьграда. Самостоятельное знакомство Ивана Васильевича с
достопримечательностями сообщает ему немногое, а неожиданная встреча с
давним пансионским приятелем Федею отвлекает от размышлений об истинной
древности. Федя рассказывает «простую и глупую историю» своей жизни: как
отправился служить в Петербург, как, не имея привычки к усердию, не мог
продвинуться по службе, а потому скоро ею наскучил, как, принужденный
вести жизнь, свойственную его кругу, разорился, как тосковал, женился,
обнаружил, что состояние жены еще более расстроено, и не мог покинуть
Петербург, ибо жена привыкла гулять по Невскому, как им стали
пренебрегать былые знакомцы, пронюхав о его затруднениях. Он уехал в
Москву и из общества суеты попал в общество безделия, играл, проигрался,
был свидетелем, а затем и жертвою интриг, вступился за жену, хотел
стреляться, — и вот выдворен во Владимир. Жена вернулась к отцу в
Петербург. Опечаленный рассказом Иван Васильевич спешит к гостинице, где
Василий Иванович уж с нетерпением ждет его.
На одной из станций он в привычном ожидании
размышляет, где же следует искать Россию, коли древностей нет,
губернских обществ нет, а столичная жизнь заемная. Хозяин постоялого
двора сообщает, что за городом стоят цыгане, и оба путешественника,
воодушевленные, отправляются в табор. Цыганки обряжены в европейские
грязные платья и вместо кочевых своих песен поют водевильные русские
романсы, — книга путевых впечатлений выпадает из рук Ивана Васильевича.
Возвращаясь, хозяин постоялого двора, сопутствовавший им, рассказывает,
отчего ему пришлось некогда сидеть в остроге, — история его любви к жене
частного пристава изложена тут же.
Продолжая свое движение, путники скучают, зевают и
заговаривают о литературе, чье нынешнее положение Ивана Васильевича не
устраивает, и он обличает ее продажность, ее подражательство, забвение
ею народных своих корней, и, когда воодушевленный Иван Васильевич дает
словесности несколько дельных и простых рецептов выздоровления, он
обнаруживает слушателя своего спящим. Вскоре посреди дороги им
встречается карета с лопнувшей рессорой, и в бранящемся скверными
словами господине Иван Васильевич с изумлением узнает парижского своего
знакомца, некоего князя. Тот, покуда в починке его экипажа участвуют и
люди Василия Ивановича, объявляет, что едет в деревню за недоимками,
бранит Россию, сообщает последние сплетни из парижской, римской и других
жизней и стремительно отбывает. Путешественники наши в размышлениях о
странностях русского дворянства приходят к заключению, что за границей
замечательно прошедшее, а в России будущее, — тарантас же тем временем
приближается к Нижнему Новгороду.
Поскольку Василий Иванович, торопясь в Мордасы,
здесь не остановится, описание Нижнего, а особенно его Печорского
монастыря, берет на себя автор. Василий же Иванович на расспросы своего
попутчика о тяготах помещичьей жизни детально оную описывает, излагает
свои взгляды на крестьянское хозяйство и помещичье управление и являет
при том такую сметку, рачительность и истинно отцовское участие, что
Иван Васильевич преисполняется к нему благоговейным почтением.
Прибыв к вечеру следующего дня в некий заштатный
городок, путешественники с изумлением обнаруживают в тарантасе поломку
и, оставив его на попечение кузнеца, отправляются в харчевню, где,
заказав чаю, прислушиваются к разговору трех купцов, седого, черного и
рыжего. Появляется четвертый и вручает пять с лишним тысяч седому с
просьбою передать деньги кому-то в Рыбне, куда тот направляется. Иван
Васильевич, вступив в расспросы, с изумлением узнает, что поручатель
седому не родственник, даже толком не знаком, а расписки меж тем не
взял. Выясняется, что, свершая миллионные дела, расчеты свои купцы ведут
на лоскутках, в дороге все деньги везут при себе, в карманах. Иван
Васильевич, имея свое представление о торговле, заговаривает о
необходимости науки и системы в сем важном деле, о достоинствах
просвещения, о важности совмещения взаимных усилий на благо отечества.
Купцы, однако, не слишком постигают смысл его красноречивой тирады.
