Комедия (1968)
Двое молодых людей — студент-медик Бусыгин и
торговый агент Семен, по прозвищу Сильва, — приударили за незнакомыми
девушками. Проводив тех до дома, но не встретив дальнейшего
гостеприимства, на которое рассчитывали, они обнаруживают, что опоздали
на электричку. Время позднее, на улице холодно, и они вынуждены искать
крова в чужом районе. Молодые люди сами едва знакомы, но несчастье
сближает. Оба они — парни с юмором, в них много задора и игры, они не
падают духом и готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы
согреться.
Они стучатся в дом одинокой тридцатилетней женщины
Макарской, только что прогнавшей влюбленного в нее десятиклассника
Васеньку, но она отшивает и их. Вскоре не знающие куда деться парни
видят, как ее окликает пожилой мужчина из соседнего дома, назвавшийся
Андреем Григорьевичем Сарафановым. Они думают, что это свидание, и
решают воспользоваться удобным случаем, чтобы в отсутствие Сарафанова
побывать у него и немного согреться. Дома они застают расстроенного
Васеньку, сына Сарафанова, который переживает свою любовную неудачу.
Бусыгин делает вид, что давно знает его отца. Васенька держится очень
настороженно, а Бусыгин пытается его усовестить, говоря, что все люди
братья и надо доверять друг другу. Это наводит хитроумного Сильву на
мысль, что Бусыгин хочет разыграть парнишку, представившись сыном
Сарафанова, сводным братом Васеньки. Вдохновленный этой идеей, он тут же
подыгрывает приятелю, и ошарашенный Бусыгин, который вовсе не имел
этого в виду, является Васеньке как его неведомый старший брат, решивший
наконец разыскать отца. Сильва не прочь развить успех и склоняет
Васеньку отметить событие — найти в домашних закромах что-нибудь из
спиртного и выпить по случаю обретения брата.
Пока они празднуют на кухне, неожиданно появляется
Сарафанов, ходивший к Макарской просить за сына, сохнущего от любви.
Захмелевший Васенька огорошивает его сногсшибательной новостью.
Растерявшийся Сарафанов поначалу не верит, но, вспомнив прошлое,
все-таки допускает такую возможность — тогда только закончилась война,
он же «был солдат, а не вегетарианец». Так что его сыну мог бы быть
двадцать один год, а его мать звали… ее звали Галиной. Эти подробности
слышит выглядывающий из кухни Бусыгин. Теперь он более уверен в себе при
встрече с мнимым отцом. Сарафанов же, расспрашивая новоявленного сына,
все больше и больше уверяется в том, что перед ним действительно его
отпрыск, искренне любящий отца. А Сарафанову сейчас как раз очень нужна
такая любовь: младший сын влюбился и норовит отбиться от рук, дочь
выходит замуж и собирается на Сахалин. Сам же он ушел из симфонического
оркестра и играет на танцах и на похоронах, что самолюбиво скрывает от
детей, которые тем не менее в курсе и только делают вид, что ничего не
знают. Бусыгин хорошо играет свою роль, так что даже взрослая дочь
Сарафанова Нина, поначалу встретившая братца очень недоверчиво, готова
поверить.
Ночь Сарафанов и Бусыгин проводят в доверительной
беседе. Сарафанов рассказывает ему всю свою жизнь, открывает душу: жена
оставила его, потому что ей казалось, что он слишком долго вечерами
играет на кларнете. Но Сарафанов горд собой: он не позволил себе
раствориться в суете, он сочиняет музыку.
Утром Бусыгин и Сильва делают попытку незаметно
ускользнуть, но сталкиваются с Сарафановым. Узнав об их отъезде, он
обескуражен и расстроен, он дарит Бусыгину на память серебряную
табакерку, так как, по его словам, в их семье она всегда принадлежала
старшему сыну. Растроганный самозванец объявляет о своем решении
задержаться на день. Он помогает Нине прибрать в квартире. Между ним и
Ниной устанавливаются странные отношения. Вроде бы они брат и сестра, но
их взаимный интерес и симпатия друг к другу явно не укладываются в
родственные рамки. Бусыгин расспрашивает Нину о женихе, невольно
отпуская ревнивые колкости в его адрес, так что между ними происходит
нечто вроде размолвки. Чуть позже Нина также ревниво будет реагировать
на интерес Бусыгина к Макарской. Помимо этого, они постоянно обращаются к
разговору о Сарафанове. Бусыгин упрекает Нину за то, что она собирается
оставить отца одного. Беспокоит их также и брат Васенька, который то и
дело предпринимает попытки сбежать из дома, считая, что никому здесь не
нужен.
Между тем Васенька, ободренный неожиданным вниманием
Макарской, согласившейся пойти с ним в кино (после разговора с
Сара-фановым), оживает и теперь уже не собирается никуда уезжать. Однако
радость его длится недолго. У Макарской на десять часов назначено
свидание с приглянувшимся ей Сильвой. Узнав, что Васенька купил билет на
то же время, она отказывается идти, а на Васенькино наивное упорство
возмущенно признается, что ее неожиданной добротой парнишка обязан
своему папе. В отчаянии Васенька собирает рюкзак, а чуткий Бусыгин,
только что намеревавшийся отбыть, снова вынужден остаться.
Вечером появляется с двумя бутылками шампанского
жених Нины летчик Кудимов. Он простой и открытый парень, беззлобный и
все воспринимающий чересчур прямолинейно, чем даже гордится. Бусыгин и
Сильва то и дело подшучивают над ним, на что он только добродушно
улыбается и предлагает выпить, чтобы не терять время. У него его в
обрез, он, курсант, не хочет опаздывать, потому что дал себе слово
никогда не опаздывать, а собственное слово для него закон. Вскоре
появляются Сарафанов и Нина. Вся компания пьет за знакомство. Кудимов
неожиданно начинает вспоминать, где же он видел Сарафанова, хотя Бусыгин
и Нина пытаются помешать ему, убеждая, что нигде он не мог его видеть
или видел в филармонии. Тем не менее летчик с присущей ему
принципиальностью упорствует и в конце концов вспоминает: он видел
Сарафанова на похоронах. Сарафанов с горечью вынужден в этом признаться.
Бусыгин успокаивает его: людям нужна музыка и когда
они веселятся, и когда тоскуют. В это время Васенька с рюкзаком,
несмотря на попытки остановить его, покидает родной дом. Жених Нины,
несмотря на ее уговоры, тоже рвется прочь, боясь опоздать в казарму.
Когда он уходит, Нина упрекает ехидного братца, что тот дурно обошелся с
ее женихом. В конце концов Бусыгин не выдерживает и признается, что
вовсе не брат он Нине. Больше того — он, кажется, влюблен в нее. А между
тем обиженный Сарафанов собирает чемодан, чтобы ехать вместе со старшим
сыном. Неожиданно вбегает с испуганно-торжественным видом Васенька, а
вслед за ним Сильва в полусгоревшей одежде, с испачканным сажей лицом в
сопровождении Макарской. Оказывается, Васенька подпалил ее квартиру.
Возмущенный Сильва требует брюки и, прежде чем уйти, в дверях мстительно
сообщает, что Бусыгин вовсе не сарафановский сын. На всех это
производит большое впечатление, однако Сарафанов твердо заявляет, что не
верит. Он не хочет ничего знать: Бусыгин его сын, и притом любимый. Он
предлагает Бусыгину переехать из общежития к ним, хотя это встречает
возражение Нины. Бусыгин успокаивает его: он будет их навещать. И тут же
обнаруживает, что снова опоздал на электричку. |