Расставшись с купцами, автор спешит познакомить
наконец читателя с Василием Ивановичем поближе и рассказывает историю
его жизни: детство, проведенное на голубятне, запойный отец Иван
Федорович, окруживший себя дурами и шутами, мать Арина Аникимовна,
серьезная и скупая, ученье у дьячка, затем у домашнего учителя, служба в
Казани, знакомство на балу с Авдотьей Петровной, отказ суровых
родителей благословить сей брак, терпеливое трехлетнее ожидание, еще год
траура по умершему батюшке и наконец долгожданное супружество, переезд в
деревню, устройство хозяйства, рождение детей. Василий Иванович много и
охотно кушает и совершенно доволен всем: и женой и жизнью. Оставя
Василия Ивановича, автор приступает к Ивану Васильевичу, повествует о
его матушке, московской княжне, неистовой франкоманке, сменившей Москву
на Казань во время пришествия французов. Со временем она вышла замуж за
какого-то бессловесного помещика, похожего на сурка, и от этого брака
родился Иван Васильевич, который рос под опекой вполне невежественного
французского гувернера. Остающегося в полном неведении относительно
того, что происходит вокруг него, но твердо знающего, что первый поэт
Расин, Ивана Васильевича после смерти матушки послали в частный
петербургский пансион, где он сделался повесой, растерял все знания и
провалился на выпускном экзамене. Иван Васильевич бросился служить,
подражая своим, более усердным, товарищам, но начатое с жаром дело
вскоре ему наскучило. Он влюбился, и его избранница, даже отвечавшая ему
взаимностью, вдруг вышла замуж за богатого урода. Иван Васильевич
окунулся было в светскую жизнь, но прискучил и ею, он искал утешения в
мире поэзии, науки казались ему заманчивы, но невежество и неусидчивость
всегда оказывались помехой. Он отправился за границу, желая рассеяться и
просветиться одновременно, и там, заметив, что многие обращают на него
внимание только потому, что он русский, и что к России обращены невольно
все взоры, он вдруг задумался сам о России и поспешил в нее с уже
известным читателю намерением.
Размышляя о необходимости отыскать народность, Иван
Васильевич въезжает в село. В селе хромовый праздник. Он наблюдает
разнообразные картины пьянства, от молодиц получает обидное прозвище
«облизанного немца», обнаружив раскольника, пытается дознаться, каково
отношение селян к ересям, и встречает полное непонимание. На другой день
в избушке станционного смотрителя Иван Васильевич с брезгливостью
обнаруживает чиновника, исполняющею должность исправника и теперь
ожидающего губернатора, объезжающего губернию. Василий Иванович, любя
новые знакомства, садится с ним за чаек. Следует разговор, во время
которого Иван Васильевич силится уличить чиновника в поборах и взятках,
но выясняется, что время теперь не то, что положение чиновника самое
бедственное, он стар, немощен. В довершение печальной картины Иван
Васильевич обнаруживает за занавеской парализованного смотрителя в
окружении троих детей, старший исполняет отцовские обязанности, и
смотритель диктует ему, что писать в подорожную.
Приближаясь к Казани, Иван Васильевич несколько
оживляется, ибо решает написать краткую, но выразительную летопись
Восточной России; пыл его, впрочем, вскоре, как и следовало ожидать,
утихает: поиски источников его пугают. Он обдумывает, не написать ли
статистической статьи или статьи о здешнем университете (и обо всех
университетах вообще), или о рукописях в здешней библиотеке, или уж
изучить влияние Востока на Россию, нравственное, торговое и
политическое. В это время гостиничная комната, в коей Иван Васильевич
предается мечтаниям, наполняется татарами, предлагающими ханский халат,
бирюзу, китайский жемчуг и китайскую тушь. Проснувшийся вскоре Василий
Иванович осматривает покупки, объявляет настоящую цену каждой, купленной
втридорога, вещи и, к ужасу Ивана Васильевича, приказывает закладывать
тарантас. Среди сгущающейся ночи, продвигаясь по голой степи в
неизменном тарантасе, Иван Васильевич видит сон. Снится ему удивительное
превращение тарантаса в птицу и полет по какой-то душной и мрачной
пещере, наполненной страшными тенями мертвецов; ужасные адские видения
сменяются одно другим, грозя перепуганному Ивану Васильевичу. Наконец
тарантас вылетает на свежий воздух, и открываются картины прекрасной
будущей жизни: и преображенные города, и странные летающие экипажи.
Тарантас спускается на землю, утрачивая птичью сущность, и несется чрез
дивные селения к обновленной и неузнаваемой Москве. Здесь видит Иван
Васильевич князя, недавно встреченного на дороге, — тот в русском
костюме, размышляет о самостоятельном пути России, ее богоизбранничестве
и своем гражданском долге.
Потом Ивану Васильевичу встречается Федя, недавний
его владимирский собеседник, и ведет его в скромное свое жилище. Там
видит Иван Васильевич прекрасную безмятежную жену его с двумя
очаровательными малышами, и, умиляясь душой, вдруг обнаруживает себя, а
вместе и Василия Ивановича, в грязи, под опрокинувшимся тарантасом.
Е. В. Харитонова |